Работа по теме урока 2 этап. Игровой | На доске появляется запись: “Все профессии нужны, все профессии важны”. -А вы согласны с этим высказыванием? Почему? - Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания. - В каждой профессии есть свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идет речь. 1) Игра “Узнай профессию”. На каждой парте лежит карточка, где зашифровано название профессии. - Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку. Карточка 1. Небо, штурвал, самолет, аэропорт. Карточка 2. Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос. Карточка 3. Весы, деньги, касса, товары. Карточка 4. Часы, лупа, отвёртка. Карточка 5. Ферма, коровы, ведро, молоко. Карточка 6. Трактор, плуг, рычаг. Карточка 7. Провода, столбы, выключатель. Карточка 8. Книги, полки, выставка книг. Карточка 9. Деревья, цветы, ягоды, грибы, орехи. Карточка 10. Поле, пшеница, зерно, комбайн. - Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Если вы согласны с ответом, хлопните в ладоши. А теперь проверим правильность написания профессий. На экране появляются изображения профессий и слова: летчик, парикмахер, продавец, часовщик, доярка, тракторист, электрик, библиотекарь, лесник, комбайнер. - Как вы думаете, чем важны эти профессии? - Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны. 2) Игра “Моя профессия – самая важная”. - А сейчас предлагаю выбрать необходимые предметы труда для представителей разных профессий. Сейчас я буду читать стихотворение Джонни Родари “Чем пахнут ремесла” и выберу трех человек, по одному с каждого ряда. Учитель читает стихотворение, как считалку. 1-й ряд. У каждого дела Запах особый. В булочной пахнет Тестом и сдобой. 2-й ряд. Пахнет кондитер Орехом мускатным, Доктор в халате – Лекарством приятным. 3-й ряд. Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только безделье Не пахнет никак. На парте: жезл, ножницы, газеты, фуражка, журнал, письма, свисток, машинка, иголка, нитки, сумка. - Перед вами предметы, относящиеся к разным профессиям. Выберите вещи, необходимые для вас. А мы проследим, правильно ли вы выбираете себе предметы. Дети выбирают предметы. - Назовите сначала профессию, а потом предметы труда, которые вы выбрали. - А теперь докажите одноклассникам, что именно ваша профессия самая важная. А вы, ребята, слушайте внимательно и дополняйте ответ. - Спасибо, ваши ответы очень убедительны. Дети, встречали ли вы представителей этих профессий в нашем селе? 1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. (Ответ: машинист - машинистка.) 2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (Ответ: агроном.) 3. Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию. 4. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? Ответ: Петр I – (плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер.) 5. Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”? (Ответ: пародистом.) 6. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (Ответ: лесник.) 7. Назовите самую сладкую профессию. (Ответ: кондитер.) 8. Кто изучает спрос на товары на предприятиях, в организациях торговли и общественного питания, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за поставкой товаров в нужном ассортименте? (Ответ: товаровед.) 9. Назовите самую начитанную профессию. (Ответ: Библиотекарь.) Внимание - “Черный ящик”. - В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? (Ответ: ложка.) - Музыканты-ложечники. - Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой. - Сталевары берут пробу стали специальной ложкой. - А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”. - Я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя. Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют. Прилагаемый список профессий: плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д. - О других важных профессиях мы узнаем, поработав в группе. 5. Игра «Кто больше?» На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья пара это сделает лучше? К Р Ф П Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник Киноартист Рыбак Фотограф Плотник Крановщик Редактор Фигурист Пилот Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский Космонавт Радист Фокусник Полярник Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник Кровельщик Фотокорреспондент Печник Каменщик Пиротехник Кутюрье Повар Кондитер Пекарь Кондуктор Портной Парашютист - Итак, что же у вас получилось? - Это важные профессии. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашей страны. - А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с тестом. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека. Завод Детский сад Столовая Автобус Магазин Школа Поле Шофер Рабочий Воспитатель Продавец Повар Комбайнер Учитель - Внимание - на экран! Сверьте свои ответы. Если у вас есть ошибки, то исправьте их. - Кто из ваших знакомых работает по этой профессии? | Ответы детей Выполняют задание Ответы детей Выбранные дети выходят к доске и выступают в роли швеи, милиционера, почтальона. Называют и показывают Дети приводят доказательства. Ученик – почтальон. Профессия почтальона – самая важная, так как эти люди приносят нам газеты и журналы, бабушкам и дедушкам приносят пенсии. Ученик – милиционер. Профессия милиционера – самая важная, так как эти люди охраняют наши жизни, ловят бандитов, следят за порядком на дороге. Ученик – швея. Профессия швеи – самая важная, так как эти люди стараются, чтобы все ходили в красивой одежде. Выполняют задание
Дети работают в группе Выполняют задание Сверяют ответы Отвечают на вопросы | Словесный: беседа Практический: выполнение заданий Демонстрационный: проигрывание |
Закрепление 3 этап. Заключительный | - Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире. - Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию. - Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор. - Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским. - Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. - Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу? Востребованность на рынке труда. Доходность. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз). Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер). Образованность (врач, учитель, психолог, ученый). Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной). Положительное влияние на семейную жизнь. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа). Возможность карьерного роста (важно или не важно). | Слушают | Словесный: беседа |