kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты уроков по постановке звука(Р)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены конспекты уроуков по постановке звука (р), уроки разработаны в соответствии с ФАОП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по постановке звука(Р)»

Звук Р

(постановка)

Занятие № 1


  1. Организационный момент

  2. Артикуляционная разминка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики

  2. Работа над звуком

    • Узнавание звука

- Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в начале слова:

Шел я лугом по тропе,

Видел солнце я в траве, Но совсем не горячи

Солнца белые лучи

(Ромашка)

    • Знакомство с буквой Р

- Послушай стихотворение про букву Р:

Сам увидишь ты, дружок:

Р – на палочке флажок.

-Рассмотри внимательно, как пишется буква Р? (прямая палочка и полуовал справа в верхней части буквы).

- Напиши букву Р в воздухе

- Напиши букву Р на ладошке

- Поучись писать букву Р в тетради (Печатание буквы в тетради)

- Найди в своем альбоме и обведи в кружок только правильно написанные буквы Р

    • Упражнения в произнесении

- Когда мы произносим звук Р , то широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.

- Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта.

- Попробуй порычать , как собака: Р-Р-Р-Р

    • Характеристика звука

- Гласный или согласный звук Р?

- Глухой или звонкий ?

( Звук Р – согласный, звонкий, может быть мягкий или твердый)

- Какие еще согласные звонкие ты знаешь?

    • Придумывание слов на данный звук

-Придумай слова, начинающиеся на звук Р

- Придумай слова, заканчивающиеся на звук Р

- Придумай слова, чтобы звук Р был в середине слова

    • Отработка звука Р в слогах

- Повтори слоговые цепочки

АР-АР-АР

ОР-ОР-ОР

РА-РА-РА

КРА-КРО-КРЫ

ТРА-ТРО-ТРЫ

БРА-БРО-БРЫ

УРА-УРА-УРА

УРУ-УРУ-УРУ

РА-РО-РУ

    • Отработка в словах

- Произнеси , четко проговаривая звук Р:

шар

хор

сыр

рак

рука

рама

река

роща

рыба

крот

кран

крыша

крыса

картошка

мартышка

баран

баранка

барабан

- Какие слова запомнил?

    • Отработка в предложениях

- Произнеси предложения:

Рома грызет орехи.

Курочка Ряба собирала крошки.

  • Сколько слов в первом предложении?

  • Составь схему этого предложения.

  1. Звуковой анализ

- Что нарисовано? (БАРАН)

-Сколько слогов в этом слове?

- Назови первый слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови второй слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

  1. Закрепление

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Дай характеристику этому звуку

-Произнеси этот звук правильно.

  1. Домашнее задание

    • Придумать слова, начинающиеся на букву Р

    • Проговаривать чистоговорки:

В огороде старика репка выросла крепка.

Белые бараны били в барабаны.

    • Произвести звуковой анализ слова РАКИ

-Сколько слогов в этом слове?

- Назови первый слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови второй слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»







Звук Р

(постановка)

Занятие № 2


1. Организационный момент

2.Артикуляционная разминка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

3.Упражнения для развития мелкой моторики

4.Работа над звуком

    • Узнавание звука

- Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в конце слова:

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят

(помидор)


    • Повторение буквы Р

- Найди в своем альбоме и обведи в кружок только правильно написанные буквы Р

- Пропечатай букву Р в тетради

    • Упражнения в произнесении

- Когда мы произносим звук Р , то широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.

- Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта.

- Попробуй порычать , как – будто работает мотор трактора: Р-Р-Р-Р

    • Повторение характеристики звука

- Гласный или согласный звук Р?

- Глухой или звонкий ?

    • Упражнения в дифференциации звука Р на слух

- Я буду называть слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук Р:

рак

баран

слон

барак

крот

енот

шрам

шалаш

ералаш

крыло

народ

огород

магазин

мороженое

стол

крыша

дерево

альбом

парта

книга

ранец

спор

хвост

вперед


    • Повторение слов на данный звук

-Придумай слова, начинающиеся на звук Р

- Придумай слова, заканчивающиеся на звук Р

- Придумай слова, чтобы звук Р был в середине слова

    • Отработка звука Р в слогах

- Повтори слоговые цепочки

АРА-АРА-АРА

ОРО-ОРО-ОРО

РУА-РУА-РУА

КРАК-КРОК-КРЫК

ТРАК-ТРОК-ТРЫК

БРАК-БРОК-БРЫК

УРА-ОРА-ЫРА

ИРУ-УРУ-ОРУ

    • Отработка в словах

- Произнеси , четко проговаривая звук Р:

шар-шары

хор-хоры

сыр-сыры

рак-раки

крыса-крысы

картошка-картошки


- Я произношу слово, когда предмет один , а ты говоришь слово, когда предметов много:

рука-

рама-

река-

роща-

рыба-

крот-

кран-

крыша-

баранка-

барабан-

мартышка-

баран-


    • Отработка в предложениях

- Произнеси предложения:

Пароход причалил к берегу.

Посреди двора стоит гора.

5.Звуковой анализ

- Что нарисовано? (МАРКА)

-Сколько слогов в этом слове?

- Назови первый слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови второй слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

6.Закрепление

- Какой звуком мы сегодня закрепляли?

- Дай характеристику этому звуку

-Произнеси этот звук правильно.

7. Домашнее задание

    • Игра « Поймай звук» - Взрослый называет слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук Р:

кроты

свеча

март

май

сорока

барсук

сказка

сварка

заяц

корова

молоко

провод


    • Проговаривать чистоговорки:

Жираф сожрал жвачку.

На грядке росли гречка и просо.

    • Произвести звуковой анализ слова БАРСУК

Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»









Звук Р

(постановка)

Занятие № 3


1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

    • Общие упражнения

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

    • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

- Чей одуванчик раньше улетит?

- Громко позови мишку, зайку и лисичку поиграть : «М-и-и-ша-а-а-, иди-и-и-и!»

3. Объявление темы

- Послушай внимательно слова КОМАР, РЫБА, МАРКА

- Какой общий звук есть в каждом из этих слов?

4. Постановка звука

5.Анализ артикуляции

  • Губы полураскрыты или же занимают положение необходимое для произнесения последующего, предшествующего звука.

  • Зубы разомкнуты.

  • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в Носовую полость

  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

- Как заводится мотор у трактора ? ( Р-Р-Р)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:

H Р Л Д Р Ж Л Р В У П Р Л Т Р М Л

  • Опознание из слогов

- Топни ножкой , если услышишь звук Л:

ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ РА ИТ ИН ОР ЕН ЕЛ ИР УЛ УВ

  • Опознание из слов

- В каких словах есть звук л –запомни их и потом повторишь:

Журавль

Изба

Берлога

Глаза

Рука

Деревня

Карандаш

Зима

Резинка

  • Опознание из предложений

- Запомни слова со звуком Р:

Рожь да пшеница годом родится,

А добрый человек всегда пригодится.

  • Опознание из текста

- Сколько раз в тексте ты услышишь звук Р:

Шура играет на гитаре.

Вера и Рома играют в жмурки.

8.Закрепление звука в слогах

- Повтори четко за мной:

РВА – РВУ – РВЫ - РВО

ТРА – ТРУ – ТРЫ - ТРО

ДРА – ДРУ – ДРЫ - ДРО

АРТ – УРТ – ОРТ - ЫРТ

9.Закрепление звука в словах

- Произнеси слова:

радость

рак

ручка

рыжик

рожки

рама

рана

радуга

ранец

рагу

работа

растение

ракушка

радио

рояль

ролик

роза

рост

рука

робот

роща

рой

рогатка

руль

ручей

румяный

рукавицы

рыжик

рыбак


10 Закрепление звука в предложении

- Повторяй за мной:

РА – РА – РА – были мы в гостях вчера

РО – РО – РО – потерял петух перо

РУ – РУ – РУ – мышка спряталась в нору

РЫ – РЫ – РЫ – у ребят в руках шары

ОР – ОР – ОР – мы пошли гулять во двор

УР – УР – УР – во дворе кормили кур


11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции

  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

В аквариуме плавают рыбки.

После дождя на небе радуга.

Петухи во дворе устроили драку.

В магазине продавец продает игрушки.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком Р (какие были на занятии)

  • Ответить на вопросы полными предложениями:

Что летит в космос? ( РАКЕТА)

Чем мы причесываемся? ( РАСЧЕСКОЙ)

Что у коровы на голове? ( РОГА)

Кто плавает в воде ? ( РЫБА)

Кто ловит рыбу ? ( РЫБАК)

  • Игра «Измени одно слово» - по очереди меняются слова в предложении:

Осенью в саду созревают фрукты.

  • Договаривать строчки так, чтобы получалось складно:

РЕ – РЕ – РЕ – конфеты дали …. ( ДЕТВОРЕ)

РИ – РИ – РИ – зарядку делаем раз, два, … ( ТРИ)

АРЬ – АРЬ – АРЬ – на стене висит … ( ФОНАРЬ)




Звук Р/

(постановка)

Занятие № 4


1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики»

3. Объявление темы

- Послушай внимательно слова ЗВЕРЬ СУХАРЬ ФОНАРЬ ДВЕРЬ

- Какой звук слышишь на конце слов? ( РЬ)

4. Постановка звука

- Произнеси сначала : Р-Р-Р

- А теперь произнеси РИ – РИ – РИ, РЮ – РЮ – РЮ , РЯ – РЯ – РЯ, растягивая губы в улыбку.

5.Анализ артикуляции

  • Губы полураскрыты или же занимают положение необходимое для произнесения последующего, предшествующего звука.

  • Зубы разомкнуты.

  • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в Носовую полость

  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

  • Мягкий звук Р/ отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

- Как рычит маленькая рысь? ( РЬ – РЬ – РЬ )

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук РЬ:

H РЬ Л Д Р Ж Л РЬ В У П РЬ Л Т РЬ М Л

  • Опознание из слогов

- Топни ножкой , если услышишь звук РЬ:

ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ РА ИТ ИН ОР ЕН ЕЛ ИР УЛ УВ

  • Опознание из слов

- В каких словах есть звук Р –запомни их и потом повторишь:

якорь

стол

букварь

репа

чашка

рюкзак

ремень

редис

блокнот

рябина

рисунок

домик

пряник

варенье

крепость

халат

море

карета

цветок

брюки


  • Опознание из предложений

- Запомни слова со звуком РЬ

У Ирины красные рукавички.

Рита играет на гитаре.

Римма рисует пузыри

  • Опознание из текста

- Сколько раз в тексте ты услышишь звук Р:

Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.

У черепахи – панцирь. Она прячет туда голову от страха.

- Что делала Варвара?

- Что есть у черепахи?.

8.Закрепление звука в слогах

- Повтори четко за мной:

РЯ-РЯ-РЯ-РЯ

РЕ-РЕ-РЕ-РЕ

РИ-РИ-РИ-РИ

РЮ-РЮ-РЮ-РЮ

РЯ-РЕ-РИ-РЮ

РЕ-РЮ-РИ-РЯ

РЯ-РИ-РЮ-РЕ

РЕ-РЕ-РИ-РИ

- На слог РЕ придумай слова

( резинка решение резвый резчик ремонт ремень революция реакция ретивый)

9.Закрепление звука в словах

- Произнеси слова:

репа

редька

речь

редиска

ремень

резкий

рябина

ревушка

рюкзак

ряд

рисунок

рис

редко

река

ремонт

три

триста

трибуна

трико

стрела

стрекоза

треск

трель

тревога

трещотка

тренер

треугольник


10 Закрепление звука в предложении

- Повторяй за мной:

Рита-Рита- Маргарита, -

Громко пел магнитофон.

Батарейки вдруг сломались,

Тишина пришла к нам в дом.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции

  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

В аквариуме плавают рыбки.

В воротах стоит вратарь.

Дети пускали мыльные пузыри.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком РЬ (какие были на занятии)

  • Игра «Измени одно слово» - по очереди меняются слова в предложении:

  • Придумать слова со звуком РЬ в середине слова и хорошо их проговаривать.

  • Договаривать строчки так, чтобы получалось складно:

РЕ – РЕ – РЕ – конфеты дали …. ( ДЕТВОРЕ)

РИ – РИ – РИ – зарядку делаем раз, два, … ( ТРИ)

АРЬ – АРЬ – АРЬ – на стене висит … ( ФОНАРЬ)



Звук Р- РЬ

(автоматизация)

Занятие № 5

  1. Организационный момент

  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

  1. Объявление темы

  • Отгадай загадку:

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит, - не выбежит.

( РЕКА)

  1. Произношение изолированного звука

- Порычи как рычит маленький тигренок. ( РЬ-РЬ-РЬ)

- А теперь порычи, как рычит взрослый тигр ( Р-Р-Р)

  1. Анализ артикуляции по плану

    • Губы полураскрыты или же занимают положение необходимое для произнесения последующего, предшествующего звука.

    • Зубы разомкнуты.

    • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

    • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в Носовую полость

    • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

    • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

    • Мягкий звук Р/ отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед и дополнительным растягиванием губ в улыбку.

  2. Характеристика звука

- Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

- Звук РЬ – согласный, звонкий мягкий.

- Какие еще звонкие звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

- Посмотри на букву Р. На что она похожа?

- Напиши букву Р в воздухе.

- Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Р. В какую сторону ты будешь писать?

- Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

- Как превратить букву В в букву Р?

  1. Развитие фонематического слуха

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р:

гора

зебра

нора

вера

выдра

кобра

Шура

Ура

Ведро

Бедро

Штора

Ядро

метро

кенгуру

тигры

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

- Произнеси за мной слоги:

АРВА – УРВА – ЫРВА – ИРВА

УРТА – ИРТА – ОРТА – АРТА


-Составь схему слога ОРТА

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Серебро

Сера

Журнал

Корзина

Жмурки

Маршал

Картон

Артист

Арбуз

Прием

Привет

Прическа

Тряпка

Пряжа

Моряк

Корь

Якорь

Дверь

Зверь

Пузырь

Пустырь


Январь

Декабрь

Календарь

Богатырь

Букварь


- Что означает слово СЕРА?

- Составь схему этого слова.

- Расскажи про каждый звук.


  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

- Повторяй предложения:

У Веры расцвела розовая роза.

Из самовара идет пар.

На рынке продавали рыбу.

Федор топором рубит дрова.

- Сколько слов в последнем предложении?

- Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

- Произнеси вслед за мной по строчке:

В роще живет рысь.

Рысь умеет грозно рычать.

- О ком этот текст?

- Что умеет делать рысь?

  1. Итог занятия.

- Какой звук сегодня закрепляли?

- Какой это звук?

- С какой буквой познакомились?

- В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.

  • Со словами РОМА и РАКЕТА придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.

  • Игра «Снежный ком» - продолжить предложение, добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: РЕБЯТА РИСУЮТ…

  • К слову РЫСЬ придумать как можно больше прилагательных:

РЫСЬ ( какая?) –

ПУШИСТАЯ, ДИКАЯ, КРАСИВАЯ, ДРЕССИРОВАНАЯ, … и т.д.







Звук Р - РЬ

(дифференциация)

Занятие № 6

-

  1. Организационный момент

  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики»


  1. Объявление темы

-Какой первый звук в слове РЮКЗАК?

- А какой первый звук в слове РОМА?


  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

- Как рычит мотор у маленького трактора ? ( РЬ-РЬ-РЬ)

- А как рычит мотор у большого трактора? ( Р – Р- Р )


  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

- Чем в произношении различаются звуки Р и РЬ?

( когда произносим звук Р – губы полураскрыты,

а когда произносим звук РЬ – губы растягиваются в улыбку)


  1. Характеристика звуков

Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

Звук РЬ – согласный, звонкий, мягкий.


  1. Связь звуков и букв

- Звуки Р и РЬ обозначаются одной и той же буквой – Р.

- Из каких элементов состоит буква Р ?

(Буква состоят из элементов – полуовал или закругление и прямая палочка).

- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Р Р Р …


  1. Развитие фонематического слуха

- Когда услышишь звук Р– подними букву синюю карточку, когда услышишь звук РЬ – подними зеленую карточку.

Река – рыба

Рак – хряк

Ромашка – ребенок

Береза – дорога

Гриб - гроб

Ведро – ревет

Дверь – двор

- Придумайте предложение с последней парой слов.


  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

- Повторяй за мной четко:


РА – РЯ

РО – РЕ

РИ – РЫ

РУ - РЮ

- Составь схему слога РА и РЯ.

- Почему эти две схемы получились разные?

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

- Повторяй за мной слова:

дверь – двор

ведро – берет

матрешка – аквариум

ковер – зверь


река - рука

брюки – руки

шар – шарь

мир – мири


- Объясни смысл пары слов: ДВЕРЬ _ ДВОР

- Сколько слогов в слове ДВЕРЬ

- Сколько звуков в слове ДВЕРЬ

- Дай характеристику каждому звуку.

- Составь схему слова ДВЕРЬ

- Напиши слово ДВЕРЬ. Напиши слово ДВОР.

- Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.


  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

У Шуры болит…(РУКА),

По равнине течет …( РЕКА),

- Какие слова по звучанию?

- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

- Что означают эти слова?

- Составь схему второго предложения.


  1. Дифференциация звуков в тексте.

- Поднимай соответствующие буквы:

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Летели три вороны – черны, пестроголовы.

-А теперь повтори вслед за мной эти чистоговорки и пословицы.

- Как понимаешь смысл?


  1. Итог занятия.

- Какие звуки мы учились различать?

- В чем различие этих звуков?


  1. Домашнее задание.


  • Четко проговаривать предложения. Составить схему одного из них.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

  • Выучи стихотворение. Четко произносите звук Р:

Самовар, самовар,

У тебя внутри пожар,

У тебя внутри жара, звать гостей уже пора.

  • Нарисуй несколько предметов, названия которых начинаются на звук Р - справа, и начинающихся на звук РЬ – слева.



Звук Р - Л

(дифференциация)

Занятие № 7

  1. Организационный момент

  2. Артикуляционная гимнастика

Для звука Р

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики»





Для звука Л

Упражнение «Накажем язык»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение Пароход гудит»

Упражнение «Индюк»

Упражнение «Качели»

Упражнение « Как лошадка цокает»




  1. Объявление темы

-Отгадай загадки:

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет-

Рухнул мост, и щепок нет.

( РАДУГА)


Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки

( ЛУНА)

-Какой первый звук в слове РАДУГА и в слове ЛУНА?

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

- Как рычит мотор у большого трактора? ( Р – Р- Р )

- Как звучит капельки, когда падают? ( ЛЬ – ЛЬ – ЛЬ)

  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

Звук Р

    • Губы полураскрыты

    • Зубы разомкнуты.

    • Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен

    • Спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

    • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость

    • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

    • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.





Звук Л

  • Губы – раскрыты.

  • Зубы – разомкнуты.

  • Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы

  • Передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами – щели, через которые проходит воздух

  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».


- Чем в произношении различаются звуки Р и Л?

  1. Характеристика звуков

Звук Р – согласный, звонкий, твердый или мягкий

Звук Л – согласный, звонкий, твердый или мягкий.

- Чем же похожи звуки Л и Р ?

  1. Связь звуков и букв

- Звуки Р и Л обозначаются буквами Р и Л.

- Из каких элементов состоят буквы Р и Л ?

- Чем похожи буквы и чем отличаются?

- Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – Р Л Р Л …

  1. Развитие фонематического слуха

- Когда услышишь звук Р– подними букву Р, когда услышишь звук Л – подними букву Л.

арена Лена Рак лак лама рама полет ролики улет ракета лампа цирк

- Придумайте предложение с любым из этих слов.

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

- Повторяй за мной четко:


РА – ЛА

РО – ЛО

РИ – ЛИ

РУ - ЛЮ

- Составь схему слога РА и ЛА.


- Почему эти две схемы получились одинаковые?

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

- Повторяй за мной слова:

РАМА – ЛАМА

РАК – ЛАК

РУКА - ЛУНА

- Объясни смысл пары слов: РАК - ЛАК

- Дай характеристику слову РАК и ЛАК

- Запиши эти слова.

- Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

- Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

В реке живет большой …( РАК).

Мама купила в магазине …(ЛАК).

- Какие слова по звучанию?

- Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

- Составь схему второго предложения.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

- Поднимай соответствующие буквы:

Лето, лето, лето,

Сладкая пора!

Сижу и ем смородину

С утра и до утра.

-А теперь повтори вслед за мной это стихотворение

  1. Итог занятия.

- Какие звуки мы учились различать?

- В чем различие этих звуков?

  1. Домашнее задание.

  • Придумать и нарисовать предметы на звук Р – слева, а предметы на звук Р - справа.

  • В тексте обведи в кружок букву Р и в квадратик букву Л:

Римма кладет в кашу сладкое масло.

Мышка грызет желтый орех.















































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспекты уроков по постановке звука(Р)

Автор: Сиденко Оксана Константиновна

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658122


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства