Классная доска, стол, разные линейки по размеру, назначению (ученическая, портновская, офицерская, уголок), материалу изготовления (дерево, металл, пластмасса, картон-вторсырьё), цвету, форме.
Предметы, которые можно или нельзя измерить линейкой (стакан воды, мешочек с крупой, лист картона, моток тесьмы и т.п.)
Для ученика
Учебник, белая офисная бумага, карандаш, ученическая линейка.
Ход урока.
Мотивация. Обсуждение.
Рассматриваем коллекцию линеек, которую демонстрирует учитель. Обращаемся к личному опыту детей. Какие линейки они видели часто? Какие впервые или редко? Чем похожи все линейки, и чем отличаются? Людям каких профессий могут пригодиться?
Приходим к выводу о главном назначении линейки – проводить прямые линии и измерять их.
Практическая работа.
Организовать рабочее место, проверить напарника (работа в парах).
Учебник с.48. Работа с иллюстрацией. Как правильно держать карандаш и линейку? Карандаш должен плотно прилегать, прижиматься!
Тренировочное упражнение. На листе белой бумаги построить прямую линию, луч, отрезок, ломаную линию. Следить за правильной позицией карандаша по отношению к линейке.
Работа со шкалой линейки. (Перенос знаний, ранее полученных на уроке математики) Покажите на своей линейке расстояние в 1 см. Многие ребята показали расстояние от 0 до 1 по шкале, а некоторые показали по-другому – от 3 до 4, от 8 до 9 и т.д.Почему так? Любое расстояние между числами на шкале равно 1 см. От какой цифры на шкале начинаем строить отрезок или измерять его? От 0 см. Это важно помнить, чтобы избежать ошибок.
Учебник с.49. Самостоятельная работа. (По рядам – каждому ряду достаётся своя фигура) Измерь стороны фигуры, запиши результаты на листе. Найди периметр фигуры. Сравни свой результат с результатами ребят из своей группы.
Промежуточное обобщение
Почему некоторые ребята допустили ошибку? Они не были точны в измерениях. (Чтение вывода «Запомни» на с.49)
Почему линейка – важный и нужный инструмент? Только с её помощью можно провести прямую линию произвести точные измерения.
Игра «Линейка, сумей-ка!» (Закрепление знаний о функциях линейки)
На столе у учителя стакан воды, мешочек с крупой, лист картона, моток тесьмы, маленький мячик и др.предметы. Цель игры: выбрать предметы, которые сумеет измерить линейка. (Например: стакан –да, вода – нет, у мешочка можно измерить длину и ширину, а объём крупы – нет, и т.д.)
Самооценка. Подведение итогов.
С каким чертёжным инструментом подружились на уроке? Почему его так называют?
Что умеем делать с помощью линейки?
Что в ходе практической работы получалось хорошо, а что не очень?
Оцени свою работу на уроке, используя шкалу линейки, от 1 до 5. Продемонстрируй свою оценку товарищам.
Содержи свои чертёжные инструменты – карандаш и линейку в порядке, клади на место, не порти, и они всегда с удовольствием будут помогать тебе!