Тема урока: «Контрасты и гармония: учись видеть, ценить и создавать прекрасное. Л. Н. Толстой «Лебеди». Передача характерных особенностей строения птицы (лебедя) средствами изобразительного искусства» 1
Цель урока:
раскрыть для учащихся понятия контраст и гармония;
познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Лебеди», развивать навыки выразительного и осознанного чтения, умение передавать авторское настроение и выражать собственное отношение к содержанию текста;
развивать воображение, память учащихся, чувство восприятия гармонии как сочетание контрастов;
воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство ответственности за неё; опираясь на наблюдения за природой и художественное слово, научить определять и передавать характерные особенности строения птицы (лебедя), учить передавать в рисунке волшебный мир природы средствами цвета и техники;
развивать эстетический вкус учащихся.
Оборудование:
таблицы для совершенствования техники чтения;
карточки для работы в парах;
атрибуты для чтения в лицах, перо автора;
иллюстрации с изображением лебедей;, аудиозапись «Звуки моря»;
телевизор; видеодиск: отрывок мультфильма «Гадкий утенок»;
краски: гуашь, акварель (по выбору учащихся); кисти мягкие круглые;
бумага цветная трех тонов; образец поэтапного выполнения работы.
ХОД УРОКА
I. Организация класса. Приветствие
II. Мотивация учебной деятельности
1. Психологический настрой на урок
Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Я — личность.
Я — ученик.
Я хочу знать.
Я думаю.
Я анализирую.
Я высказываюсь.
Я настроен на добро.
2. Планирование совместных действий
— Работать мы будем по такому плану (карточки с условными обозначениями — «Сегодня на уроке»): 2
выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
проверять домашнее задание;
читать новый текст, при этом рассуждать, доказывать, обсуждать, составлять вопросы;
выполнять задания по уровням;
рисовать;
подводить итоги.
И при этом поработаем в парах, и в группах и, конечно, найдем минутку для отдыха.
III. Подготовительные упражнения для совершенствования техники чтения
1. Дыхательные упражнения
Расправьте плечи;
глубоко вдохните, задержите дыхание, сделайте полный выдох;
представьте, что у вас в ладонях — прекрасный цветок;
глубоко вдохните аромат и по сигналу выдохните (так, чтобы все почувствовали аромат цветка).
2. Артикуляционные упражнения, упражнения на расширение поля зрения и интонирование 3
На * шес * те дво * рец. Во двор * це пе * вец | Мы Мак Мышь Мишка Молоко Магазин Морковка | Зло Страх Грусть Радость Вопрос Удивление |
опираясь на точки, прочитайте скороговорку (на выдохе);
спуститесь по ступенькам слов вниз (на выдохе);
подымитесь по ступенькам слов вверх (на выдохе);
прочитайте слова, передавая чувства интонацией.
IV. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
Чтение в лицах сказки «Тетерев и лиса» (атрибуты: шапочки Тетерева и Лисы, перо автора).
Индивидуальная работа «психологов»: составление характеристик Тетерева и Лисы (отдельные ученики по карточкам).
Взаимооценка.
2. «Мозговая атака»
— Чтобы приблизиться к теме сегодняшнего урока, предлагаю вам выяснить значения слов: КОНТРАСТ ГАРМОНИЯ
— Какие ассоциации возникают? Вы скажите одним—двумя словами.
Необходимо заслушать любые мнения детей. После этого объяснить истинные значения слов.
Контраст — резко выраженная противоположность.
Гармония — связь, созвучие, согласованность частей единого целого. 4
V. Сообщение темы, цели урока
— Сегодня я предлагаю вам, опираясь на понятия «контраст» и «гармония», научиться видеть, ценить и даже самим творить прекрасное.
Я верю, что у вас это хорошо получится.
«Работа в парах»
— В окружающей нас природе можно увидеть множество контрастов, которые гармонично сочетаются.
На каждой парте — карточки с набором слов. Составьте контрастные пары.
нежная взволнованная
беззащитная
сильная суровая
жестокая
созидательная
добрая разрушительная
спокойная
— У меня такой же набор слов. И я буду фиксировать ваши мысли на доске.
Добрая Жестокая _________ _________ _________ _________ _________ __________ _________ __________ |
— Мы четко видим, что контрасты в природе сочетаются. А сочетание контрастов,— как мы выяснили,— это и есть гармония.
Вывод: Природа — это гармония.
VI. Работа над рассказом Л. Н. Толстого «Лебеди»
— Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди». 5(Открыть доску с портретом писателя, названием рассказа и иллюстрациями.)
Лебеди — одни из самых гармоничных созданий природы. А чтобы вы в этом убедились, я предложила ребятам из творческой группы собрать дополнительные сведения о лебедях.
Сообщения участников творческой группы
1) Лебеди относятся к семейству гусиных. Известно около шести видов лебедей. В нашей местности гнездится только лебедь-шипун. Это перелётная птица.
Лебедь-шипун — самый большой из лебедей. Длина его достигает 180 см, а весит он 8—13 кг. Питаются птицы водными растениями, которые достают со дна мелководья.
2) Лебеди — очень сильные птицы. Ударом своего крыла, защищая гнездо, лебедь может даже убить другую большую птицу, сбить с ног человека. Ни одна хищная птица не осмеливается напасть на лебедя или его птенцов.
3) Когда-то на наших реках и озерах лебеди водились в большом количестве. Но их постоянно истребляли ради вкусного мяса и мягкого пуха, собирали яйца. Теперь эти красивые птицы находятся под охраной государства.
4) А ещё лебеди — очень красивые птицы. У лебедя белоснежное оперение, очень мягкий пух. На длинной, красиво изогнутой шее — маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Издавна девушек, которые красиво и плавно двигаются, называют лебёдушками. Лебеди — символ верности. Они всю жизнь живут одной парой, вместе заботятся о птенцах. Есть даже такое крылатое выражение — «лебединая верность».7
2. Рассказ учителя о трудностях перелёта
— Вы уже знаете, что лебеди — перелётные птицы. А перелёт — это тяжелое испытание для птиц. Ведь им нужно лететь днём и ночью над землёй, над морскими просторами. Долго готовятся лебеди к перелёту. Всё лето опытные птицы обучают молодых. В пути уставшей птице уступают место в конце клина, там меньше сопротивление встречного воздуха, поэтому лететь легче. Но, к сожалению, не все птицы справляются с трудностями перелёта.
О том, как тяжело приходится лебедям во время перелётов, мы узнаем из истории, рассказанной Л. Н. Толстым.
3. Лексическая работа
Стадо — группа животных, обычно одного вида, пасущихся вместе. 8(Стадо оленей, стадо коров)
9Стая — группа животных одного вида (птиц, рыб, собак и т. д.), держащихся вместе.
— Каким из этих слов вы назовёте группу лебедей?10
4. Чтение рассказа {учитель — ученики-помощники)
5. Ситуация «Перевоплощение» (физкультминутка со смысловой нагрузкой)
— Представьте себя лебедем, который устал и стал медленно опускаться на воду. В своих движениях постарайтесь передать, что он чувствует в этот момент (усталость, страх, растерянность, надежду...).
Дети под музыку имитируют движения лебедя, стараясь высказывать свои чувства.
6. Реакция слушателя (с элементами лексико-стилистического анализа рассказа)
— Какие чувства вызвал рассказ?
— О чем уже знали раньше, а что нового узнали из содержания рассказа?
— Какие особенности заметили в речи автора?
7. Выборочное чтение
— Прочитайте:
• Куда и как долго летели лебеди?
• Кто летел впереди, кто — позади?
Что произошло с одним молодым лебедем?
• Как показано море в рассказе: врагом или другом лебедя?
8. Проблемная ситуация
— Что же заставляет птиц, которым так хорошо дома, которых охраняет государство, пускаться в такие трудные путешествия?
(Высказывания детей.)
— Я уважаю мнение каждого из вас. Вы правы: в природе всё подчиняется разумным законам.
9. Поиск антонимических пар в рассказе
— Автор использует в рассказе много антонимов, этим подчеркивает, сколько в природе существует контрастов и как они гармонично сочетаются.
Найдите антонимы в тексте.
VII. Передача характерных особенностей строения лебедя средствами изобразительного искусства
— Вы обратили внимание, что на страницах учебника с рассказом нет иллюстраций?.. Я предлагаю вам самим научиться рисовать лебедя.
Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утенок» (обратить внимание детей настроение и красоту птиц)
Релаксационное упражнение «Гармония в сердце» (под спокойную
музыку)
Предложить детям закрыть глаза и, успокоив дыхание, сконцентрировать внимание на своём сердце.
— Вдохните в сердце энергию гармонии, спокойствия, красоты. Дышите так и почувствуйте, что не только сердце, а и всё тело заполняют гармония и спокойствие. Теперь попробуйте из своего сердца направить гармонию и красоту на всю комнату, на всю страну, на всю планету... (Пауза). Вздохните глубоко и откройте глаза... Теперь вы готовы к творчеству.
Рассматривание образца. Выбор фона рисунка
— Вернёмся к понятиям «контраст» и «гармония». В живописи, как и в природе, гармонируют контрастные тона.
Посмотрите на образцы.(На доске — два рисунка: белый лебедь на белом фоне и на тёмном фоне.)
— Какой лебедь кажется вам белоснежнее?
Дети делают вывод: для фона лучше выбрать тонированную бумагу.
— У вас на партах — бумага нескольких цветов (чёрный, тёмно-зелёный, голубой).
Море, в зависимости от погоды, изменяет цвет от светлого к тёмному. А вы выберите фон рисунка в зависимости от вашего настроения.
4. Поэтапное выполнение рисунка
5. Анализ работы в группах. Обсуждение, Создание коллективной композиции
VIII. Итог урока
— Сегодня мы с помощью наблюдений за природой, художественного слова, а также изобразительного искусства, учились видеть, ценить и сами создавать прекрасное.
— У кого это получилось?
— А что было особенно интересно?
— Кто доволен своей работой?
— А что бы сделали иначе?
— Какие чувства у вас зародились в душе?
— Что вынесли с урока?
— Чем поделитесь с другими людьми?
— А я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасные чувства, подаренные мне.
IX. Домашнее задание
• Выразительно читать рассказ;
• подробно пересказать;
• творческое задание «Закончи рассказ»;
• иллюстрация к понравившемуся эпизоду.