kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока внеклассного чтения "Фэнтези - жанр фантастической литературы" по повести Дж. Р. Р. Толкина "Хоббит, или Туда и обратно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учеников с новым литературным жанром.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «фэнтези», «миф», «легенда», «эпос», с биографией писателя и новым литературным произведением; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы.

2.     Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

3.     Воспитывать интерес к изучению литературы, чувство прекрасного; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение».

Методические приёмы: «Групповая дискуссия», «Кластер».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе»

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе


Тема: Фэнтези – жанр фантастической литературы.

Повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»


Цель: познакомить учеников с новым литературным жанром.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «фэнтези», «миф», «легенда», «эпос», с биографией писателя и новым литературным произведением; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы.

  2. Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

  3. Воспитывать интерес к изучению литературы, чувство прекрасного; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.


Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение».

Методические приёмы: «Групповая дискуссия», «Кластер».


Ход урока

I стадия Вызов:

  • Актуализация имеющихся знаний.

(На доске прикреплены карточки со словосочетаниями: сказочная повесть, былинная повесть, фантастическая повесть.)

- Прочитайте. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.

(Учитель убирает лишнюю карточку: былинная повесть.)

- Что общего?

- Дайте определение термину «повесть».


  • Пробуждение интереса к получению новой информации.

- Дома вы познакомились с новым произведением, назовите автора и его название.

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? Свой ответ обоснуйте.

- Мнения разошлись, это произведение отнесли и к сказкам, и к фантастике. Почему вы не смогли прийти к общему соглашению? (Не хватает знаний.)


  • Постановка собственных целей обучения.

- Сформулируйте цель урока.

(Узнать, к какому жанру отнести прочитанный текст.)

- Что для этого надо сделать? (Узнать биографию автора и историю создания повести, проанализировать текст, найти нужную информацию о жанрах.)


II стадия Осмысление содержания:

  • Получение новой информации.

(Ученикам раздаётся информационная «закладка», по которой они будут работать.)

- Рассмотрите титульный лист. Задайте вопрос.

- Что узнали по теме урока?

- Значит ли это, что мы достигли цели? (Нет. Мы не знаем, что такое «фэнтези». Мы не знаем, что общего и чем отличаются эти три жанра.)

- Будем менять план урока?

- Для чего нам нужна биография автора? (Часто биография автора связана с его творчеством.)

- Прочитайте краткую биографию писателя.

- Найдите ответ на вопрос Пети.

- Найдите в тексте ответы на вопросы касающиеся темы урока:

  • «Вероисповедание оказало значительное влияние на творчество писателя»

  • «Эдит стала прототипом одного из излюбленных образов Толкина — эльфийской красавицы Лутиэн»

  • «писатель был занят реализацией амбициозного замысла — созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности»

- Мы получили нужную информацию? (Да. Теперь её надо осмыслить и связать с произведением.)

  • Осмысление новой информации.

- Прочитайте раздел «Библиография» и узнайте об истории создания произведения.

- Что нового вы узнали по теме урока? (Учитель пишет тезисы на доске: «Кластер»)

  • «фэнтезийная повесть»

  • «вымышленном мире»

  • «забавные существа»

  • Персонажи взяты из «древних легенд»

  • Действие происходит в мифическом* дохристианском мире

  • борьбы со злом

  • При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» — Промысел Божий.

- Теперь мы знаем ответ на вопрос урока? (Нет, нужны доказательства из текста произведения.)

  • Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

- Построим свои выводы на сравнении жанров, а доказательства будем брать из текста произведения.

- Докажите, что описываемый мир является вымышленным.

- Сравните с другими жанрами.

- Персонажи. Назовите персонажи сказки: люди, животные, сказочные существа. Герои фантастики: всегда люди.

- Познакомимся поближе с героями повести Толкина. Как зовут главного героя? (Бильбо Бэггинс – хоббит.) Слайд 1.

- Найдите в тексте на стр. 116 описание важного качества хоббита.

- Спутники Бильбо. (Гномы, их имена) Слайд 2.

- На стр 110, найдите строчки, подтверждающие эту информацию.

- С каким злом пришлось столкнуться хоббиту и гномам в этом путешествии? (Гигантские пауки) Слайд 3.

- В части 3 и на стр. 116 прочитайте эпитеты, которые использовал автор для создания образа гигантских пауков.

- С какими ещё сказочными существами столкнулись путешественники?

(Эльфы) Слайд 4

- Прочитайте описание эльфов на стр. 111.

- Найдите главное свойство эльфов на стр. 112.

- Итак, кто является персонажами фэнтези? (Мифические существа или сказочные.)

- Сравним сюжеты. Сюжет сказки строится на ряде приключений героев, а сюжетная линия фантастики подчинена идее представить необычное как реальность, т. е. описываемый мир реален для героя.

- Что подходит для сюжетной линии фэнтези?

- В первой части текста описывается сказочный лес. Кто запомнил его название? (Лихолесье или Чёрный лес)

- Зачитайте только ключевые фразы, описывающие этот лес.

- Тема сказки – борьба добра со злом, тематика фантастики затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы окружающего мира.

- Что заключено в главной идее фэнтези? (Описывается бороба со злом, но не с помощью волшебства, а с помощью «случая» - Промысла Божьего.)

- Найдите в тексте доказательства такого «случая» на стр. 122, 123, 130.

- Оказывает ли влияние борьба героя со злом на его духовный мир?

- Прочитайте и объясните, какие чувства испытывал герой в данной конкретной ситуации: стр. 115, 120, 123, 129.

- Автор очень ярко описывает внутренний мир героя не случайно, это значит, что окружающий мир оказывает влияние на героя, причём положительное.

- Можно рассмотреть язык произведения, например: дразнилку. Это доказывает связь со сказкой, в которой часто используются рифмовки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.

- Теперь мы можем сказать, что такое фэнтези? (Дети подводят итог всего вышесказанного.)



III стадия Рефлексия (Размышление)

  • Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

- Составьте таблицу, что жанр фэнтези позаимствовал у сказки, а что у фантастики.


Сказка

Фантастика

Изображаемый мир



Сюжет



Тема (идея)



Персонажи



Язык




  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов").

- Понравился ли вам новый жанр литературы, чем, и готовы ли вы читать произведения, написанные в этом жанре? А вы знаете названия и авторов этих произведений?

  • Анализ всего процесса изучения материала.

- Мы достигли поставленной цели? Можно сказать, что урок прошёл плодотворно? Какие отметки за урок вы себе поставите?


Зеркало отметки:






















Просмотр содержимого документа
«Приложение1»

Зеркало отметки:























Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.



Сказка

Фантастика

Изображаемый мир



Сюжет



Тема (идея)



Персонажи



Язык







Зеркало отметки:























Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.



Сказка

Фантастика

Изображаемый мир



Сюжет



Тема (идея)



Персонажи



Язык




Зеркало отметки:























Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.



Сказка

Фантастика

Изображаемый мир



Сюжет



Тема (идея)



Персонажи



Язык







Зеркало отметки:























Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.



Сказка

Фантастика

Изображаемый мир



Сюжет



Тема (идея)



Персонажи



Язык





Просмотр содержимого презентации
«Хоббит»

Герои и персонажи повести Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит или Туда и обратно»

Герои и персонажи повести Джона Рональда Руэла Толкина

«Хоббит или Туда и обратно»

Хоббиты  были видом людей Средиземья. Отличительными чертами их был невысокий рост (редко превышавший 120 см) и курчавые волосы на голове и ногах, а также крепкие кожистые подошвы, что позволяло им ходить без обуви. Им нравилась спокойная жизнь сельскохозяй-ственных работников, также хоббиты любили хорошо поесть и проводить время вместе.

Хоббиты  были видом людей Средиземья. Отличительными чертами их был невысокий рост (редко превышавший 120 см) и курчавые волосы на голове и ногах, а также крепкие кожистые подошвы, что позволяло им ходить без обуви. Им нравилась спокойная жизнь сельскохозяй-ственных работников, также хоббиты любили хорошо поесть и проводить время вместе.

Гномы  - сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского, фольклора, частые герои сказок и легенд. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие — боевой топор. По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.

Гномы  - сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского, фольклора, частые герои сказок и легенд. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие — боевой топор. По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.

В «Хоббите» описана колония разумных и огромных по размеру пауков, живших в северо-восточной части Лихолесья. Лесные эльфы  безуспешно пытались их истребить.

В «Хоббите» описана колония разумных и огромных по размеру пауков, живших в северо-восточной части Лихолесья. Лесные эльфы  безуспешно пытались их истребить.

Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. У них вытянутые уши и острые черты лица. Также они являются искусными кузнецами, волшебниками и музыкантами, но не дай Бог вам встретиться с ними на поле битвы.  За всю свою долгую жизнь эти существа успевают стать настоящими воинами.

Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. У них вытянутые уши и острые черты лица. Также они являются искусными кузнецами, волшебниками и музыкантами, но не дай Бог вам встретиться с ними на поле битвы.  За всю свою долгую жизнь эти существа успевают стать настоящими воинами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Елена Альбертасовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства