kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект интегрированного урока во 2 классе (окружающий мир,литературное чтение и проектная деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема урока: "Секрет счастья (на основе произведения Д. Родари "Солнце и Туча"). Погода и климат". В конспекте урока представлены основные этапы современного урока: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в  пробном действии, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного  проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект интегрированного урока во 2 классе (окружающий мир,литературное чтение и проектная деятельность) »

Тема урока:"Погода и климат. Секрет счастья (на основе произведения Д. Родари «Солнце и туча») 2-й класс.



Цели урока:

  1. Научить детей различать понятия «погода» и «климат», находить связь между ними.

  2. Формировать умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения «Солнце и туча» Д. Родари.

Задачи:

Дети к концу урока научатся:

  • Различать понятия «погода» и «климат», находить связь между ними, описывать погоду .

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Находить и извлекать информацию, представленную в разных формах необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Оборудование: учебник, толковый словарь, термометр, самодельные веера , компасы, карточки с заданием, карточки с вопросами, демонстративные карточки, интерактивная презентация, цветной мел и карандаши.


Ход урока


  1. Мотивация.

Включаем запись сказки.

Работа по содержанию.

- Почему все радовались солнечным лучам?

- Что значит грозовое настроение?

-Чему удивилась туча? Что с ней случилось?

- Каким было солнце? (весёлым, счастливым, путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось)

- А кто и чем нравятся вам, вызывают симпатию? Почему?

- Какое богатство хотела сберечь туча?

- Почему у неё этого не получилась? (круговорот воды)

- Так кто же был счастливее солнце или туча? Почему?

- Кого напоминают солнце и туча своими действиями? (людей, которые бывает щедрыми как солнце и жадными недовольными как туча).

- Какой же секрет счастья открывает автор читателям? ( счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим, счастлив тот, кто щедр, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче)


2. Формулирование темы урока, постановка цели и задач.

- Сейчас по заданию попытайтесь определить, что нового мы узнаем на уроке о нашей планете, т.е. определите тему урока.

- Из данных слов: Солнце, туча, климат, Земля , Луна, спутник, планета, звезда, погода, дождь, образуйте пары, связанные между собой по смыслу. И попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд №1,2)


- Сформулируйте тему урока. Почему так решили? (Остальное уже изучали). (слайд № 3).

3. Актуализация.

- А чтобы перейти к новой теме мы повторим всё, что мы уже знаем.

- Во что превращается вода при нагревании, при охлаждении?

- Почему происходит смена времен года? (Земля вращается вокруг Солнца, а ось вращения Земли вокруг своей оси не меняет своего наклона).

- Почему летом тепло, а зимой холодно? От чего это зависит? (Какой стороной повернется Земля к Солнцу, и под каким углом будут падать на Землю его лучи).

- Зачем мы повторяем? (готовимся узнать что-то новое).

-- Почему вы объединили слова «погода и климат»? (они связаны между собой).

- Кто знает, а как они связаны? (погода зависит от климата)

- Что же мы должны сегодня узнать? (слайд 4 Узнать, что такое погода и климат?

Определить связь между погодой и климатом. Научиться определять погоду.)

- Кто знает, что такое «погода», что такое «климат»? (различные ответы)

- Почему у вас разные мнения? В чем возникло затруднение? (мы не знаем, что это такое).

- Как можем достичь этих целей? (Будем искать информацию)

- А где её можно найти? (в учебнике, в словаре, в энциклопедии, в интернете, из рассказов взрослых…)


4. Проблемное объяснение нового материала.

Послушайте мой небольшой рассказ:

- В космосе царит холод более сильный, чем в морозилке. А все предметы, освещенные Солнцем, сильно нагреваются.

Например (5 слайд), температура поверхности на Луне в лунный полдень близка к +130°С, а в полночь она падает до —150°С. Можно ли жить на Луне?

- Почему же на поверхности Земли никогда не бывает таких температур? Как вы думаете?

- Чем отличается изображения Земли и Луны? (У Земли есть оболочка). (6 сл)

- Кто знает, как называется эта оболочка?(Атмосфера)

- А что это такое? (Разные ответы детей) Где можно найти точный ответ? (Толковый словарь, учебник) Смотрим в толковом словаре в конце учебника. Стр. 136(чтение вслух).

- Как вы поняли, что такое атмосфера? (Это воздушная оболочка).

- Почему же Земле не страшны космический холод и жара? (защищает атмосфера)

- Как вы думаете, состояние атмосферы постоянно или оно меняется? (различные ответы)

- Давайте выясним, кто прав?

- Какие природные явления вы знаете? (называют) (облака, ветер мороз, жара, дождь, снег, иней, роса, гроза и туман)

- Где они происходят? (в атмосфере)

- Если эти явления происходят в атмосфере, как они называются? (атмосферные явления).

- Снег все время идет? А ветер все время дует?

- Что можно сказать о состоянии атмосферы: оно постоянно или изменяется?


- Кто знает, а какие изменения происходят в атмосфере в течение суток, месяца, года? (Ответы детей). Сегодня мы подробно узнаем об этом.


Работа на индивидуальных карточках.

- Составляем таблицу атмосферных явлений.

- Итак, вы назвали несколько атмосферных явлений. (Слайд № 7). Попробуйте разбить их на группы и назовите одним понятием.

(работа в группах)

- Каким понятием объединили явления «жара и мороз»?

(1 группа: «Температура».)

-Кто согласен? Записываем первое понятие в таблицу.

- Какое следующее понятие?

(2-я группа: «Ветер»)

-Кто согласен? Записываем второе понятие в таблицу.

- Каким будет третье понятие?

(3-я группа: «Облачность»)

-Кто согласен? «Облачность». Записываем третье понятие в таблицу.

- Каким понятием объединили явления «снег, дождь, град, иней, роса, туман»?

(4-я группа: «Осадки»).

-Кто согласен? Записываем четвертое понятие в таблицу.

Давайте узнаем об этих понятиях побольше и заполним таблицу .


«Температура»

- В учебнике на стр. 71 прочтите ту часть текста, где рассказывается о температуре, и подчеркните то, что вы раньше не знали.

- Что вы не знали?

- А теперь каждая группа составит по1 вопросу для других групп по прочитанному материалу. (Каждая группа задает только 1 вопрос)

Варианты вопросов:

- Как называется прибор для измерения температуры воздуха?(термометр) Уличные термометры (Слайд № 9)

-В каких единицах измеряется температура?

- При какой температуре замерзает вода?

- Какую температуру называют положительной? Отрицательной?

- Скажите, в какое время года температура бывает положительной? А отрицательной? Что с ней происходит? (она изменяется)




Физминутка


Поработали мы дружно, Дружно встанем, тихо сядем

Отдохнуть немного нужно. И закроем все глаза.

(Далее шепотом) Наступает, наступает, Наступает тишина.


«Ветер»

- Давайте проведем простейший опыт. Возьмите в руки лист бумаги и сделайте веер. Помашите им на себя и друг на друга.

- Что вы почувствовали? (ветер).

- Что такое ветер? Как вы думаете? (Движение воздуха).

- Обратимся к учебнику. Стр. 72 Прочтите определение, что такое ветер? Найдите главное слово (движение). Вы были правы?

- Кто знает, почему воздух движется? (смешивание холодного и горячего воздуха).

- Как вы поняли причину появления ветра?

- Говоря о ветре, мы чаще всего говорим о силе ветра и его направлении.

- Что можно сказать о наличии и силе ветра на 1-й иллюстрации? (слайд 10)

- Какими словом можно выразить силу ветра на этой иллюстрации, если ветра нет? (безветрие)

Далее работа происходит аналогично .

- По каким признакам определили, что ветер появился? А какой он по силе?.

-. А теперь положите посередине компас. Посмотрите, с какой стороны света вы сидите. и подуйте прямо от себя. Если ветер дует с севера, как его можно назвать? А со стороны юга? Это основные направления.

- А если ветер дует с севера и востока. - Кто знает, как называется такое направление? (Северо-восточное)

- Если ветер бывает разным, что о нем можно сказать? (Он изменяется)


«Облачность».


Посмотрите в окно, что вы можете сказать о состоянии неба? (Небо все в облаках, просвета чистого неба нет., облаков нет, солнце светит ясно…)

- С каким понятием это связано? Что вы знаете об облачности? Узнаем в учебнике с 73. Прочтите про себя и подчеркните то , что вам было неизвестно.

- Какая бывает облачность? (ясно, переменная облачность, пасмурно). (Слайд № 11)

- Если ясно, то как можно обозначить состояние неба в таблице? (нарисуем солнце).

- А если пасмурно? (на небе туча).

- А если переменная облачность? Что это значит? (то солнце, то тучи) т.д.

- Что происходит с облачностью? (Она изменяется) На доску.

Включить запись дождя.

- Что вы слышите? (Дождь)

- С каким понятием это связано? (Осадки)

- Прочтите в толковом словаре стр. 139.

- Кто знает, как образуются осадки?

- Прочтите в учебнике. (стр. 73) ответ на этот вопрос и ответьте:

- Как называется явление природы, благодаря которому происходит формирование осадков? (Круговорот воды в природе) (слайд № 13)

- Ещё раз вспомним, какие бывают осадки?

- Как можно обозначить в таблице дождь? А снег? А град? (13 сл)

- Что можно сказать про осадки? Они идут все время? Нет. Они непостоянны. (на доске)


Посмотрите на таблицу.

- Здесь записаны основные атмосферные явления. Что о них можно сказать? (Они изменяются)

- Так состояние атмосферы изменяется или нет?

- Кто догадался , на что влияет изменения атмосферных явлений? (на погоду) .



5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А теперь задание: Сейчас вы прослушаете сообщение гидрометеоцентра о погоде на сегодня в нашем городе. Запишите в таблицу эти данные. (Один на доске).

- Сегодня в Чите ожидается переменная облачность , днём небольшой снег. Ветер западный, слабый. Температура воздуха днем составит 2 градуса мороза.


( дети работают на карточках) Взаимопроверка в парах. Кто не сделал ошибок? Тот молодец.


Мы выяснили, что такое погода, а что же такое климат?

- Меняется ли погода в разное время года?

- Ученые – метеорологи проследили за изменениями атмосферных явлений в течение года и высчитали средние показатели.

- Давайте проследим за этими показателями в нашем городе. (15 сл)


Температура

Ветер

Облачность

Осадки

Зима





Весна





Лето





Осень





- Средняя зимняя температура – 25 градусов; ветер северный, слабый; ясно. , редкие осадки в виде снега.

- Средняя весенняя температура + 5 градусов; ветер западный , умеренный; ясно , без осадков.

- Средняя летняя температура +20 градусов; безветрие; переменная облачность , редкие осадки в виде дождя.

- Средняя осенняя температура + 6 градусов; безветрие ; ясно , редкие осадки в виде снега.

- Что записано в таблице? (Изменения погоды по сезонам).

- В одном городе или в разных городах? ( в одном)

- Так что же такое климат, как вы думаете? (предположения детей?)

Читаем в учебнике.с.74

- Подчеркните главные слова и сравните с определением, что такое погода.

- В чем сходство?( Наблюдение в одном и том же месте)

- В чем различие? (Погода – это состояние атмосферы в определенное время, а климат - обычные изменения погоды в течение года).

- Что значит «обычные изменения?» (повторяются из года в год).

- Какое понятие шире: погода или климат?

Так какой же у нас в Чите климат? Зима - (все вместе) холодная, лето – жаркое.

- Каких дней больше?(солнечных дней).

- Что можно сказать про осадки?( небольшое количество осадков).

- А про ветер?( чаще безветрие). Такой климат называется резкоконтинентальный.


6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


7. Проектная работа.

- Каждой группе подготовлен пакет заданий. Вам даётся время на проектную работу.

- Каждая группа выбирает капитана.

- На столах лежат листы сопровождения, капитан команды распределяет между участниками виды работ. Так же на столах лежат энциклопедии, справочный материал, иллюстрации, которые вы будете использовать для оформления плаката. Не забудьте указать список литературы. После того, как вы будете готовы, каждая команда защищает

свой проект.

8.Защита проектов.


9. Итог урока:

- Выполнили ли мы поставленные перед собой цели?

- О чем мы узнали? Что такое климат и погода? (изменения атмосферных явлений , только за разный период времени)

- Чему научились? (определять погоду)


Домашнее задание.

Вы будете учеными – метеорологами. Нужно наблюдать за погодой всю неделю и записывать данные в таблицу в тетради на стр. 24.


Рефлексия.

- Кто сегодня доволен своей работой на уроке? Для кого светило солнышко?

А для кого небо было в тучках? Нарисуйте на обратной стороне карточки солнышко или тучку и покажите.

- Какая облачность была сегодня на уроке?


Молодцы! Благодарю за работу на уроке.










1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

- 6 -

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петухова Наталия Вадимовна, Чернышёва Людмила Михайловна, Черепанова Наталья Анатольевна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 219900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства