- Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина
- Богатырские ворота. М.П. Мусоргский
Репродукции:
- Репродукции: Богатыри. В.Васнецов
- Портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова
- Картины В.Гартмана
- Видеофрагменты: Александр Невский (фрагмент из к/ф реж.Эйзенштейна)
- Былина «Три богатыря », исполняет Г.И.Лавров (фрагмент).
Ход урока:
Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).
Заранее распределённое д/з: найти текстовый материал по группам (музыканты – о А. Бородине, художники – о В. Васнецове, литераторы – о былинах)
I. Организационный момент:
Учитель: Дорогие ребята! Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа.
Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.
О чём рассказывают люди, которым дар великий дан, В произведениях искусства сквозь время и границы стран Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы, И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?
II. Основная часть (Слайд – Богатырство - что это?)
Учитель: (Проблемный вопрос) Богатырство - что это? А существуют ли сказки о богатырях? Слово литераторам.
ЛИТЕРАТОРЫ:
Выступают литераторы: о богатырях, былинах(определение богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей)
Вопросы классу :- Богатырь –это…(Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.)
- Что такое былина? (Былины - это один из древних жанров русских народных песен.)
- Когда на Руси появились былины? Почему? (Ученые предполагают, что появились былины более тысячи лет назад.)
- Как исполнялись былины? Пелись былины под аккомпанемент гуслей.
- А как звали - величали людей складывающих и поющих былины (Бояны).
Учитель: С конца 18 начала 19 века былины стали исполнятся без инструментального сопровождения, самыми известными исполнителями стали- уральская песенница Елена Сапогова и Трофим Рябинин -народный певец, сказитель былин ; и в наше время Г.Лавров, Любовь Муравьёва.
Слушание фрагмента былины « Илья Муромец» в исполнении Геннадия Лаврова.
Учитель : О чём рассказывается в былине? Какие особенности исполнения вы можете отметить?
Какой вывод можно сделать из сказанного?
Вывод: О богатырях написано много литературных произведений.
Учитель: Живописные полотна Васнецова, Рериха, Врубеля, Репина воспели далекое легендарное прошлое древней Руси. В 20 веке патриотический характер былин предопределил интерес к ним в особые моменты русской истории, тяжелые годы военных испытаний. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры
Сегодня, ребята, мы отправимся в виртуальная экскурсию в художественную галерею и поможет нам в этом команда Художников.
ХУДОЖНИКИ: рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри” (Слайд – портрет В.Васницова, картина «Три богатыря)
Вопросы закрепления :
- Какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова (Илья Муромец …)
- В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?
Вывод: В живописи представлена богатырская тема.
Учитель: А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. Как по- вашему, может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?
А теперь отправимся в консерваторию и поможет нам в этом путешествии команда Музыкантов.
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о А.Бородине (Слайд . Консерватория. Портрет А.П. Бородина.)
Учитель: Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.
Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.
Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
- Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?
- Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).
- Что выражает эта музыка?
- Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте?
- Выберите слова подходящие к характеру музыке.
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о Картинках с выставки” Мусоргского. (Слайд : портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.)
Слушание: фрагмент “Богатырские ворота” М. Мусоргский.
- Охарактеризуйте первую часть.
- Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении?
- Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки?
“Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном.
Вывод: Богатырские образы может создать музыка.
Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.
Учитель: Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.
Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский. Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.
Великий образ князя запечатлён в картине Корина «А. Невский» и в кантате
С. Прокофьева «А. Невский». (Слайды : П. Корин «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.)
Обратите внимание на взгляд князя.
Вопрос: Что он выражает? (Взгляд смелый, напористый, решительный.)
Вопрос: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой А. Невского (Меч в руках князя).
Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».
Итак, слушаем: (восприятие музыки и картины)
- В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма.
Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети – богатыри?
Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои.
Вокально - хоровая работа:
"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание)
Слайд : Слова песни. Аудио запись песни « О маленьком трубаче"
- Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).
Скажите ребята, можем мы считать маленького трубача маленьким «богатырём»? Маленький трубач – маленький богатырь? Сила песни, музыки, богатырская сила подняла израненный полк – в этом сила маленького трубача. Убеждённость в правоте, сила духа, любовь к Родине – удесятеряют силу человека! И маленький может быть богатырём, героем. У подвига нет возраста.
Учитель: Узнав сегодня столько нового, познакомившись с множеством произведений на героическую (богатырскую ) тему, подумайте над вопросом и примите решение: « В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?» Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да или Нет или Не уверен.
Не обсуждайте этот вопрос, просто молча займите места в соответствии со своим мнением.
(Работа в группах)
III. Обобщение темы урока.
Вопросы для обобщения :
- В каких видах искусствах проявилась богатырская тема?
- Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?
- Скажите, что общего между прозвучавшей музыкой, былинами и просмотренными вами картинами? (Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа).
Ответ на главный вопрос урока:
- Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время композитор и художник?
О чём рассказывают люди, которым дар великий дан, В произведениях искусства сквозь время и границы стран Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы, И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (ответы ребят)
VI. Рефлексия.
Что Вам больше всего понравилось на уроке?
Какие бы вопросы ты задал учителю, товарищам и автору произведения?
Какое произведение на тебя произвело большее впечатление?
Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку? (искали информацию в интернете ; искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов)).
Спасибо за откровенные мысли, за активность на уроке!
Источники информации: «Русская музыка в школе». - М.: ВЛАДОС. 2003, Рапацкая Л.А. Методическое пособие «Воспитание музыкой». Л. П. Маслова «Урок музыки - урок искусства». http://festival.1september.ru/articles/561752/ http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/bogatyrskaya-tema-v-iskusstve