Урок по познанию мира в первом классе. С помощью последовательных вопросов дети смогли определить тему урока. Каждый ученик высказывал свое мнение, даже порой и ошибочное. Много материала подобрано для развития критического мышления. Дети провели на уроке эксперимент "Дегустатор". По запаху они определили названия веществ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Взялись за руки и побежим по лабиринту к новым знаниям.
- Слушайте музыку и представляйте где мы бежим?
- Остановились и посмотрите. Как вам больше нравится просто слушать или смотреть и слушать?
-( Распылить освежитель воздуха) Что изменилось в классе?
- Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Расскажите о нем?
2. Актуализация знаний.
- А с помощью какого органа вы это определили? ( с помощью носа)
- Какая тема нашего урока? Что бы вы хотели узнать о носе?
-Покажите ваш нос? Расскажите о нем?
3. Новый материал.
- Я вам покажу схему носа, а вы расскажите об этом удивительном органе- носе. Мы отправимся "в путешествие", в глубь человеческого организма.
Краткая информация .
- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа,носовые проходы, похожие на «лабиринты»).
- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).
Узелок на память. Нос- орган обоняния.
- Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.
Работа в прописи. Поменялись. Оцените смайликами.
Узелок на память. Дегустатор.
Работа в малых группах. ( Игра "Звери" - шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают свое животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.)
Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
Игра- эксперимент "Дегустатор"
- Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).
- Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.
(На столе расставлены стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: сок чеснока, огурца, лука, цедра лимона, раствор кофе, ватки с ароматами духов. Также стоит баночка с гигиеническими палочками).
Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т.д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т.д.
Воспитатель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)
Краткая информация .
- В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.
- Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т.д.)
Знакомство с индивидуальными средствами защиты.
Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.
- Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)
1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.
2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.
3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.
- Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита.
- Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.
Эксперимент.
- Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.
Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».
- Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)
Учитель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.
Узелок на память. Нос- помогает четко говорить.
-Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.
Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.
(С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами: глаза, уши, горло)
- Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т.к. грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью. Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже теплым.
Эксперимент.
- Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)
Узелок на память. Дыши носом.
- Посмотрите, как все связано. Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)
Обсуждение проведенного эксперимента.
- Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.
- Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к лору), чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза.)
Узелок на память. Следи чтоб в кармане был платочек.
Сценка из спектакля "Друзья Мойдодыра"
Все в карман Андрюша тащит, И набить карман как ящик. Медяшку-В карман Деревяшку- в карман Побрякушку- в карман И катушку- в карман. Все что надо- в карман Что не надо- в карман Нет в кармане пустяка… Дети (хором) Носового нет платка.
- Ребята, поднимите руки, у кого носовой платок сейчас есть в кармане.
Обучение точечному массажу.
- Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.
(Воспитатель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).
- После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.
- И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина и др.)
- Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, воспитатель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).
Деление на пары ( по цвету стикера)
- И в заключение нашего путешествия, я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку ( в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина)
Практическая работа.
- давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами( разбирая предметные картинки с детьми)
Оценивание светофором.
Зеленый - знаю все о носе, его функциях, гигиене носа, могу назвать и вызвать врача.
Желтый- знаю все о носе, его функциях, могу вызвать врача, спрошу у товарища о гигиене носа
Красный - плохо все запомнил, но все выучу.
- Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос. И недаром в народе говорят:
«Береги нос в большой мороз», «Держи нос по ветру», «Всякая птица своим носом сыта»,
«Нос задирает, а в голове ветер гуляет»,«Не видеть дальше своего носа» и т.д.
- Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.