Конспект открытого интегрированного урока русского языка и познания мира в 4 классе на тему: «Склонение имен прилагательных». Обобщение по разделу «Воздух. Погода»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1.Оргмомент | а)психологический настрой Ребята встают в круг. - Если вы идете в школу с радостью, то помашите правой рукой; - Если вы цените в людях честность, порядочность, сделайте шаг вперед; - Если вы считаете, что мы должны уважать права людей независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад; - Если вас волнует судьба нашей страны, то хлопните в ладоши; - Если вы себя считаете патриотами, то поднимите обе руки вверх; - Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед; - Если вы верите в то, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки; б) готовность к уроку - Проверьте рабочее место. Все ли у вас готово к уроку? | Выполняют В класс пришел не хмурь лица Будь веселым до конца. Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь, А закон у нас такой: Все, что надо под рукой? |
2.Проверка д/з | Упражнение 257 За ближайшей рощей (Т.п.), в темном бору (П.п), перед чистым зеркалом (Т.п), при хорошей погоде (П.п), после сытного обеда (Р.п), к красной девице (Д.п), позади зеленого поля (Р.п), под снежным покровом (Т.п), в осеннюю грязь (В.п), на клубничном варенье (П.п), с мудрым старцем (Т.п), к научной работе (Д.п), о пшеничном хлебе (П.п), сквозь пристальный взгляд (В.п), по гладкому полю (Д. п), к зимней непогоде (Д. п), в теплом пальто (П. п) | |
3.Сообщение темы урока | - Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка и познания мира. Тема нашего урока «Склонение имен прилагательных» и обобщение по разделу «Воздух. Погода». Мы будем совершенствовать свои знания о склонении имен прилагательных. Обобщим знания о воздухе, погоде, климате. | |
4.Актуализация знаний. | 1. Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить, к какой части речи относятся используемые в нем слова Красный, синий и зеленый Вкусный, сладкий и соленый Круглый, твердый и колючий Злой, холодный и трескучий Ясный, ласковый и грозный И серьезный и веселый. 2. Что обозначают имена прилагательных? Игра «Требуется слово» - Сейчас мы проведем игру «Требуется слово». К данным именам прилагательным вы должны подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к теме «Воздух. Погода». - Запишите словосочетания и определите род имен прилагательных, выделяя окончания. Чистое…, теплый…, рыхлый…, голубое…, легкое…, темная…, порывистый… - С какой частью речи согласуются имя прилагательное? | Стихотворение составлено из имен прилагательных Имена прилагательных обозначают свойства, качества, признаки предметов (по цвету, по вкусу, по форме, по размеру, физические качества) Небо, снег, климат, облако, туча, ветер, и тд Имя прилагательное согласуется с именем существительным. |
5. Работа над темой урока | Наблюдение над склонением имен прилагательных в единственном числе. 1.Вспомним, как склоняются имена прилагательные в мужском роде. Послушайте стихотворение Ю. Карасева «Приключение зеленого листа», и с помощью сигнальных карточек покажите, в каких падежах стоит словосочетание «зеленый лист» Как – то раз с большого клена Оторвался лист зеленый И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету Закружилась голова У зеленого листа Ветер неси и нес Бросил только на мосту В тот же миг веселый пес Шмыг – к зеленому листу Лапой – хвать зеленый лист Дескать, поиграем, «Не хочу», парашютист Головой качает … Ветер вмиг с листом зеленым Над землей взметнулся снова Но шалун листок упал… Я пишу в саду под кленом Стих о том листе зеленом. - Как вы определяли падеж имени прилагательного? | Уч-ся показывают карточки с нужными падежами. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого он зависит. |
6.Физминутка | Если вы услышите имя прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой. - Всем живым существам, растениям и людям для дыхания нужен чистый воздух. Но над многими городами воздух сильно загрязнен. Над городами постоянно висит огромный слой загрязненного воздуха, который хорошо виден, особенно в ясную, тихую погоду. Летчики больших самолетов рассказывают, что эту грязную «шапку» видно за городами 20 – 30 километров. В ветреную погоду ветер разгоняет и рассеивает грязный воздух, но безветренную погоду город накрыт слоем грязного воздуха и люди в городах вынуждены дышать загрязненным воздухом. Почему? Давайте, разгоним грязный воздух. | Прыгают, хлопают над головой Отвечают. Разгоняют. |
7. Закрепление | 2) Используя данные предлоги запишите словосочетания в нужном падеже и укажите его. Выделите окончания имен прилагательных. Атмосферное давление (по) Пушистое облако (на) Зимнее пальто (про) Синее море (до) - Обратите внимание на имена прилагательные - Какого они рода? - Как вы определили? - О прилагательных, какого рода можем сказать, что они склоняются одинаково? - Сформулируйте правило? 3) Выборочное письмо. Упражнение № 264 Объясните пословицу. Выписать словосочетание прилагательное плюс существительное. Определить падеж, род, число. | Самостоятельно выполняют. Взаимопроверка. Дательный падеж. Предложный падеж. Винительный падеж. Родительный падеж. Среднего рода. Род имен прилагательных определяем по имени существительного, с которым оно связано. Мужского и среднего рода. Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложных падежах отвечают на одинаковые вопросы. Их окончания тоже совпадают. Добрым словом ( Т.п., С.р., ед.ч) в хорошем житье (П.п., С.р, ед.ч), бесстыдного гостя(Р.п., С.р, ед.ч), на хороший цветок (В.п., М.р, ед ч), новое счастье(В.п., С.р, ед ч), на хорошей крыше(П.п, Ж.р, ед.ч) |
8. Обобщение | Составление кластера «Воздух» - Давайте, ребята вспомним все о воздухе. Если возможно, изменить слово из другой части речи, в прилагательное, то запишем в виде прилагательного в разных падежах. Воздух | Без цвета, без запаха,невидим, без вкуса, расширяется, смесь газов, кислород. Бесцветного, невидимому, о безвкусном, расширяемый, кислородным и т.д. |
9. Итог урока | Давайте подведем итог урока. - Чем мы занимались? Что вам больше всего запомнилось? Почему? | Отвечают. |
10. Оценивание | | |
11. Домашнее задание. | Упражнение № 266 | |
12.Рефлексия | В начале урока мы поставили цели. Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Для этого прошу вас, подойти к мишени и поразить цель на столько, на сколько вы достигли ее? | Наклеивают на мишень полоски. |