kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по автоматизации звуков [с-сь]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для автоматизации звуков [с-сь]. Будет полезна учителям-логопедам для подготовки к занятиям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по автоматизации звуков [с-сь]»

Конспект по автоматизации звуков [с, с’]

Тема: Автоматизация звуков [с, с’] в словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [с]–[с’] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

  • закрепить умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [с], [с’] и давать характеристику этих звуков по схеме;

  • упражнять в выделении звуков [с], [с’] в начале, середине, конце слов;

  • тренировать в подборе родственных слов по схеме «Солнышко»;

  • упражнять в согласовании слов, обозначающих предметы и признаки предметов;

  • учить составлять сложные предложения по картинкам с союзом «а», активизируя в речи употребление антонимов;

  • развивать фонематический слух, логическое мышление и воображение;

  • учить работать с различными карточками и схемами, формируя полноценные учебные умения – работу в заданном на занятии темпе, овладение приемами самоконтроля, участие в подведении итогов по занятию;

  • развивать общую и пальчиковую моторику на динамических паузах.



Оборудование: картинки с насосом и краном – символами звуков [с], [с’], персонажи Тим и Том, сигнальные карточки с синим и зеленым кружками, карточки для определения места звука в слове, дидактическая игра «Волшебная линия», синие и зеленые фломастеры, предметные картинки: гусь, слон, сахар, заяц, валенки, огурцы, куст сирени, схема «Солнышко» с пятью лучами каждому ребенку, книжки-малышки для поощрения.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Организационный момент:

Логопед читает стихотворение:

Молодого злого пса
В нос ужалила оса,
– Не скули! – сказал я псу, –
Прогони скорей осу.

– Какой звук чаще всего повторяется в стихотворении?

2. Определение темы и задач занятия.

– Вы выяснили, какой звук чаще всего повторяется в стихотворении? Сегодня продолжим учиться правильно произносить звуки [с], [с’] в словах, словосочетаниях и предложениях. Вы научитесь определять место этих звуков в словах, правильно составлять сложные предложения. И каждый из вас сможет убедиться в том, что именно от вас зависит, как вы будете говорить и писать. С помощью тренировки речь ваша станет понятной и красивой. И тогда всем людям будет приятно общаться с вами.

II Основная часть

1. Наблюдение за работой органов артикуляции при произнесении звука [с].

Показать «насос» – символ звука [с].
– Сердито звучит струйка воздуха, выходящая из насоса? (Да.)
– Произносим длительно: СССС…
Перед детьми зеркала, по которым они наблюдают работу органов артикуляции, рассматривают их. Что делают губы? (Улыбаются.) Даже зубы видны. Где должен быть язык? (За нижними зубами.)
Спинка языка выгнута горочкой. Посередине струйка воздуха холодная или теплая? (Холодная.) Учащиеся проверяют воздушную струю тыльной стороной ладони. Произнесите [с] громко, тихо, закройте ушки, слушайте себя! С голосом или без голоса произносим звук [с]? Значит он какой? (Глухой.)

2. Наблюдение за звуком [с’].

– Посмотрите на символ звука [с’]. Кто скажет, как капает из крана водичка? (с’-с’.) Струйка воды, вытекающая из крана, звучит нежно, мягко. Язык при этом более напряжен, так что средняя часть его спинки поднята к небу.
Произносят с’-с’-с’… Звук [с’] тоже глухой – проверим! (Прикрывают ушки, произносят.)

3. Характеристика звука [с, с’] по схеме. (Глухие, согласные, твердые мягкие.)

  • Назовите слова, где [с] звучит твердо, мягко. (Примеры обучающихся.)

  • Чистоговорки проговорите отраженно за учителем-логопедом:



са-са-са – в саду оса.
сы-сы-сы – у кота усы.
сы-сы-сы – у осы не усы, а усики.
со-со-со – у Вовы колесо.
усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
си-си-си – вызовем такси.

5. Выполняем вместе с Тимом и Томом.

– Хотите, я познакомлю вас с Тимом и Томом?
Том – друг твердых согласных звуков. Он одет во все синее, потому что синий цвет – холодный. А Тим – друг мягких согласных звуков. Он энергичный, веселый, одет во все зеленое. В руках у них сигнальные карточки. Такие же сигнальные карточки они дают вам. Я буду называть слова, а вы поднимайте синюю карточку, если [с] в слове звучит твердо, и зеленую карточку, если [с] звучит в слове мягко:
Сито, сирень, сапоги, сумка, слон, сено, самолет, стадо, сяду, ступеньки, сын, сухари, Сима, семечки.
– Еще Тим и Том хотят познакомить вас с игрой, которая называется «Волшебная линия». На карточках картинки и кружочки синего и зеленого цвета. Нужно провести синим фломастером волшебную линию от синего кружочка к слову, в котором [с] звучит твердо, и зеленым фломастером – от зеленого кружечка к слову, в котором [с] звучит мягко.
Логопед : – Назовите слова, где [с] звучит твердо,
– Назовите слова, где [с] звучит мягко.

Динамическая пауза.

– Пальчиковая гимнастика «Прогулка».
– Речь с движением «На моем носу оса»:

Са-са-са – на моем носу оса,
Со-со-со – стал мой нос как колесо!
Сы-сы-сы – не боюсь я той осы!
Су-су-су – я осу домой несу.

6. Конкурс «Словесная перестрелка».

На вопросы отвечайте быстро, одним словом:
– Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
– Куда ходят за грибами? (В лес.)
– Кто ты для мамы? (Сын.)
– Какой на вкус лимон? (Кислый.)
– С чем пьют чай? (С сахаром.)
– Как зовут внучку деда Мороза? (Снегурочка.)
– Как называется сушеная трава? (Сено.)
– Что съедобное в подсолнухе? (Семечки.)
– Как называют группу птиц? (Стая.)
– В воде купался, а сух остался. Кто это? (Гусь.)

К слову «гусь» можно подобрать много родственных слов. Поможет нам в этом схема «Солнышко».

7. Подбор родственных слов к слову «гусь» по схеме «Солнышко».

Перед детьми листочки со схемой. В большом круге-«солнышке» изображен гусь. А вот на конце каждого луча – маленький кружочек (показ), в каждом маленьком кружочке вы будете рисовать картинки, соответствующие родственным словам к слову «гусь».
Работа со схемой. После рисования предложить детям чётко проговорить родственные слова: гусыня, гусенок, гусята, гусиное, гусятница хором и самостоятельно, запомнить их.

8. Упражнение в нахождении места звука [с] в словах.

– Мы с вами знаем, что звук в слове может быть в начале слова, в середине, в конце. Определите место звука [с] в словах: сапоги, капуста, сосна, мост, свисток, сук, слива, сазан, космос.

9. Упражнение в произнесении звуков [с], [с’] в словах и словосочетаниих.

– Повторяйте за мной хором и чётко выговаривайте звуки [с, с’].

Вкусный суп

Вкусный арбуз

вкусный апельсин

вкусная малина

вкусная груша

вкусное мороженое

вкусное варенье

вкусные яблоки

вкусные конфеты



10. Задание «Начало предложения за мной повторите, окончание придумайте и произнесите».

– Предлагаю выполнить новое и интересное задание: я начну говорить предложения, а вы закончите их по картинкам, повторив сначала то, что сказала я.
– Собака маленькая, а слон (большой).
– Лимон кислый, а сахар (сладкий).
– Лев смелый, а заяц (трусливый).
– У Тани сапоги тесные, а валенки (свободные).
– Тарас любит свежие огурцы, а Вася – (соленые).
– Сосна высокая, а сиреневый куст (низкий).
– Вчера дети поссорились, а сегодня (помирились).

III. Заключительная часть.

– Какие звуки мы сегодня упражнялись произносить в словах, словосочетаниях и предложениях? ( Звуки [с], [с’])
– Звуки [с], [с’] гласные или согласные?
– Где должен находиться язык, когда мы произносим [с], [с’]?
– Придумайте и четко произнесите по одному слову со звуками [с] и [с’].
Поощрение всех детей.
Тим и Том дарят вам книжечки со сказками и желают вам всегда правильно произносить звуки, которые мы сегодня повторяли.

Приложение

Насос – символ твердого звука [С]

Капающая из крана вода – символ мягкого звука [С’]

 

Тим и Том

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ

Цель игры: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие парные согласные.

Вариант игры 1

(различаем твердые и мягкие согласные звуки)
Игровой материал: сказочные персонажи Тим и Том, карточки с картинками и синим, зеленым кружками в середине, фломастеры.

Правила игры:

В начале игры познакомить детей со сказочными персонажами – Томом и Тимом. Рассказать, что Том – друг твердых согласных звуков, которые принято выделять синим цветом. И поэтому на Томе одежда синего цвета, и даже в руке он держит синюю сигнальную карточку. Тим – друг мягких согласных звуков, которые принято выделять зеленым цветом. Поэтому одежда у Тима зеленого цвета, и в руках у него – зеленая сигнальная карточка. Том с Тимом приходят к детям на занятия, приносят игру, раздают карточки, в которых есть дежурные звуки, объясняют правила игры. Дети должны провести «волшебные линии» синим фломастером от синего кружка к картинкам, в названии которых заданный звук произносится твердо; от зеленого кружка провести линии зеленым фломастером к картинкам, в названии которых звук произносится мягко.
Желающие ученики всегда имеют возможность получить дополнительные карточки.

С – С’

С – С’




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по автоматизации звуков [с-сь]

Автор: Киреева Наталья Михайловна

Дата: 22.03.2022

Номер свидетельства: 602951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства