Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе
Тема: Фэнтези – жанр фантастической литературы.
Повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»
Цель: познакомить учеников с новым литературным жанром.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятиями «фэнтези», «миф», «легенда», «эпос», с биографией писателя и новым литературным произведением; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы.
Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
Воспитывать интерес к изучению литературы, чувство прекрасного; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.
Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение».
Методические приёмы: «Групповая дискуссия», «Кластер».
Ход урока
I стадия Вызов:
(На доске прикреплены карточки со словосочетаниями: сказочная повесть, былинная повесть, фантастическая повесть.)
- Прочитайте. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.
(Учитель убирает лишнюю карточку: былинная повесть.)
- Что общего?
- Дайте определение термину «повесть».
- Дома вы познакомились с новым произведением, назовите автора и его название.
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? Свой ответ обоснуйте.
- Мнения разошлись, это произведение отнесли и к сказкам, и к фантастике. Почему вы не смогли прийти к общему соглашению? (Не хватает знаний.)
- Сформулируйте цель урока.
(Узнать, к какому жанру отнести прочитанный текст.)
- Что для этого надо сделать? (Узнать биографию автора и историю создания повести, проанализировать текст, найти нужную информацию о жанрах.)
II стадия Осмысление содержания:
(Ученикам раздаётся информационная «закладка», по которой они будут работать.)
- Рассмотрите титульный лист. Задайте вопрос.
- Что узнали по теме урока?
- Значит ли это, что мы достигли цели? (Нет. Мы не знаем, что такое «фэнтези». Мы не знаем, что общего и чем отличаются эти три жанра.)
- Будем менять план урока?
- Для чего нам нужна биография автора? (Часто биография автора связана с его творчеством.)
- Прочитайте краткую биографию писателя.
- Найдите ответ на вопрос Пети.
- Найдите в тексте ответы на вопросы касающиеся темы урока:
«Вероисповедание оказало значительное влияние на творчество писателя»
«Эдит стала прототипом одного из излюбленных образов Толкина — эльфийской красавицы Лутиэн»
«писатель был занят реализацией амбициозного замысла — созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности»
- Мы получили нужную информацию? (Да. Теперь её надо осмыслить и связать с произведением.)
- Прочитайте раздел «Библиография» и узнайте об истории создания произведения.
- Что нового вы узнали по теме урока? (Учитель пишет тезисы на доске: «Кластер»)
«фэнтезийная повесть»
«вымышленном мире»
«забавные существа»
Персонажи взяты из «древних легенд»
Действие происходит в мифическом* дохристианском мире
борьбы со злом
При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» — Промысел Божий.
- Теперь мы знаем ответ на вопрос урока? (Нет, нужны доказательства из текста произведения.)
- Построим свои выводы на сравнении жанров, а доказательства будем брать из текста произведения.
- Докажите, что описываемый мир является вымышленным.
- Сравните с другими жанрами.
- Персонажи. Назовите персонажи сказки: люди, животные, сказочные существа. Герои фантастики: всегда люди.
- Познакомимся поближе с героями повести Толкина. Как зовут главного героя? (Бильбо Бэггинс – хоббит.) Слайд 1.
- Найдите в тексте на стр. 116 описание важного качества хоббита.
- Спутники Бильбо. (Гномы, их имена) Слайд 2.
- На стр 110, найдите строчки, подтверждающие эту информацию.
- С каким злом пришлось столкнуться хоббиту и гномам в этом путешествии? (Гигантские пауки) Слайд 3.
- В части 3 и на стр. 116 прочитайте эпитеты, которые использовал автор для создания образа гигантских пауков.
- С какими ещё сказочными существами столкнулись путешественники?
(Эльфы) Слайд 4
- Прочитайте описание эльфов на стр. 111.
- Найдите главное свойство эльфов на стр. 112.
- Итак, кто является персонажами фэнтези? (Мифические существа или сказочные.)
- Сравним сюжеты. Сюжет сказки строится на ряде приключений героев, а сюжетная линия фантастики подчинена идее представить необычное как реальность, т. е. описываемый мир реален для героя.
- Что подходит для сюжетной линии фэнтези?
- В первой части текста описывается сказочный лес. Кто запомнил его название? (Лихолесье или Чёрный лес)
- Зачитайте только ключевые фразы, описывающие этот лес.
- Тема сказки – борьба добра со злом, тематика фантастики затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы окружающего мира.
- Что заключено в главной идее фэнтези? (Описывается бороба со злом, но не с помощью волшебства, а с помощью «случая» - Промысла Божьего.)
- Найдите в тексте доказательства такого «случая» на стр. 122, 123, 130.
- Оказывает ли влияние борьба героя со злом на его духовный мир?
- Прочитайте и объясните, какие чувства испытывал герой в данной конкретной ситуации: стр. 115, 120, 123, 129.
- Автор очень ярко описывает внутренний мир героя не случайно, это значит, что окружающий мир оказывает влияние на героя, причём положительное.
- Можно рассмотреть язык произведения, например: дразнилку. Это доказывает связь со сказкой, в которой часто используются рифмовки, песни, загадки, пословицы и поговорки.
- Теперь мы можем сказать, что такое фэнтези? (Дети подводят итог всего вышесказанного.)
III стадия Рефлексия (Размышление)
- Составьте таблицу, что жанр фэнтези позаимствовал у сказки, а что у фантастики.
| Сказка | Фантастика |
Изображаемый мир | | |
Сюжет | | |
Тема (идея) | | |
Персонажи | | |
Язык | | |
- Понравился ли вам новый жанр литературы, чем, и готовы ли вы читать произведения, написанные в этом жанре? А вы знаете названия и авторов этих произведений?
- Мы достигли поставленной цели? Можно сказать, что урок прошёл плодотворно? Какие отметки за урок вы себе поставите?
Зеркало отметки: