Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему: «8 марта – международный женский день».»
Министерство образованияи молодежной политики
Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Нижнетагильский педагогический колледж № 1»
методические рекомендации для СТУДЕНТОВ
ПО учебной практике
«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
ПМ.03. «Классное руководство»
по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Учебные Группы 22, 102, 103
2019
Составители: Ершова Г. А.
Методические рекомендации для студентов по учебной практике ПМ 03 «Классное руководство»/ Ершова Г. А. ГБПОУ СО «НТПК № 1». – Нижний Тагил, 2019.
Методические рекомендации по учебной практике составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленная подготовка) и на основе программы практики профессионального модуля «Классное руководство».
Методические рекомендации содержат цель и задачи учебной практики, описание видов и содержания деятельности, формы подготовки отчетных документов практики.
Рекомендации предназначены для студентов 22, 102, 103 групп специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
В системе профессиональной подготовки будущего учителя важнейшая роль принадлежит учебной практике по ПК.03 «Классное руководство». Практика направлена на непрерывное и комплексное овладение студентами основ деятельности классного руководителя, а также обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практики.
Цель практики − формирование у студентов представления о содержании и специфике работы классного руководителя и особенностях образовательного процесса в современной начальной школе. формирование у студентов первичных педагогических умений в части организации деятельности классного руководителя в начальной школе.
Задачи практики:
Познакомить студентов с особенностями профессиональной деятельности классного руководителя в начальной школе.
Содействовать формированию профессионального самосознания студентов, первичной ориентации в условиях будущей профессиональной деятельности.
Создать условия для овладения способами целеполагания и умением планировать деятельность классного руководителя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, стадий развития детского коллектива и специфики семейного воспитания.
Развивать у студентов умения вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать её в дневнике практики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими общими и профессиональными компетенциями в результате освоения программы учебной практики «Классное руководство» студент должен:
иметь практический опыт:
анализа планов и организации деятельности классного руководителя;
разработки методического сопровождения деятельности классного руководителя;
определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
планирования, организации и проведения воспитательных мероприятий (классных часов);
проведения педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов.
уметь:
формулировать цели и задачи, методы воспитания класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
планировать деятельность классного руководителя;
планировать внеклассные занятия (классные часы), организовывать их подготовку и проведение;
выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, проводить его и анализировать результаты;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении классных часов;
знать:
теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
нормативно- правовые документы, регламентирующие процесс воспитания в начальной школе;
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
содержание, формы, методы и средства организации классного часа и общения в начальной школе;
логику анализа деятельности классного руководителя.
Объём и виды учебной практики
Виды практики
Конкретизированное название
Семестр
Количество часов
Форма проведения
Учебная
Знакомство с профессиональной деятельностью классного руководителя
I(102,103) II (22)
36
Рассредоточенная
Содержание учебной практики в соответствии с видами работ
Виды работ
Содержание деятельности
Результат деятельности
Ознакомление студентов с целью, задачами и планом практики, с требованиями к отчётной документации по практике.
Участие в установочном семинаре.
Оформление дневника практики.
Подготовка необходимых методических и иных материалов
1. Освоение цели и задач практики.
2. Оформленный дневник практики
Знакомство с особенностями воспитательной системы образовательной организации, организацией деятельности классного руководителя (воспитателя).
1.Анализ воспитательной системы образовательной организации. Составление информационной карты образовательной организации
2. Анализ нормативно- правовых документов, регламентирующих процесс воспитания в образовательной организации (должностные инструкции, план воспитательной работы и др. документы).
3. Выявление специфики должностных обязанностей классных руководителей в начальной школе, воспитателей в социально-реабилитационном центре
4. Наблюдение за организацией и проведением урока, классного часа, воспитательного мероприятия (по выбору организации)
5. Анализ сайта образовательной организации (выявить структуру сайта, определить, какие нормативные документы имеются на сайте для общего пользования, оценить, насколько учтены интересы разных субъектов образовательного процесса в структуре сайта).
1. Информационная карта образовательной организации.
2. Записи в дневнике:
виды планирующей документации в данной ОО;
структура плана воспитательной работы
3. Записи в дневнике:
особенности профессиональной деятельности классного руководителя, воспитателя в социально-реабилитационном центре;
специфика должностных обязанностей;
условия работы в данной организации;
особые требования к классному руководителю, предъявляемые данной организацией
4.Анализ урока, классного часа или воспитательного мероприятия.
5. Записи в дневнике:
структура сайта;
перечень нормативно- правовых документов, размещенных на сайте;
наличие раздела для родителей;
организация воспитательной работы.
Анализ нормативно- правовой документации деятельности классного руководителя.
1. Анализ учебно- методической литературы по организации деятельности классного руководителя.
2.Анализ нормативно- правовой документов, регламентирующих деятельность классного руководителя, содержания папки классного руководителя.
1. Список литературы.
2. Записи в дневнике:
перечень документов в папке классного руководителя.
Проектирование тематических классных часов
1.Разработка конспектов тематических классных часов
Конспекты тематических классных часов.
Подготовка, оформление и защита тематического выступления по итогам практики.
1.Обобщение результатов практике.
2.Подготовка тематического сообщения для выступления на заключительном совещании.
3.Проведение самодиагностики готовности к выполнению вида профессиональной деятельности.
4.Выступление на заключительном совещании, обсуждение итогов практики.
1.Дневник по практике, заверенный методистом
2. Выступление на итоговом совещании по учебной практике.
По итогам прохождения учебной практики студент представляет следующие отчетные документы:
1. Дневник, заверенный методистом (Приложение 1).
2. Методические рекомендации по практике.
3. Отчет по итогам учебной практики (Приложение 4).
Режим работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество и контингент обучающихся (воспитанников) __________________________________________________________________________________
Материальная база организации __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Традиции организации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Режим работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество и контингент обучающихся (воспитанников) __________________________________________________________________________________
Материальная база организации __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Традиции организации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура сайта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для родителей ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура сайта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для родителей ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)
Проверка домашнего
задания
отсутствует
неэффективная организации проверки
недостаточная полнота и глубина проверки
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки учителем
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки учителем совместно с учащимися
Целеполагание
отсутствует
цель урока определяется учителем
цель урока согласуется в обсуждении с учениками
оформляются несколько целей урока (учителем - для себя, учениками - для себя)
Характер учебных заданий
репродуктивный (выполнение по образцу)
репродуктивный с включением с элементами самостоятельности, творчества
поисковый, творческий
Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке
обучающийся принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, принимает цели и задачи, поставленные учителем, использует предложенный алгоритм действий, использует предложенные ресурсы
обучающийся принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели, выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов, выбирает необходимые ресурсы, самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий
обучающийся самостоятельно выявляет и формулирует проблему, ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты, создаёт алгоритм действий, находит ресурс для выполнения действий, соотносит запланированный и полученный результат, планирует свою дальнейшую деятельность
Формы освоения урока
индивидуальная
работа в группах, парах
фронтальная
Коммуникация учащихся
соблюдают речевые нормы, задают вопросы на понимание
задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.
используют средства устной и письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией
Сравнение времени «говорения» учащихся со временем «говорения» учителя
во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем
активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы
оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся, объяснение материала носит проблемный характер
Оценивание достижений учащихся
отсутствует
констатация
объективное педагогическое оценивание с аргументацией
включение учащихся в обсуждение ответа
самооценка, выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку
Рефлексия
обучающиеся высказываются по поводу результата урока
обучающиеся оценивают результат и процесс деятельности
обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности
Психологическая комфортность
отсутствует
благоприятный климат, сотрудничество учителя с учащимися
эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)
Проверка домашнего
задания
отсутствует
неэффективная организации проверки
недостаточная полнота и глубина проверки
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки учителем
полнота и глубина проверки, аргументация и объективность отметки учителем совместно с учащимися
Целеполагание
отсутствует
цель урока определяется учителем
цель урока согласуется в обсуждении с учениками
оформляются несколько целей урока (учителем - для себя, учениками - для себя)
Характер учебных заданий
репродуктивный (выполнение по образцу)
репродуктивный с включением с элементами самостоятельности, творчества
поисковый, творческий
Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке
обучающийся принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, принимает цели и задачи, поставленные учителем, использует предложенный алгоритм действий, использует предложенные ресурсы
обучающийся принимает проблемную ситуацию, заданную учителем, ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели, выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов, выбирает необходимые ресурсы, самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий
обучающийся самостоятельно выявляет и формулирует проблему, ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты, создаёт алгоритм действий, находит ресурс для выполнения действий, соотносит запланированный и полученный результат, планирует свою дальнейшую деятельность
Формы освоения урока
индивидуальная
работа в группах, парах
фронтальная
Коммуникация учащихся
соблюдают речевые нормы, задают вопросы на понимание
задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.
используют средства устной и письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией
Сравнение времени «говорения» учащихся со временем «говорения» учителя
во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем
активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы
оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся, объяснение материала носит проблемный характер
Оценивание достижений учащихся
отсутствует
констатация
объективное педагогическое оценивание с аргументацией
включение учащихся в обсуждение ответа
самооценка, выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку
Рефлексия
обучающиеся высказываются по поводу результата урока
обучающиеся оценивают результат и процесс деятельности
обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности
Психологическая комфортность
отсутствует
благоприятный климат, сотрудничество учителя с учащимися
Задание 5. Наблюдение и анализ классного часа или внеклассного мероприятия
Класс Ф.И.О. учителя
№ п\п
Критерии
Показатели
Отметка
1
Цель классного часа (воспитательного мероприятия) соответствует требованиям ФГОС НОО
1.1.1. Цель сформулирована конкретно на воспитательное мероприятие
2
Содержание классного часа (воспитательного мероприятия) соответствует цели мероприятия
2.1.1. Содержание мероприятия направлено на воспитание нравственных качеств обучающихся
2.2.1. Содержание мероприятия имеет проблемную направленность
2.3.1. Материал для воспитательного мероприятия сбалансирован по времени и объему
3
Деятельность в ходе проведения классного часа (воспитательного мероприятия)
организуется на принципах педагогики сотрудничества
Образование (согласно Федеральному Закону « Об образовании в Российской Федерации) – это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитание (согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации») – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучение (согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации») – это
Воспитание (согласно «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России») – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образовательная программа (согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации»):
Цель: воспитывать любовь, чуткое, отзывчивое и доброе отношение к матерям, бабушкам и всем женщинам. Воспитывать духовно-нравственные качества личности, чувства уважения, сострадания, доброты, нежности и любви к женщине.
Задачи:
образовательная:создать условия расширения знаний детей о празднике.
воспитательная: способствовать воспитанию чувства любви и уважения к родным и близким.
развивающая: развивать у обучающихся уважительное отношение к женщинам.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний о празднике «Международного женского дня», его истории возникновения.
Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания и ценностного отношения к истории и традициям родной страны.
Форма проведения классного часа: беседа
Структура
(в зависимости от вида и формы занятия)
Ход классного часа
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Организационный момент Время: 10 минут.
Здороваются с учителем.
Да! 8 Марта!
Отвечают на вопрос, размышляют.
Определяют тему классного часа, отгадывают загадку.
Здравствуйте, ребята! Нас зовут: Кристина Владимировна, Кристина Алексеевна.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
Классный час наш проведем.
А вы знаете какой праздник приближается? А кому посвящен этот праздник? Сейчас для вас прозвучит загадка. Отгадка на нее будет темой нашего классного часа.
В марте есть такой денёк
С цифрой, словно кренделёк
Кто из вас, ребята, знает,
Цифра что обозначает?
Дети хором скажут нам:
— Это праздник наших мам! (Ольга Высоцкая)
Подготовка к основному этапу
Время: 5-8 минут.
Отгадывают ребус.
Выбирают капитана, придумывают название команды.
Ребята, на доске висит ромашка. Она потеряла свои лепестки. Чтобы помочь ей распуститься, вам нужно прикрепить к ней потерянные лепестки. На каждом лепестке написан факт о празднике, о котором мы сегодня говорим. Ребята, выходите к доске, читайте факт, который написан на вашем лепестке и прикрепляйте его к нашей ромашке.
Отгадайте ребус: М```(ПАНАМА) Ответ: Мама. (На следующем слайде будет определение слово мама, и приведены примеры слова мама на других языках)
А теперь давайте поделимся на 3 команды. Выберите капитана, придумайте название команды. На раздумья вам дается 1 минута.
Основной этап
Время:15 минут
Выполняют физкультминутку.
Играют в игру
Отгадывают
Играют
ТФИЗКУЛЬТМИНУТКА Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
Игра для юных эрудитов. Посмотрим, знаете ли вы значимые женские имена.Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них.
Какая река носит женское имя.(Лена)
Назовите имя первой женщины дегустатора.(Ева)
Назовите цветок влюбленных.( Ромашка)
У какой сказочной героини были голубые волосы?( Мальвина)
Как называют женщину, которая умеет шить, вязать вышивать?(Рукодельница)
Какая из планет солнечной системы носит женское имя? ( Венера)
Какая героиня детской книги попала в страну чудес?( Алиса)
Ближайший спутник земли?(Луна)
Как зовут подругу Шрека.(Феона)
« Самая оригинальная» ( за правильный ответ жетон)
Что потеряла золушка на балу у принца? (туфельку)
Как величали царевну –Лягушку? (Василиса Прекрасная)
Какой рукой лучше размешивать чай? ( лучше ручкой)
Почему петух поет с закрытыми глазами? (хочет показать, что песню знает наизусть)
Почему деревенские мальчики любят ходить босиком? ( по земле)
Что произойдет с вороной, когда ей исполниться 7 лет? ( восьмой)
Она черная? Нет она красная. А почему она белая? Потому что не спелая( смородина)
А сейчас давайте проверим на сколько мы умеем помогать нашим мамам.
Мы сейчас разделим вас на две команды. Одна команда будет "варить" суп (называть овощи), другая - "компот" (называть фрукты). А третья будет «готовить салат » (называть овощи или фрукты). Говорить вы будете по очереди.
Готовы? Поехали! На доске записываются слова.
Обобщение и систематизация информации
Время: 5 минут
Мальчики выходят к доске и дарят девочкам подарки.
Какие у нас умные, добрые и красивые девочки. Давайте дадим слово нашим мальчикам, чтобы они вас поздравили.
Ребята. Наша встреча, увы, подходит к концу. Но, мы надеемся, что вы унесёте с собой хотя бы маленький кусочек впечатлений и что-то положите в свою копилку знаний. Поднимите пожалуйста руки те, кому сегодня понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Что вы узнали для себя нового?
Отчет по практике
«Знакомство с профессиональной деятельностью классного руководителя»
В рамках практики наиболее удачными и результативными были следующие виды деятельности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В меньшей степени мне удалась следующая деятельность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мной были приобретены следующие умения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения и рекомендации по организации практики: