- развивать умения искать ответы на «непрямые» вопросы;
- развивать умение предвосхищать события по названию произведения, по ключевым словам, по иллюстрациям к произведению;
- совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
- развивать умения находить в тексте «слова-ключики»;
- отработка умения прогнозировать содержание произведения по его названию;
- развивать умение аргументировать свои ответы текстом произведения.
Подготовка к первичному восприятию. Знакомство с названием произведения.
- ребята, мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателя Николая Носова.
- Прочитайте название произведения.
- Что вы знаете о ключевых словах?
- Ключевые слова иногда выносятся в названия художественных произведений и могут нам подсказать, о чем в них пойдет речь.
- Правильно, ключевые слова – несут главную информацию и отражают содержание текста. Можно догадаться, о чем пойдет речь в рассказе по его названию?
- Да, можно предположить, что в рассказе речь пойдет о заплатке
- А можно догадаться кто главный герой по названию произведения?
- Нет, по названию произведения нельзя догадаться кто главный герой
- Тогда давайте посмотрим на иллюстрацию к рассказу. По ней можно предположить кто главный герой?
- Да, по иллюстрации к рассказу можно предположить, что главный герой мальчик
- Как вы думаете, что могло с ним произойти? (Предположения детей)
- А что на самом деле произошло с главным героем мы узнаем, прочитав произведение Николая Носова «Заплатка».
Первичное чтение текста учителем.
- Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные (незнакомые) слова.
Дети слушают учителя и отмечают в тексте незнакомые слова.
Словарная работа.
- Какие слова вы отметили. Назовите их. (дети называют слова)
Заплатка – в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.
Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма)
Чернильный карандаш – карандаш, который при смачивании пишет, как чернила.
Досада – чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи, обиды или какой-нибудь неприятности
Проверка понимания прослушанного текста. Беседа по содержанию.
- Давайте вернёмся к нашему произведению. Перед чтением рассказа мы с вами предположили, что речь в нем пойдет о заплатке. Подтвердились наши предположения?
- Да, в рассказе действительно рассказывается о заплатке.
- Обратите внимание, по ключевым словам, можно раскрыть содержание текста.
- Лиза, кто главный герой рассказа?
- Главный герой рассказа мальчик по имени Бобка
- Антон, с чего начинается рассказ?
- Рассказ начинается с того какие у Бобки были замечательные штаны
- Настя, как Бобка относился к своим штанам?
- Бобка их очень любил и всегда хвастался
- Марина, что в них было особенного, почему Бобка так дорожил своими штанами?
- Штаны были замечательные, защитного цвета, солдатские
- Леша, как Бобка порвал свои любимые штаны?
- Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал штаны
- Катя, что произошло с его настроением, когда он порвал штаны?
- Он чуть не заплакал от досады
- Никита, почему Бобка пошел на улицу в рваных штанах?
- Бобка пошел на улицу в рваных штанах, потому что мама отказалась их зашить.
- Максим, Антон и Лена, найдите отрывок, где мама разговаривает с Бобкой. Прочитайте его по ролям.
Бобка пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
- Как вы думаете, почему мама не помогла сыну?
- Мама хотела, чтобы Бобка сам исправлял свои ошибки. Она ему так и говорит: «Сумел порвать, сумей и зашить»
- Кирилл, что же всё-таки заставило Бобку взяться за работу и начать самому пришивать заплатку?
- Бобка взялся за работу, потому что ребята стали смеяться над ним и осуждать его. И Бобке стало стыдно.
- Артем, Катя и Аня, найдите в тексте этот отрывок и прочитайте по ролям.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
- Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
- Бобка не старался, очень спешил и пришил заплатку как попало. А дело это для него было нелегкое, поэтому получилось еще хуже, чем было.
- Бобка остался доволен своей работой и почему? Настя, прочитай как об этом говорит автор.
- Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны.
- Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
- Как он работал во второй раз? Марина, найди и прочитай эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.
- Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
- Как вы думаете, какие чувства испытал Бобка после того, как заплатка получилась ровной и гладкой?
- Радость, гордость, удовлетворение.
- Мне бы хотелось услышать ваше мнение, понравилось ли Бобке все делать самому? Из каких слов это видно? Зачитайте.
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.
Подведение итогов урока: рефлексия.
- Чему же учит нас этот рассказ?
- Рассказ нас учит тому, что любую работу нужно выполнять аккуратно и добросовестно
– Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа:
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Какие труды, такие плоды.
3. С кем поведешься, от того и наберешься.
4. Терпение и труд все перетрут.
- Терпение и труд все перетрут. Потому что, когда Бобка шил терпеливо и не спеша, у него заплатка получилась ровной и аккуратной.
- А наш урок мне бы хотелось закончить словами С. Михалкова: "Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".
Домашнее задание
- Дома еще раз выразительно прочитать рассказ Н.Носова «Заплатка».