Конспект занятия «Колючий лилипут» Знакомство с окружающим миром
Конспект занятия «Колючий лилипут» Знакомство с окружающим миром
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями.
Задачи:
· Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
· Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной речи.
· Формирование навыков сотрудничества взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Колючий лилипут» Знакомство с окружающим миром»
"Колючий лилипут"
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями.
Задачи:
Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной речи.
Формирование навыков сотрудничества взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Коррекционные задачи:
-учить детей сравнивать один предмет с другим;
-развивать связную речь, внимательность, память;
- воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, трудолюбие, желание помогать взрослым.
Оборудование: цветы в горшках, предметные картинки с изображениями комнатных растений.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые цветы у нас вами стоят на подоконнике. У нас растут фиалки, хлорофитумы, березка. Как их можно назвать одним словом? (Одним словом они называются комнатные растения.)
Воспитатель: А сейчас послушайте сказку «КОЛЮЧИЙ ЛИЛИПУТ»
Кактусы, расставленные в крохотных горшочках в цветочной лавке, куда частенько наведывалась Мария, имели самые причудливые формы. Среди них были зеленые ребристые шары с изогнутыми колючками и зеленые столбики, густо покрытые белыми, желтыми или красноватыми иголками и издали напоминавшие сидящих в странных позах птиц и зверей. Некоторые были похожи на длинных изогнутых змей, свисавших в разные стороны из своих маленьких горшочков. Другие же имели форму плоских колючих лепешек, вырастающих одна из другой в различных направлениях. Мария решила, что кактусов в ее садике не будет. Эти растения казались ей некрасивыми, да еще, вдобавок к тому, колючими.
“Зачем продавать таких колючих уродцев? Неужели они кому-то приносят радость?!” — недоумевала Мария, скользя глазами по этим странным, как ей казалось, растениям.
Вопросы и задания
Любите ли вы кактусы?
Что в кактусах кажется вам самым необыкновенным?
Кого или что напоминают вам разные кактусы? Кого напомнил кактус разным комнатным растениям из садика Марии?
Но так уж случилось, что однажды ей в подарок преподнесли Кактус. Не могла же Мария не принять подарок. Так на ее окне появился горшочек с маленьким колючим темно-зеленым шариком.
Цветы очень удивились появлению в своей семье этого странного существа. Они стали хихикать над ним. Первым начал бархатистый Колеус — постоянный соперник красавца Кротона и страшный задира:
— Это что за круглый лилипут, да еще весь в иголках?!
— Я комнатное растение, как и вы, сударь, — тихо ответил маленький Кактус.
— Растение? — звонко засмеялся голубой Колокольчик, раскачиваясь в своей висячей корзиночке. — А где же твои листочки и стебелек? У растения должны быть листики и стебелек. Нет, нет, ты не растение, ты что-то совсем другое!
—Может быть, это крохотный ежонок? Я однажды видела такого ежика — его принесли показать Марии соседские мальчишки, — предположила Хризантема.
— Растения не могут быть такими некрасивыми, как ты. Ты просто уродец! — высокомерно промолвила горделивая Чайная Роза.
— Да, да, ты совсем не такой, как мы! — подхватили другие обитатели садика.
— И все-таки я — растение, что бы вы все не говорили, — упрямо твердил колючий малыш со слезами на иголках.
Вопросы и задания
Кого напомнил кактус разным комнатным растениям из садика Марии?
Воспитатель: Но вы, наверное, немного устали я предлагаю вам немного поразмяться. Давайте попросим солнышко согреть нас.
Физминутка «Солнце утром рано встало».
Солнце утром рано встало,
поднимают дети руки вверх-тянутся
Всех детишек приласкало
делают руками фонарики
Гладит грудку
массируют «дорожку» на груди снизу вверх
Гладит шейку
поглаживают шею большими пальцами сверху вниз
Гладит носик
кулачками растирают крылья носа
Гладит лоб
проводят пальцами от середины к вискам
Гладит ушки
растирают ладонями уши
Гладит ручки
растирают ладони
Молодцы все дети - вот!
поднимают руки вверх
Воспитатель: На шум пришел белый кот. По своему обыкновению он решил обнюхать нового обитателя садика, чтобы узнать его получше. Но едва он поднес свой розовый нежный носик к зеленому шарику, как тут же отпрянул и пулей отлетел в другой конец комнаты. Кот громко замяукал от обиды: колючки Кактуса больно укололи его. Кактусенок, испугавшись, в свою очередь, крикнул изо всех своих силенок:
— Простите, простите меня, пожалуйста, я не хотел вам сделать больно!
— Простите, простите, ведь нос-то у меня не кожаный, как листья у красавца Кротона, а очень нежный. Может быть, твоя колючка теперь в нем навсегда останется!” — проворчал белый кот.
— Зачем тебе эти противные колючки? Неужели без них нельзя прожить? — спросил он Кактусенка, постепенно успокаиваясь.
— Да, да, зачем тебе колючки? — снова загалдели цветы, наблюдавшие за этой сценой.
Вдруг за маленький Кактус заступился старый Декабрист, совсем недавно покрывшийся розовыми бутонами, напоминавшими причудливых летящих птичек с вытянутыми шейками. Из этих бутонов уже начали распускаться первые красные цветы, похожие на колокольчики с остроконечными лепестками. Декабрист сказал:
— Дорогие друзья, не спорьте понапрасну. Этот колючий шарик — тоже растение, как и все мы. Только он самый выносливый из нас: даже без корней он может прожить долгое время, а на самом солнцепеке спокойно обходится без всякой поливки. Вот уж кто по-настоящему неприхотлив: ни витамины, ни поливка, ни тень ему не нужны. Знай себе, растет сам по себе. Мария совершенно правильно поставила его на окно под горячие лучи солнца. Кроме того, он тоже Кактус, как и я. Только мы с ним разные Кактусы. Он пустынный, а я лесной. Его ближайшие родственники и сейчас прекрасно живут, расцветают и пахнут в безводной песчаной пустыне, где девять месяцев в году не выпадает ни капли дождя. А мои родственники родились и живут во влажных тропических лесах. Поэтому у нас с ним разные привычки и выглядим мы по-разному.
— Да, вы совсем разные, уважаемый Декабрист. Колючек, например, у вас нет, а есть листики, — прервала рассказ Декабриста Хризантема.
— Вы заблуждаетесь, сударыня. Позвольте вам заметить, что настоящих листьев у меня нет и не было никогда. То, что вы принимаете за мои листья — плоские, членистые стебельки, лишь напоминающие по своей форме листочки. Я, как многие из вас, очень люблю влажный воздух и прошу Марию опрыскивать и поливать меня почаще — особенно летом. А еще я люблю прохладу, — терпеливо объяснял Декабрист.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физминутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках
дети сидят на корточках, лицом в круг
Поднялись цветочки.
медленно встают
К солнцу потянулись,
на носочках, руки вверх
Солнцу улыбнулись.
руки развели в стороны
К солнышку цветочки
руки вытянуть
Повернут листочки.
ладони развернуть вверх
Развернут бутоны,
руки соединить над головой
В солнышке утонут.
медленно развести руки
Воспитатель: Отдохнули? Слушайте сказку дальще.
Все, внимательно слушая рассказ Декабриста, стали пристально вглядываться в маленького колючего лилипута, пытаясь разглядеть в нем черты сходства с Декабристом и другими растениями. А старик Декабрист тем временем продолжал:
— Посмотрите, как этот малыш приспособлен к сохранению влаги. Благодаря своим колючкам он совсем ее не испаряет. Влага прекрасно удерживается под его толстой и плотной кожицей даже в самую сильную жару. Растения, имеющие листья, испаряют очень много воды, поэтому их надо часто поливать. А наш малыш тратит накопленную воду очень экономно, и всегда остается зеленым и сочным. Вы вот все удивляетесь его колючкам и спрашиваете, для чего они нужны. Да это его самое драгоценное сокровище! Ими он от врагов защищается, которые хотели бы его съесть, чтобы запасами воды воспользоваться. Но колючий Кактус не всякому по зубам!
Так что, дорогие мои, не судите раньше времени. Этот маленький лилипут — тоже настоящее растение, нисколько не уступающее каждому из нас. Оставьте его в покое!
Вопросы:
Какой, по-вашему мнению, характер у кактусов?
Что общего между кактусами и другими растениями?
Чем они отличаются?
Затем Декабрист ласково обратился к скромно молчавшему Кактусенку:
— Не расстраивайся, малыш. Они еще не видели, как прекрасно ты умеешь цвести!
— Спасибо за добрые слова, милый Декабрист, — прошептал Кактусенок, и слезки на его колючках быстро высохли.
Питомцам Марии нечего было возразить. “Поживем — увидим”, — думали они и на некоторое время потеряли к маленькому Кактусу всякий интерес.
Азалия, красовавшаяся в своем новом изумрудном наряде, сказала восхищенно:
— Как много вы знаете, уважаемый Декабрист, вы — настоящая цветочная энциклопедия!
— Спасибо за похвалу, с детства был любознателен, и этим все объясняется, — ответил довольный Декабрист, распустив еще один бутон.
Вопросы и задания:
Есть ли у вас кактус? Расскажите о нем.
Видели ли вы когда-либо цветущий кактус?
Зачем кактусу колючки.
Понравился ли вам рассказ старого декабриста?
Что нового о кактусах вы из него узнали?
Кактусенок рос и набирался сил очень медленно. Никто больше не осмеливался обидеть его злым словом, и все постепенно привыкли к его присутствию в домашнем садике Марии. Шли дни.
И вот наступил долгожданный день — Кактус расцвел. Расцвел он под утро, пока все обитатели садика мирно спали. Когда они проснулись и увидели чудо-цветок, росший из Кактуса, то не поверили своим глазам. А гордая Чайная Роза на целых три секунды упала в обморок от неожиданности.
Удивительно большой, сказочной красоты оранжевый цветок с золотыми переливами восседал на маленьком колючем шарике, распространяя вокруг себя тончайший аромат. Кактус цвел всего два дня. Но в эти дни он был самым счастливым Кактусом на свете. Все цветы торопились высказать кактусу свое восхищение, и они совсем забыли, как раньше были несправедливы к нему. Даже белый кот не мог отвести своих голубых глаз от этого чуда. Комната благоухала — Кактус устроил для всех настоящий праздник.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему кактусы так редко радуют людей своими цветами?
С чем вы могли бы сравнить цветок кактуса?
Нарисуйте цветок кактусенка из сказки.
Как вы думаете, если бы растения не отнеслись к кактусенку с такой враждебностью, расцвел бы он раньше?
Как вы думаете, если бы кактус из сказки так и не расцвел, полюбили бы его другие растения?
Как вы думаете, почему кактусенок стал счастливым, когда расцвел?
А что Мария? Мария, увидев золотисто-оранжевый цветок, сожалела о том, что раньше недооценивала кактусы. Больше всего ее удивила мудрость этого цветка, научившего ее терпению. “Может быть, Кактус цвел бы еще чаще, если бы в него больше верили”, — думала Мария.
Даже когда чудо-цветок завял, обитатели садика смотрели на колючий шарик с большим уважением, раз и навсегда приняв его в свою семью. Теперь они знали, что скрывается под некрасивыми и колючими Кактусиными иголками.
— Никогда не судите раньше времени, — сказал Декабрист, подмигнув цветам.
И они сразу все поняли, потому что это были самые умные цветы на свете.
Вопросы:
Что поняли Мария и растения благодаря кактусенку?
Стоит ли верить в цветы?
Верили ли вы когда-либо в те или иные цветы? Как это на них влияло?
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, чему мы сегодня научились на занятии? (Что любое растение прекрасно).
Воспитатель: Чтобы растения всегда были у нас с зелеными листочками и цвели, за ними необходимо ухаживать. Как надо ухаживать за комнатными растениями? ( Их нужно поливать лейкой).
Воспитатель: Правильно. Растения очень любят воду. Чтобы вода лучше впитывалась, надо иногда рыхлить почву.
Воспитатель: Как нужно рыхлить почву в горшочке с цветком? (Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения).
Воспитатель: Как нужно поливать растения? ( Аккуратно, лейкой под корень растения наливаем воды в горшок).
Воспитатель: Ребята на этом наше занятие закончено. Все старались, были активны, внимательны. Теперь вы много знаете о комнатных растениях и расскажете о них другим.