Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Изготовление игрушки медведя из бумаги» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Радуга творчества»»
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
Конспект занятия
«Изготовление игрушки медведя из бумаги»
с детьми младшего школьного возраста в объединении
«Радуга творчества»
Составила:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Лыткина Оксана Владимировна
Ханты-Мансийск,
2020 г
Тема занятия:
«Изготовление игрушки медведя из бумаги»
Цель занятия:
Обобщить и расширить знания детей о жизни медведя. Активизировать словарный запас.
Научить детей технологии выполнения игрушки медведя из бумаги;
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и закрепить знания детей о медведе: внешнем виде, о питании, о потомстве.
Учить детей применять ранее приобретённые знания и умения при изготовлении изделий по шаблону;
Учить детей правильно работать с острыми режущими и колющими инструментами с соблюдением ТБ;
Развивающие:
Формировать волевые качества детей при изготовлении поделки, путем доведения начатого до конца;
Здоровьесберегающая: Создать на занятии благоприятную атмосферу для детей и их творческой деятельности.
Оборудование:
Для педагога: образец игрушки в сборке и деталях, демонстрационное изделие, картинки с животными, инструменты, материалы, шаблоны.
Для учащихся: альбомная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, нож канцелярский, шило;
Планируемые результаты
Предметные умения: Сформировать представление о приемах создания изделия по шаблону, материалах и инструментах, которые используются в своей деятельности.
Сформировать позитивное отношение к труду.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование позитивного отношения к диким животным.
Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов работы с материалом и инструментами.
Познавательные универсальные учебные действия: осмысление алгоритма работы с материалом и инструментами; осмысление правил по технике безопасности (что МОЖНО делать и чего НЕЛЬЗЯ)
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Ход занятия:
Организационный момент (2-3 мин.).
Педагог: Я рада всех вас видеть. У нас замечательное настроение и мы настроились на занятие. Я знаю, что всё у нас получится. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Сообщение темы занятия:
Сегодня у нас с вами будет интересное знакомство. А для того, что бы вам знать, кого мы сегодня будем делать, отгадайте загадки:
- Где живёт он? В самой чаще, самой, самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. Любит груши, любит мёд, сладкоежкою слывёт, А ещё могу сказать: очень любит он поспать. Ляжет осенью, а встанет, лишь, когда весна настанет.
-Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
-Зимой спит, летом – ульи ворошит.
-Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.
Постановка задачи:
Итак, тема нашего занятия: « Медведь». Мы с вами познакомимся с жизнью медведя во все времена года.
М едведь — еще один герой русских народных сказок. В старину называли его Топтыгиным, Косолапым, Мишкой. Слово «медведь» значит — ведает, то есть знает, где мед. И правда, медведь не может устоять перед соблазном полакомиться медком, поэтому он хорошо знает, где его можно раздобыть. Но самое любимое Мишкино лакомство – сладкий пчелиный мёд. Найдёт он в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мёд, а укусы пчел косолапому нипочем! От их острых жал спасает Мишку толстая шуба.
Бурый медведь — животное очень хитрое
(а в сказках медведь не отличается сообразительностью), сильное и осторожное. Несмотря на косолапость и большой вес весит около 300 – 350 кг., медведи могут быстро бегать. Они плохо видят, но хорошо слышат и отлично распознают запахи. Едят медведи в основном коренья, орехи, ягоды, грибы, молодые побеги, насекомых и грызунов, а также рыбу, значительно реже они охотятся на лосей и кабанов. Эти животные любят желуди и овес (от овса медведь толстеет и накапливает жир на зиму).
Зимуют медведи в берлогах.Залегают обычно в ноябре, а просыпаются в апреле. Всю зиму медведи спят без пищи и питья. Говорят, медведи от голода сосут лапу. На самом деле они просто лижут подошвы лап, так как зимой меняется кожа на ступнях. А шершавым языком стараются быстрее содрать старую кожу, так как это неприятно, причмокивая при этом губами, так и кажется, что медведь сосёт лапу. Если какой – то медведь плохо питался летом, он зимой просыпается и бродит по лесу в поисках пищи. Такого медведя называют шатун, и он очень опасен.
Зимой у медведицы появляются 2-3 крошечных медвежонка. Новорождённый «хозяин лесов» такой маленький, что свободно помещается на ладони взрослого человека и весит не более 500 г. Детёнышей медведица держит на брюхе среди шерсти в тепле и согревает своим дыханием. Кормит она их густым молоком. И лишь маленькому медвежонку хватит молока, потому что у матери вырабатывается его немного: она зимой ничего не ест и живёт только за счёт жира, накопленного летом и осенью.
Весной она выведет чуть подросших малышей, будет учить их лесным обычаям. Медвежата еще долго находятся под опекой матери: летом медведица вместе с медвежатами бродит по лесу, осенью они становятся большими, но зимовать остаются с мамой. Следующей зимой появляются новые медвежата, а старшие дети заботятся о них.
Медвежата очень подвижны и игривы, бегают, вступают в борьбу, лазают по деревьям. Про таких озорных медвежат мы с вами знаем физминутку. Давайте отдохнём. 4. Физминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали,
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
У ручья остановились, ключевой водой умылись,
Вот так, вот так, ключевой водой умылись.
Медвежата танцевали, кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так, кверху лапы поднимали.
Друг на друга посмотрели и тихонечко присели.
5.Продолжение беседы.
Отгадайте еще одну загадку:
Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-подо льда. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
Молодцы, ребята! Вы справились с загадкой, это белый медведь.
М едведи бывают разные: бурые, чёрные, белые. Мир диких животных богат и разнообразен. Они населяют все уголки нашей планеты. В суровых заснеженных местахКрайнего севера живут белые медведи - это самый крупный хищный зверь на Земле. Он гораздо больше всех других медведей: в высоту достигает 1,5 м, а в длину — до 3 м. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Полярные медведи могут бегать со скоростью 40 км/час. Живет белый медведь на Крайнем Севере среди льдов и снегов Арктики.
Б елый медведь одно из самых красивых животных. Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом — неуклюжим, но довольно вытянутым; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье. Белый медведь может совершать длительные заплывы, нырять не хуже тюленя и задерживать дыхание под водой на две минуты! Среди сухопутных животных он – лучший пловец. Скорость, с которой он часами равномерно рассекает водные просторы, равняется 4-5 километрам в час. Огромная масса жира исполняет роль плавательной подушки. В течение долгого дня белый медведь может проплыть огромное расстояние, причем абсолютно без перерыва. При температуре ниже нуля, медведь может проплыть до 80 км в арктической воде.
Даже самый сильный мороз белому медведю не страшен – такой теплый и густой у него мех и толстый слой жира. Времена года не влияют на цвет шерсти: он всегда белоснежный или молочно-желтого цвета. Белый медведь не впадает в спячку, невероятно устойчив к холоду и может выносить отрицательную температуру до 80 градусов: главное, чтобы рядом был открытый водоем, незатянутый льдинами. Теплая температура создает ему огромный дискомфорт.
Питается белый медведь рыбой и тюленями. Настоящим деликатесом для медведя являются яйца и птенцы в гнездах полярных птиц.
Белоснежная шкура делает его невидимым на белом снегу, а вот черный нос и глаза могут выдать. Белый медведь – грозный хищник потому, что у него очень развиты все чувства, особенно у него хорошее зрение и обоняние, но белый медведь ловкий и смекалистый охотник! Заметив добычу на суше, он распластывается на снегу и ползет, прикрывая нос и глаза. А в воде он осторожно подплывает поближе, прячась за небольшой льдиной, которую толкает перед собой. Если хитрый тюлень скрылся под водой, медведь может много часов терпеливо дежурить у ледяной лунки, пока тот не вынырнет на поверхность, чтобы набрать воздуха. В воде белому медведю никто не страшен, кроме моржа.
Поздней осенью мама-медведица забирается в вырытую в снежных заносах берлогу. В середине зимы у нее рождаются медвежата. До весны, пока малыши не подрастут, медведица не выходит с ними из своего укрытия. С мамой медвежата не расстаются до полутора лет.
6.Подготовка рабочего места.
Вы, наверное, ребята, догадались, какого зверя будем делать. Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся? Проверьте, всё ли из перечисленного лежит у вас на столах. Добавьте необходимые принадлежности, лишнее уберите.
Проверьте рабочее место друг друга.
Педагог:
Сегодня на занятии мы с вами будем изготавливать из бумаги по выбору медведя: бурого или белого. Прежде чем приступить к работе, изучим инструкционную карту (озвучивание этапов работы, показ с пояснением).
7.Повторение правил работы с шаблоном.
Для выполнения изделия нам понадобятся шаблоны. Повторим правила работы с шаблоном. (Рассказывают правила работы с шаблоном.)
Посмотрите на него. Из какого материала он выполнен? ( Из бархатной и белой бумаги).
Из каких частей состоит? (Голова, уши, туловище).
Как думаете, каким способом соединены эти детали? (Уши и голова вставлены в прорези).
Как вы думаете, что нужно сначала сделать, чтобы выполнить это изделие? (На листе бумаги обвести шаблон туловища, головы и ушей).
Что будем делать далее? ( Линии сгиба прорабатываем шилом, места для соединения головы и ушей прорезаем канцелярским ножом).
Что делаем потом? (раскрашиваем медведя, мордочку, вырезаем детали).
Как будем соединять детали? (Детали сгибаем по пунктирной линии, голову и уши вставляем в прорези). Игрушка медведя готова.
Какой инструмент понадобится для того, чтобы вырезать медведя? (Ножницы.)
Вспомните правила работы с ножницами. (Рассказывают правила работы с ножницами.)
Какой инструмент понадобится для того, чтобы проработать линии сгиба и сделать прорези? (шило, нож).
Вспомните правила работы с ножом и шилом. (Рассказывают правила работы с ножом и шилом.)
Следует уделить время технике безопасности, чтобы обезопасить учащихся и себя от обидных травм.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
При работе не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй их в раскрытом виде.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Правила работы с канцелярским ножом:
Храни нож с закрытым лезвием.
Не работай тупым и неисправным ножом.
Не держи нож лезвием вверх.
Подавай нож товарищу ручкой вперед или в закрытом виде.
При работе подкладывай дощечку, чтобы не повредить поверхность стола.
Правила обращения с шилом:
Не оставляй шило без присмотра, всегда убирай его в коробочку с инструментами;
Передавай шило ручкой вперед;
При работе с шилом следи, чтобы не поранить руку при прокалывании плотной бумаги или картона, по возможности подкладывай кусок пенопласта или плитку ПХВ.
Ребята, но прежде чем приступить к выполнению работы, немного отдохнём.
8.Физкультминутка
Педагог:
У медведя во бору (ученики хлопают в ладоши),
Грибы, ягоды беру (ученики делают наклоны вперед),
А медведь не спит (ученики выполняют наклоны в стороны),
И на нас рычит (ученики разрабатывают пальцы рук, произносят звук «Р-р-р!»).
9.Практическая деятельность.
Педагог: Можете приступать к работе. Учащиеся самостоятельно выполняют изделие. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь.
10. Представление и оценка результатов деятельности.
Представьте свою поделку и выскажете своё мнение об оценке.
Выберите 1 или 2 сердечка, соответственно критериям.
11.Закрепление изученного материала
Кроссворд
1.
м
е
д
в
е
ж
а
т
а
2.
м
о
л
о
к
о
3.
б
е
р
л
о
г
а
4.
в
е
с
н
о
й
5.
м
ё
д
6.
м
е
д
в
е
д
и
ц
а
7.
р
ы
б
а
Вопросы к кроссворду:
1.Как называют детёнышей медведя?
2.Этим питаются новорожденные медвежата
3.Так называется жилище медведя
4.Когда просыпается медведь?
5.Какое любимое лакомство медведя?
6.Как называют маму медвежат?
7.Кого медведь ловит в речке?
Ребята, посмотрите, у нас сложилось слово: молодцы. Я хочу сказать, что вы молодцы! Вы сегодня хорошо работали на занятии!
12.Итоги занятия. Рефлексия.
Наше занятие заканчивается. Какое настроение у вас после занятия?
Выберите себе смайлик, соответствующий вашему настроению.
Чему вы научились на занятии?
Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем занятии?
Как вы сегодня работали?
Посмотрите на работы друг друга, чья работа вам понравилась больше всего?
Чьи работы достойны попасть на нашу выставку?
Ребята, сейчас мы с вами проведем выставку наших работ и выясним, у кого получилась самая аккуратная и красивая работа.