kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока На тему «Сила богатырского духа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: музыка, ИЗО.

Класс:   3 (2 четверть)

Тема: « Сила богатырского духа »

Форма урока: интегрированный урок

Цель урока:  Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской  темы”.

Предметные:

   - познакомить детей с произведениями искусств:

Зрительный ряд: Богатыри. В.Васнецов, картины В.Гартмана, П.Д. Корин «Александр Невский».

Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония»,  Богатырские ворота. М.П. Мусоргский.

  - познакомить детей с понятием кантата, коллаж.

  - обобщить приобретенные знания в курсе ИЗО: о историческом и сказочно-былинном жанрах.

  - обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности;

       Метапредметные:

  - создать условия для формирования умения использовать различные

приемы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки.

        Личностные:

  - создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства;

  - способствовать формированию творческого мышления;

  - способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;

  - формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях  на основе  комплексного изучения  музыки и ИЗО;   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока На тему «Сила богатырского духа» »

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет начального образования

Кафедра теории и практики художественно-эстетического образования











Конспект интегрированного урока

На тему «Сила богатырского духа»









Выполнили:

студентки 4 курса 42 группы

ФНО «ПиМНО»

Авдонина А.С., Давлетова А.К.

Кожеманова М. А.

Проверила: Литвинова О.В.











Самара 2013

Предмет: музыка, ИЗО.

Класс: 3 (2 четверть)

Тема: « Сила богатырского духа »

Форма урока: интегрированный урок

Цель урока: Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской темы”.

Предметные:

- познакомить детей с произведениями искусств:

Зрительный ряд: Богатыри. В.Васнецов, картины В.Гартмана, П.Д. Корин «Александр Невский».

Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония», Богатырские ворота. М.П. Мусоргский.

- познакомить детей с понятием кантата, коллаж.

- обобщить приобретенные знания в курсе ИЗО: о историческом и сказочно-былинном жанрах.

- обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности;

Метапредметные:

- создать условия для формирования умения использовать различные

приемы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки.

Личностные:

- создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства;

- способствовать формированию творческого мышления;

- способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;

- формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях  на основе  комплексного изучения  музыки и ИЗО;  

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьтер.

Музыка:

- Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина

- Богатырские ворота. М.П. Мусоргский

Репродукции:

- Репродукции: Богатыри. В.Васнецов

- Портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова

- Картины В.Гартмана

- Видеофрагменты: Александр Невский (фрагмент из к/ф реж.Эйзенштейна)

- Былина «Три богатыря », исполняет Г.И.Лавров (фрагмент).

Ход урока:

Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).

Заранее распределённое д/з: найти текстовый материал по группам (музыканты – о А. Бородине, художники – о В. Васнецове, литераторы – о былинах)

I. Организационный момент:

Учитель: Дорогие ребята! Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа.

Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.

О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?

II. Основная часть (Слайд – Богатырство - что это?)

Учитель: (Проблемный вопрос) Богатырство - что это? А существуют ли сказки о богатырях? Слово литераторам.

ЛИТЕРАТОРЫ:

Выступают литераторы: о богатырях, былинах(определение богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей)

Вопросы классу :- Богатырь –это…(Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.)

- Что такое былина? (Былины - это один из древних жанров русских народных песен.)

- Когда на Руси появились былины? Почему? (Ученые предполагают, что появились былины более тысячи лет назад.)

- Кто является автором былин? Почему? (народ)

- Кому посвящаются былины? (Богатырям-защитникам Руси.)

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (Оно многозначное.)

- Какими качествами наделен богатырь. Человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный (показать слайд)

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу. (Силач, воин, защитник, витязь.)

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.

- Как исполнялись былины? Пелись былины под аккомпанемент гуслей.

- А как звали - величали людей складывающих и поющих былины (Бояны).

Учитель: С конца 18 начала 19 века былины стали исполнятся без инструментального сопровождения, самыми известными исполнителями стали- уральская песенница Елена Сапогова и Трофим Рябинин -народный певец, сказитель былин ; и в наше время Г.Лавров, Любовь Муравьёва.

Слушание фрагмента былины « Илья Муромец» в исполнении Геннадия Лаврова.

Учитель : О чём рассказывается в былине? Какие особенности исполнения вы можете отметить?

Какой вывод можно сделать из сказанного?

Вывод: О богатырях написано много литературных произведений.

Учитель: Живописные полотна Васнецова, Рериха, Врубеля, Репина воспели далекое легендарное прошлое древней Руси. В 20 веке патриотический характер былин предопределил интерес к ним в особые моменты русской истории, тяжелые годы военных испытаний. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры

Сегодня, ребята, мы отправимся в виртуальная экскурсию в художественную галерею и поможет нам в этом команда Художников.

ХУДОЖНИКИ: рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри” (Слайд – портрет В.Васницова, картина «Три богатыря)

Вопросы закрепления :

- Какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова (Илья Муромец …)

- В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?

Вывод: В живописи представлена богатырская тема.

Учитель: А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. Как по- вашему, может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?

А теперь отправимся в консерваторию и поможет нам в этом путешествии команда Музыкантов.

МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о А.Бородине (Слайд . Консерватория. Портрет А.П. Бородина.)

Учитель: Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

- Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?

- Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).

- Что выражает эта музыка?

- Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте?

- Выберите слова подходящие к характеру музыке.

МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о Картинках с выставки” Мусоргского. (Слайд : портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.)

Слушание: фрагмент “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

- Охарактеризуйте первую часть.

- Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении?

- Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки?

“Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном.

Вывод: Богатырские образы может создать музыка.

Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.

Учитель: Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.

Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский. Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.

Великий образ князя запечатлён в картине Корина «А. Невский» и в кантате

С. Прокофьева «А. Невский». (Слайды : П. Корин «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.)

Обратите внимание на взгляд князя.

Вопрос: Что он выражает? (Взгляд смелый, напористый, решительный.)

Вопрос: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой А. Невского (Меч в руках князя).

Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».

Итак, слушаем: (восприятие музыки и картины)

- В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма.

Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети – богатыри?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои.

Вокально - хоровая работа:

"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание)

Слайд : Слова песни. Аудио запись песни « О маленьком трубаче"

- Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).

Скажите ребята, можем мы считать маленького трубача маленьким «богатырём»? Маленький трубач – маленький богатырь? Сила песни, музыки, богатырская сила подняла израненный полк – в этом сила маленького трубача. Убеждённость в правоте, сила духа, любовь к Родине – удесятеряют силу человека! И маленький может быть богатырём, героем. У подвига нет возраста.

Учитель: Узнав сегодня столько нового, познакомившись с множеством произведений на героическую (богатырскую ) тему, подумайте над вопросом и примите решение: « В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?» Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да или Нет или Не уверен.

Не обсуждайте этот вопрос, просто молча займите места в соответствии со своим мнением.

(Работа в группах)

III. Обобщение темы урока.

Вопросы для обобщения :

- В каких видах искусствах проявилась богатырская тема?

- Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?

- Скажите, что общего между прозвучавшей музыкой, былинами и просмотренными вами картинами? (Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа).

Ответ на главный вопрос урока:

- Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время композитор и художник?

О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (ответы ребят)


VI. Рефлексия.

  1. Что Вам больше всего понравилось на уроке?

  2. Какие бы вопросы ты задал учителю, товарищам и автору произведения?

  3. Какое произведение на тебя произвело большее впечатление?

  4. Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку? (искали информацию в интернете ; искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов)).

Спасибо за откровенные мысли, за активность на уроке!

Источники информации:
«Русская музыка в школе». - М.: ВЛАДОС. 2003, Рапацкая Л.А.
Методическое пособие «Воспитание музыкой».
Л. П. Маслова «Урок музыки - урок искусства».
http://festival.1september.ru/articles/561752/
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/bogatyrskaya-tema-v-iskusstve




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока На тему «Сила богатырского духа»

Автор: Чумакова Алена Сергеевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства