Воспитывать точность и аккуратность при выполнении ремонта одежды, трудолюбие, бережное отношение к одежде, эстетический вкус.
Здоровьесберегающая:
Осуществлять профилактику нарушения зрения, осанки.
Тип урока: комбинированный. Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, демонстрация наглядностей и приемов выполнения работы, инструктаж по ТБ, инструктаж выполнения работы, практическая работа. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Материал:
одежда детей, требующая ремонта; нитки под цвет ткани; игольницы, иглы, ножницы.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему одежда.
2. Рассматривание ткани, из которой шьётся одежда (джинсовая, х/б, ситец, шёлк, и т.д.).
Провести игру на сосредоточение внимания и коммуникабельность «Какой ты?». Дети встают в круг и, передавая друг другу красивый мяч, говорят друг о друге добрые слова.
- Алина, ты добрая!
- Таня, ты веселая!
- Лида, ты спортивная! И т. д.
Актуализация опорных знаний.
Вводная беседа.
Воспитатель. Ребята, посмотрите друг на друга. Все вы хорошо выглядите, аккуратно одеты. А как вы думаете, от чего это зависит?
Ответ детей.
Воспитатель. Правильно, вы умылись, причесались и надели чистую, глаженую одежду.
Одежда на вас самая разнообразная. Чтобы хорошо выглядеть, иметь опрятный вид, нужно следить за своей одеждой. Как бы не были вы аккуратны, все равно периодически возникают ситуации, при которых то брюки порвутся, то шов разойдется, то пуговица отлетит. Что тут особенного? Тут главное не отложить ремонт одежды «на потом», как делают это некоторые неряхи, которые могут продолжать ходить в порванной одежде или пуговицу заменить булавкой.
Воспитатель. Но, что делать, если одежда ещё красивая, но вы вдруг заметили маленькую дырочку на одежде или разорванный шов, что мы можем сделать?
Ответ детей. Нужно починить: зашить дырочку, зашить шов.
Воспитатель. Правильно, починить. Какие могут быть повреждения в изделии при носке? Как их устранить?
Ответ детей. Нужно своевременно зашивать распоровшийся шов, штопать появившиеся маленькие дырочки. 3. Сообщение темы занятия.
Воспитатель. Чтобы выглядеть аккуратным и опрятным, чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии, следует приучать себя к бережному отношению к вещам, своевременно выполнять ремонт. Одежда не будет аккуратной, если на ней распустился шов или недостаёт пуговиц. Нужно своевременно пришивать оторванные пуговицы, крючки или кнопки, зашивать распоровшийся шов, штопать появившиеся маленькие дырочки. Это называется мелкий ремонт одежды. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться зашивать распоровшийся шов.
4. Изучение нового материала.
Вопросы учащимся:
- Нужно ли ремонтировать одежду и зачем?
- Какие виды мелкого ремонта вы знаете? (пришивание петель, пуговиц, зашивание распоротых швов).
- Какой цвет ниток вы используете при работе?
- А вы самостоятельно ремонтировали свою одежду?
Воспитатель. А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с иголками и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним.
Инструктаж по технике безопасности.
Сегодня мы будем работать с иголкой, ножницами. Прежде чем приступить к практической работе, нам надо повторить технику безопасности при работе с иглой и ножницами. (Дети рассказывают правила безопасной работы с иглой и ножницами).
Правила безопасной работы с иглой
1. Хранить иголки в игольнице, не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками, ни в коем случае не брать иглы в рот.
3. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
4. Не работать слишком длинной иглой.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Не вставать с рабочего места с ножницами в руках
2. Класть ножницы сомкнутыми острыми концами от себя.
3. Передавать ножницы друг другу ручками вперед.
Воспитатель. Вот теперь мы знаем, как нужно обращаться с инструментом. Давайте поупражняемся!
• Алина, передай мне, пожалуйста, ножницы.
• Лида, возьми свои ножницы и передай их Тане.
• Передай иголку, булавку.
Воспитатель. Молодцы, запомнили? (Да!)
Воспитатель. Шить должны уметь все: и девочки, и мальчики. Я думаю, что умение шить всегда пригодится в жизни. Девочки – будущие женщины, мамы всегда смогут смастерить что-нибудь для себя и своих близких, ну, а мальчикам – будущим солдатам тоже пригодиться умение пришить пуговицу или зашить дырку в кармане. С чего же начинают работу? (предположение детей, ответы).
- Давайте немного отдохнём, подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).
Мы делили апельсин
Дети сжимают кулачки
Много нас,
Показывают 10 пальцев
А он один
Показывают 1 палец
Эта долька для ежа,
Загибают большой палец левой руки
Эта долька для стрижа,
Загибают указательный палец левой руки
Эта долька для утят,
Загибают средний палец левой руки
Эта долька для котят,
Загибают безымянный палец левой руки
Эта долька для бобра,
Загибают мизинец левой руки
А для волка – кожура.
Бросательное движение правой рукой
Воспитатель. Существует много видов ремонта. Сейчас мы с вами будем выполнять мелкий ремонт одежды – зашивать одежду по шву.
Ремонт и отделка швейных изделий
Требует от вас особых умений.
Будем учиться швы зашивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.
Показать одежду с разными видами ремонта. 5. Практическая работа.
Воспитатель. Разберем последовательность работы. Вспомним, как правильно отмерять нитку, вдевать её в иголку и завязывать узелок, какого цвета нужно взять нитку. Перед каждым ребенком лежат: игольница с иголкой, нитки, ножницы.
Воспитатель. С чего начинаем работу?
Практическое задание №1. Отмерить длину нитки.
У каждой иголки есть специальное отверстие – «ушко» и в это отверстие можно просунуть нитку, а чтобы нитка не запуталась, её надо отмерить, посмотрите, как надо правильно отмерять нужную длину нитки.
- Надо взять один конец нитки крепко пальцами левой руки, а катушку оставить в баночке для рукоделия, чтобы та не сбежала со стола, правой рукой обернуть длинную ниточку вокруг локтя и взять также её крепко пальцами левой руки. Получилась вот такая петля вокруг локтя, правой рукой взять ножницы и отрезать длинную нитку.
- Нитку лучше отрезать ножницами, но не обрывать и не откусывать. После ножниц остается ровный срез - такую нить легче вдеть в иголку (вдеваю в нитку иголку).
- Посмотрите, какой длины получилась отрезанная ниточка (показ).
- Попробуйте теперь вы (дети отмеряют нитку, пытаются вдеть её в иголку. По ходу оказываю помощь).
- Давайте попробуем тоже отмерить себе ниточку. Не забывайте, что руки у нас всех разной длины, поэтому и ниточка получится у вас только той длины, какая нужна будет только для ваших рук (постановка цели).
Продуктивная деятельность детей.
Дети отмеряют себе для работы нитку, обводя через локоть.
- Молодцы, ниточки отмерили, а теперь, чтобы подружить иголку с ниточкой нам надо нитку вдеть в ушко иголочки.
Если ребёнок затрудняется, воспитатель предлагает обратить внимание на выполнения этой работы.
Практическое задание №2. Вдеть нитку в ушко иголки.
Воспитатель. Вот мы с вами отмерили ниточку и берём в помощники …
Инструмент бывалый, Ни большой, ни малый, У него полно забот, Он и режет и стрижёт.
Воспитатель. Что за инструмент поможет нам отрезать нитку? (Ножницы)
Воспитатель. Правильно, нам помогут ножницы. Напомните мне, пожалуйста, правила работы с ножницами.
Напоминание правил работы с этим инструментом.
Ответ детей. Достаём их из чехла, на товарища не направляем и держим параллельно полу. Теперь отрезаем нитку и сразу же убираем ножницы на поднос, нам ещё пригодится их помощь.
В оспитатель. Для чего игле ушко? (ответы детей).
- Верно, сюда вдевается нитка. Ведь иголка без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Вдеть нитку в иголку – особое умение. Оно требует сноровки. Сейчас вы попробуете себя в этом деле.
- Посмотрите, как это сделаю я.
- Сначала я беру конец нитки в левую руку, а правой рукой зачищаю его от пушинок, и теперь закручивающим движением большого и указательного пальца заостряю этот конец нитки. Вот она и готова.
- Теперь нитку перекладываю в правую руку, а левой рукой из баночки для рукоделия беру крепко иголку, чтобы она не принесла нам вред, ведь она бывает очень капризная, может выскользнуть из пальцев и нас уколоть. Острый конец нитки отправляю в ушко и вытягиваю с другой стороны.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель. Теперь подготовьте кончик своей ниточки, чтобы он мог легко залезть в отверстие иголки. Что для этого нужно сделать?
Дети. Нужно убрать пушинки и немного покрутить между указательным и большим пальцами. Затем вдеть в иголку.
Дети вставляют нитку в иголку.Если ребёнок затрудняется, воспитатель предлагает обратить внимание на схему выполнения этой работы.
Практическое задание №3. Завязать узелок.
- Посмотрите, как у меня качается иголочка на нитке, как на качелях, но она может в любой момент соскользнуть и убежать.
- Чтобы нить не убегала из ткани, на ней делают узелок.
- Смотрите (показываю), продетую нитку нужно сложить пополам, соединить вместе два конца и завязать узелок. Не у всех получается сразу узелок. Посмотрите, как нужно его завязывать (объясняю и показываю).
Конец нити берут правой рукой между большим и указательным пальцами. Один или два раза не туго наматывают на указательный палец. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку.
Воспитатель показывает и проговаривает свои действия.
1. Конец нити надо не туго накрутить на указательный палец руки.
2. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами.
3. Постепенно её нужно снять.
4. Натянуть нитку.
Воспитатель предлагает детям завязать узелок на своей ниточке, индивидуально помогает тем, у кого не получается.
- Попробуйте на своей ниточке завязать узелок (дети учатся завязывать узелки).
- А теперь скажите мне, что нужно сделать по окончании работы с волшебной иголочкой Ответы детей. Иглу надо воткнуть в плотный лоскут материала.
О бернуть несколько раз ниткой (чтобы иголочка не выпала, "не убежала").
- Молодцы, иголочка покачалась на ниточке и хочет отдохнуть. Воткните её в свою игольницу, пусть немного там посидит, а мы сейчас с вами немножко поиграем, снимем напряжение в наших плечах.
Иголки убираются в отдельно отведенную коробку. Остальные принадлежности - в места их хранения.
Дети вдевают нитку, воспитатель помогает завязать узелок, предлагает положить их в игольницу и сделать небольшую паузу.
Физкультминутка «Живут мальчики – веселые пальчики». (Профилактика нарушения осанки).
Живут мальчики- веселые пальчики,
Пошевелить растопыренными пальцами
озорные ножки ходят по дорожке.
Ходьба на месте
Шея крутит головою, Повторяйте все за мною. Вправо, влево, оборотик,
Повороты головы вправо, влево
Покажите мне животик.
Погладить по животу
Наше тело подтянулось
Подтянуться на носочках
И вперед слегка нагнулось.
Наклон вперед
Как березонька стройна Стала ровною спина.
выпрямиться
А теперь все подтянулись И друг другу улыбнулись.
Подтянуться на носочках, руки вверх, через стороны вниз
Проходит совместная деятельность детей и воспитателя, используется художественное слово:
- Ребята, а теперь давайте познакомимся с помощниками Иголочки. (Достаёт напёрсток, читает загадку)
На пальце одном,
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Ответы детей.
Воспитатель. Верно, напёрсток. Слово напёрсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. Для чего нужен напёрсток?
Ответы детей.
- Он оберегает палец от уколов иголочкой; проталкивает иголочку вперёд. Когда ткань очень плотная, и нужно на иголочку сильно надавить.
- А теперь посмотрим, как ваши волшебные иголочки будут работать.
Работа детей + Индивидуальная помощь.
- Сегодня мы будем ремонтировать свою одежду: зашивать швы. Для начала скажите, что нам потребуется для этого? (Нитки, игла, ножницы).
- Какой ремонт требуется этому изделию? (демонстрация распоровшегося шва)
Воспитатель. Мы будем зашивать распоровшийся шов. Цвет ниток должен совпадать с тоном одежды.
Воспитатель. Согласны? Тогда приступим к работе.
Показать и объяснить детям выполнение каждого вида работы. Шов зашиваем аккуратно с изнаночной стороны. Во время работы просить детей, чтобы они сопровождали свои действия пояснением.
Гимнастика для глаз. (Сбережение зрения, снятие усталости глаз).Выполняется в ходепрактической работы.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрываем оба глаза
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжаем стоять с закрытыми глазами
А теперь мы их откроем,
через речку мост построим.
Открываем глаза, взглядом рисуем мост
Нарисуем на мосту мы большую букву У.
Глазами рисуем букву У
Вверх поднимем, глянем вниз.
Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз
Вправо, влево повернем.
Заниматься вновь начнем.
Глаза смотрят вправо- влево
Повторить упр. 3 раза
Ребята выполняют действия, воспитатель подходит к каждому и помогает при необходимости.
В процессе практической деятельности воспитатель использует наводящие вопросы, помощь, индивидуальный показ, советы, поощрения:
- С чего начнёте?
- Как вы это сделаете?
- Что потом?
- Посмотри, как это сделаю я и т.п.
- Прокалывая с изнаночной стороны под стежок, продевают иголочку с ниткой, вытягивают – повторить 5-6 раз.
- Посмотрите, как надо закрепить ниточку, чтобы она не сбежала с лоскутка.
Уборка рабочих мест
- Теперь, я думаю, что ваши иголочки набегались и очень устали, хотят отдохнуть.
-Уберем Мастерицу иголочку и её друзей отдыхать на место.
- Воткните их остриём в любимую подушку-игольницу, а катушки с ниточками положите в баночку для рукоделия (дети прибирают своё рабочее место).
6. Итог занятия:
- Вы хорошо поработали. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Просмотр всех работ детьми.
- Сегодня мы научились ремонтировать свою одежду. Ребята, чтобы шов был прочный, мы с вами зашивали нашу одежду швом иголку назад, швы у вас получились не совсем аккуратные, стянутые. А чтобы наша работа была аккуратной, эстетичной, нужна тренировка. С каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. На следующих занятиях мы продолжим закрепление этого шва.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Отчего зависит долговечность вещи?
- Какие места одежды чаще всего подвергаются механическому воздействию?
- Понравилось вам занятие?
- Теперь вы сами сможете отремонтировать свои вещи?
7. Индивидуальная работа на занятии.
Воспитатель оказывает помощь в случае затруднения, используя прием совместного выполнения действий с ребёнком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.
Добиваться полного ответа у Алины; продолжать учить правильно держать карандаш - Лидию. Развивать связную речь, речевой слух – Татьяна.
Как правильно отмерять нитку, вдевать её в иголку и завязывать узелок
- Сначала нужно взять иголочку и вдеть в неё нитку. Нитки иногда капризничают, перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не происходило, нужно правильно отмерить длину нити, потому что:
слишком длинная нить мешает, закручиваться;
слишком короткая - быстро кончается - получается много узелков, приходится часто вдевать нитку, отвлекаться от работы.
У каждой иголки есть специальное отверстие – «ушко», и в это отверстие можно просунуть нитку, а чтобы нитка не запуталась, её надо отмерить.
а) Взять нитку и отмерить её, раздвинув согнутые в локтях руки на ширину плеч.
б) Надо взять один конец нитки крепко пальцами левой руки, а катушку оставить в баночке для рукоделия, чтобы та не сбежала со стола, правой рукой обернуть длинную ниточку вокруг локтя и взять также её крепко пальцами левой руки. Получилась вот такая петля вокруг локтя, правой рукой взять ножницы и отрезать длинную нитку.
- Нитку лучше отрезать ножницами, но не обрывать и не откусывать. После ножниц остается ровный срез - такую нить легче вдеть в иголку (вдеваю в нитку иголку).
Сначала я беру конец нитки в левую руку, а правой рукой зачищаю его от пушинок, и теперь закручивающим движением большого и указательного пальца заостряю этот конец нитки. Вот она и готова. Теперь нитку перекладываю в правую руку, а левой рукой из баночки для рукоделия беру крепко иголку, чтобы она не принесла нам вред, ведь мы помним, что она бывает очень капризная, может выскользнуть из пальцев и нас уколоть. Острый конец нитки отправляю в ушко и тяну с другой стороны.
- Вдевать нитку в иглу следует с конца, который отрезали от катушки. Так она меньше закручивается.
- Конец нити, предназначенный для вдевания, надо покрутить между пальцами. Это облегчает вдевание нитки, в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна.
- Чтобы нить не убегала из ткани, на ней делают узелок.
- Продетую нитку нужно сложить пополам, соединить вместе два конца и завязать узелок.
- Конец нити берут правой рукой между большим и указательным пальцами. Один или два раза не туго наматывают на указательный палец. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку.
1. Конец нити надо не туго накрутить на указательный палец руки.
2. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами.