kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект бинарного урока (литературное чтение и изобразительное искусство) : « Л. Н. Толстой «Лебеди».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

-раскрыть для учащихся понятия контраст и гармония;

-познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Лебе­ди», развивать навыки выразитель­ного и осознанного чтения, умение передавать авторское настроение и выражать собственное отношение к содержанию текста;

- развивать во­ображение, память учащихся, чув­ство восприятия гармонии как сочета­ние контрастов;

-воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство ответственности за неё; опираясь на наблюдения за при­родой и художественное слово, на­учить определять и передавать харак­терные особенности строения птицы (лебедя), учить передавать в рисунке волшебный мир природы средства­ми цвета и техники;

-развивать эсте­тический вкус учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема урока: «Контрасты и гармония: учись видеть, ценить и создавать прекрасное. Л. Н. Толстой «Лебеди». Передача характерных особенностей строения птицы (лебедя) средствами изобразительного искусства» 1

Цель урока:

  • раскрыть для учащихся понятия контраст и гармония;

  • познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Лебе­ди», развивать навыки выразитель­ного и осознанного чтения, умение передавать авторское настроение и выражать собственное отношение к содержанию текста;

  • развивать во­ображение, память учащихся, чув­ство восприятия гармонии как сочета­ние контрастов;

  • воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство ответственности за неё; опираясь на наблюдения за при­родой и художественное слово, на­учить определять и передавать харак­терные особенности строения птицы (лебедя), учить передавать в рисунке волшебный мир природы средства­ми цвета и техники;

  • развивать эсте­тический вкус учащихся.

Оборудование:

  • таблицы для совер­шенствования техники чтения;

  • кар­точки для работы в парах;

  • атрибу­ты для чтения в лицах, перо автора;

  • иллюстрации с изображением лебе­дей;, аудиозапись «Зву­ки моря»;

  • телевизор; видеодиск: от­рывок мультфильма «Гадкий утенок»;

  • краски: гуашь, акварель (по выбору учащихся); кисти мягкие круглые;

  • бу­мага цветная трех тонов; образец по­этапного выполнения работы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Приветствие

II. Мотивация учебной деятельности

1. Психологический настрой на урок

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

  • А отчего это зависит?

  • Молодцы! Вот вы сами вывели формулу, которая поможет вам ра­ботать:

Я — личность.

Я — ученик.

Я хочу знать.

Я думаю.

Я анализирую.

Я высказываюсь.

Я настроен на добро.

2. Планирование совместных действий

— Работать мы будем по такому пла­ну (карточки с условными обозначени­ями — «Сегодня на уроке»): 2

  • выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

  • проверять домашнее задание;

  • читать новый текст, при этом рас­суждать, доказывать, обсуждать, составлять вопросы;

  • выполнять задания по уровням;

  • рисовать;

  • подводить итоги.

И при этом поработаем в парах, и в группах и, конечно, найдем ми­нутку для отдыха.

III. Подготовительные упражнения для совершенствования техники чтения

1. Дыхательные упражнения

  • Расправьте плечи;

  • глубоко вдохните, задержите ды­хание, сделайте полный выдох;

  • представьте, что у вас в ладонях — прекрасный цветок;

  • глубоко вдохните аромат и по сиг­налу выдохните (так, чтобы все почувствовали аромат цветка).

2. Артикуляционные упражнения, упражнения на расширение поля зрения и интонирование 3


На

*

шес * те

дво * рец.

Во

двор * це

пе * вец

Мы

Мак

Мышь

Мишка

Молоко

Магазин

Морковка

Зло

Страх

Грусть

Радость

Вопрос

Удивление

  • опираясь на точки, прочитайте скороговорку (на выдохе);

  • спуститесь по ступенькам слов вниз (на выдохе);

  • подымитесь по ступенькам слов вверх (на выдохе);

  • прочитайте слова, передавая чув­ства интонацией.

IV. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

  • Чтение в лицах сказки «Тетерев и лиса» (атрибуты: шапочки Тете­рева и Лисы, перо автора).

  • Индивидуальная работа «психоло­гов»: составление характеристик Тетерева и Лисы (отдельные уче­ники по карточкам).

  • Взаимооценка.

2. «Мозговая атака»

— Чтобы приблизиться к теме сегодняшнего урока, предлагаю вам выяснить значения слов: КОНТРАСТ ГАРМОНИЯ

— Какие ассоциации возникают? Вы скажите одним—двумя словами.

Необходимо заслушать любые мнения детей. После этого объяснить истинные значения слов.

Контрастрезко выраженная противоположность.

Гармониясвязь, созвучие, согласованность частей единого целого. 4

V. Сообщение темы, цели урока

— Сегодня я предлагаю вам, опираясь на понятия «контраст» и «гармония», научиться видеть, ценить и даже самим творить прекрасное.

Я верю, что у вас это хорошо получится.

«Работа в парах»

— В окружающей нас природе можно увидеть множество контрастов, которые гармонично сочетаются.

На каждой парте — карточки с набором слов. Составьте контрастные пары.

нежная взволнованная

беззащитная

сильная суровая

жестокая

созидательная

добрая разрушительная

спокойная










— У меня такой же набор слов. И я буду фиксировать ваши мысли на доске.


Добрая Жестокая

_________ _________

_________ _________

_________ __________

_________ __________

— Мы четко видим, что контрасты в природе сочетаются. А сочетание контрастов,— как мы выяснили,— это и есть гармония.

Вывод: Природаэто гармония.

VI. Работа над рассказом Л. Н. Толстого «Лебеди»

— Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди». 5(Открыть доску с портретом писателя, названием рассказа и иллюстрациями.)

Лебеди — одни из самых гармоничных созданий природы. А чтобы вы в этом убедились, я предложила ребятам из творческой группы собрать дополнительные сведения о лебедях.

  1. Сообщения участников творческой группы

1) Лебеди относятся к семейству гусиных. Известно около шести видов лебедей. В нашей местности гнездится только лебедь-шипун. Это перелётная птица.

Лебедь-шипун — самый большой из лебедей. Длина его достигает 180 см, а весит он 8—13 кг. Питаются птицы водными растениями, которые достают со дна мелководья.

2) Лебеди — очень сильные птицы. Ударом своего крыла, защищая гнездо, лебедь может даже убить другую большую птицу, сбить с ног человека. Ни одна хищная птица не осмеливается напасть на лебедя или его птенцов.

3) Когда-то на наших реках и озерах лебеди водились в большом количестве. Но их постоянно истребляли ради вкусного мяса и мягкого пуха, собирали яйца. Теперь эти красивые птицы находятся под охраной государства.

4) А ещё лебеди — очень красивые птицы. У лебедя белоснежное оперение, очень мягкий пух. На длинной, красиво изогнутой шее — маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Издавна девушек, которые красиво и плавно двигаются, называют лебёдушками. Лебеди — символ верности. Они всю жизнь живут одной парой, вместе заботятся о птенцах. Есть даже такое крылатое выражение — «лебединая верность».7

2. Рассказ учителя о трудностях перелёта

— Вы уже знаете, что лебеди — перелётные птицы. А перелёт — это тяжелое испытание для птиц. Ведь им нужно лететь днём и ночью над землёй, над морскими просторами. Долго готовятся лебеди к перелёту. Всё лето опытные птицы обучают молодых. В пути уставшей птице уступают место в конце клина, там меньше сопротивление встречного воздуха, поэтому лететь легче. Но, к сожалению, не все птицы справляются с трудностями перелёта.

О том, как тяжело приходится лебедям во время перелётов, мы узнаем из истории, рассказанной Л. Н. Толстым.

3. Лексическая работа

Стадо — группа животных, обычно одного вида, пасущихся вместе. 8(Стадо оленей, стадо коров)

9Стая — группа животных одного вида (птиц, рыб, собак и т. д.), держащихся вместе.

— Каким из этих слов вы назовёте группу лебедей?10

4. Чтение рассказа {учитель — ученики-помощники)

5. Ситуация «Перевоплощение» (физкультминутка со смысловой нагрузкой)

— Представьте себя лебедем, который устал и стал медленно опускаться на воду. В своих движениях постарайтесь передать, что он чувствует в этот момент (усталость, страх, растерянность, надежду...).

Дети под музыку имитируют движения лебедя, стараясь высказывать свои чувства.

6. Реакция слушателя (с элементами лексико-стилистического анализа рассказа)

— Какие чувства вызвал рассказ?

— О чем уже знали раньше, а что нового узнали из содержания рассказа?

— Какие особенности заметили в речи автора?

7. Выборочное чтение

— Прочитайте:

• Куда и как долго летели лебеди?

• Кто летел впереди, кто — позади?

Что произошло с одним молодым лебедем?

• Как показано море в рассказе: врагом или другом лебедя?

8. Проблемная ситуация

— Что же заставляет птиц, которым так хорошо дома, которых охраняет государство, пускаться в такие трудные путешествия?

(Высказывания детей.)

— Я уважаю мнение каждого из вас. Вы правы: в природе всё подчиняется разумным законам.

9. Поиск антонимических пар в рассказе

— Автор использует в рассказе много антонимов, этим подчеркивает, сколько в природе существует контрастов и как они гармонично сочетаются.

Найдите антонимы в тексте.

VII. Передача характерных особенностей строения лебедя средствами изобразительного искусства

— Вы обратили внимание, что на страницах учебника с рассказом нет иллюстраций?.. Я предлагаю вам самим научиться рисовать лебедя.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утенок» (обратить внимание детей настроение и красоту птиц)

  2. Релаксационное упражнение «Гармония в сердце» (под спокойную
    музыку)

Предложить детям закрыть глаза и, успокоив дыхание, сконцентриро­вать внимание на своём сердце.

— Вдохните в сердце энергию гармо­нии, спокойствия, красоты. Дыши­те так и почувствуйте, что не только сердце, а и всё тело заполняют гар­мония и спокойствие. Теперь попро­буйте из своего сердца направить гар­монию и красоту на всю комнату, на всю страну, на всю планету... (Пауза). Вздохните глубоко и откройте глаза... Теперь вы готовы к творчеству.

  1. Рассматривание образца. Выбор фона рисунка

— Вернёмся к понятиям «контраст» и «гармония». В живописи, как и в природе, гармонируют контраст­ные тона.

Посмотрите на образцы.(На доске — два рисунка: белый лебедь на белом фоне и на тёмном фоне.)

— Какой лебедь кажется вам белоснежнее?

Дети делают вывод: для фона лучше выбрать тонированную бумагу.

— У вас на партах — бумага несколь­ких цветов (чёрный, тёмно-зелёный, голубой).

Море, в зависимости от погоды, из­меняет цвет от светлого к тёмному. А вы выберите фон рисунка в зависимости от вашего настроения.

4. Поэтапное выполнение рисунка

5. Анализ работы в группах. Обсуждение, Создание коллективной композиции

VIII. Итог урока

— Сегодня мы с помощью наблюдений за природой, художественного слова, а также изобразительного искусства, учились видеть, ценить и сами создавать прекрасное.

— У кого это получилось?

— А что было особенно интересно?

— Кто доволен своей работой?

— А что бы сделали иначе?

— Какие чувства у вас зародились в душе?

— Что вынесли с урока?

— Чем поделитесь с другими людьми?

— А я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасные чувства, подаренные мне.

IX. Домашнее задание

• Выразительно читать рассказ;

• подробно пересказать;

• творческое задание «Закончи рассказ»;

• иллюстрация к понравившемуся эпизоду.






Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Тема урока: «Контрасты и гармония: учись видеть, ценить и создавать прекрасное. Л. Н. Толстой «Лебеди». Передача характерных особенностей строения птицы (лебедя) средствами изобразительного искусства»

Тема урока: «Контрасты и гармония: учись видеть, ценить и создавать прекрасное. Л. Н. Толстой «Лебеди». Передача характерных особенностей строения птицы (лебедя) средствами изобразительного искусства»

Сегодня на уроке выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; проверять домашнее задание; читать новый текст, при этом рассуждать, доказывать, обсуждать, составлять вопросы; выполнять задания по уровням; рисовать; подводить итоги

Сегодня на уроке

  • выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
  • проверять домашнее задание;
  • читать новый текст, при этом рассуждать, доказывать, обсуждать, составлять вопросы;
  • выполнять задания по уровням;
  • рисовать;
  • подводить итоги

На  *  шес * те  дво * рец.  Во  двор * це  пе * вец

На * шес * те дво * рец. Во двор * це пе * вец

  • Зло
  • Страх
  • Грусть
  • Радость
  • Вопрос
  • Удивление
  • Мы
  • Мак
  • Мышь
  • Мишка
  • Молоко
  • Магазин
  • Морковка
Контраст  - резко выраженная противоположность Гармония - связь, созвучие, согласованность частей единого целого

Контраст

- резко выраженная противоположность

Гармония

- связь, созвучие, согласованность частей единого целого

Л. Н. Толстого «Лебеди»

Л. Н. Толстого «Лебеди»

Лебедь - шипун

Лебедь - шипун

Стадо — группа животных, обычно одного вида, пасущихся вместе

Стадо — группа животных, обычно одного вида, пасущихся вместе

Стая — группа животных одного вида держащихся вместе

Стая — группа животных одного вида держащихся вместе

Лебединая стая

Лебединая стая

Нарисуем детали, которые уже изначально символизируют форму нашего будущего лебедя. Начнём с малого круга для головы. Затем нарисуем тело в виде фигуры яйцевидной формы.

Нарисуем детали, которые уже изначально символизируют форму нашего будущего лебедя. Начнём с малого круга для головы. Затем нарисуем тело в виде фигуры яйцевидной формы.

Рисование головы лебедя. Рисуя клюв, обратите внимание, что клюв довольно короткий и заканчивается у линии лба лебедя.

Рисование головы лебедя. Рисуя клюв, обратите внимание, что клюв довольно короткий и заканчивается у линии лба лебедя.

Рисуем нижнюю часть клюва. И наконец, вырисовываем большой заметный нос нашего лебедя .

Рисуем нижнюю часть клюва. И наконец, вырисовываем большой заметный нос нашего лебедя .

Рисуем мордочку и глазки нашему будущему лебедю. Проведите горизонтальную линию вдоль клюва лебедя разделяющую верхнюю и нижнюю часть клюва и не забудьте нарисовать на клювике ноздри .

Рисуем мордочку и глазки нашему будущему лебедю. Проведите горизонтальную линию вдоль клюва лебедя разделяющую верхнюю и нижнюю часть клюва и не забудьте нарисовать на клювике ноздри .

Теперь рисуем шею. Убедитесь, что шея нашего будущего лебедя утолщается постепенно начиная от головы и постепенно переходит к туловищу. У основания тела шея должна быть толще .

Теперь рисуем шею. Убедитесь, что шея нашего будущего лебедя утолщается постепенно начиная от головы и постепенно переходит к туловищу. У основания тела шея должна быть толще .

Теперь рисуем туловище. Как вы видите на рисунке, перья у нашего лебедя слегка взъерошены. Нарисуйте перья оборками что визуально отделит крыло лебедя от туловища.

Теперь рисуем туловище. Как вы видите на рисунке, перья у нашего лебедя слегка взъерошены. Нарисуйте перья оборками что визуально отделит крыло лебедя от туловища.

Продолжаем рисовать крыло и постепенно переходим к хвосту. Нижняя часть тела лебедя наполовину скрыта в воде, поэтому в горизонтальном положении относительно поверхности воды мы рисуем хвост. Завершите рисование пунктирными хаотичными линиями изображая перья нашего лебедя.

Продолжаем рисовать крыло и постепенно переходим к хвосту. Нижняя часть тела лебедя наполовину скрыта в воде, поэтому в горизонтальном положении относительно поверхности воды мы рисуем хвост. Завершите рисование пунктирными хаотичными линиями изображая перья нашего лебедя.

Поздравляю вы сделали это! Вы нарисовали этого замечательного лебедя! Раскрасьте его в любой из трёх различных цветов, черный с красным клювом, белый с оранжевой шейкой или просто белый с черным клювом. А я надеюсь, что вам понравился этот урок о том, как нарисовать красивого лебедя шаг за шагом. Присоединяйтесь к нам ещё, будем рисовать вместе весело и легко.

Поздравляю вы сделали это! Вы нарисовали этого замечательного лебедя! Раскрасьте его в любой из трёх различных цветов, черный с красным клювом, белый с оранжевой шейкой или просто белый с черным клювом. А я надеюсь, что вам понравился этот урок о том, как нарисовать красивого лебедя шаг за шагом. Присоединяйтесь к нам ещё, будем рисовать вместе весело и легко.

Домашнее  задание •  выразительно  читать  рассказ ; •  подробно  пересказать; •  творческое  задание « Закончи  рассказ »; •  иллюстрация  к  понравившемуся  эпизоду .

Домашнее задание

• выразительно читать рассказ ;

• подробно пересказать;

• творческое задание « Закончи рассказ »;

• иллюстрация к понравившемуся эпизоду .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Гайдаенко Наталья Викторовна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства