Конспект внеурочного занятия «Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?»
Конспект внеурочного занятия «Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?»
Конспект предназначен для обучающихся начальной школы, используется в работе педагогами во внеурочной деятельности (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) в рамках проекта "Уроки доброты".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия «Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?»»
Конспект внеурочного занятия в рамках проекта «Уроки доброты»
Занятие 1. «Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.
Цель занятия: формировать представления об инвалидности и особенностях людей с инвалидностью.
Задачи занятия:
- формировать представления о причинах и проявлениях инвалидности;
- знакомить с техническими приспособлениями и средствами, которые ликвидируют препятствия;
- формировать представление о необходимости тактичного отношения к людям с инвалидностью.
Тип занятия: беседа
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов), слайд-презентация с изображениями технических приспособлений и средств, повязки на глаза, листы белой бумаги и цветные карандаши.
Ход занятия.
Вводный этап – 5 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
Игра «Знакомство».
Педагог предлагает детям, передавая мяч по кругу, назвать свое имя и рассказать кратко о том, что он любит делать.
Основной этап – 35 минут.
Дискуссия «Человек с инвалидностью».
Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- У кого из вас есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?
- Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если «да», то где?
- Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью живет в нашем городе?
- Какие они бывают?
- Отчего люди становятся инвалидами?
- В каком возрасте у человека может появиться инвалидность?
- Каких инвалидов больше – пожилых или молодых?
Просмотр и обсуждение мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов).
Обсуждение мультфильма и мини-лекция о понимании инвалидности.
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношения к людям с инвалидностью вы увидели в мультфильме? Какая из них самая подходящая?
- Как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?
- Как люди с инвалидностью проводят свободное время?
- Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?
- Что мешает людям с инвалидностью вести активную жизнь?
Педагог подводит детей к выводу, что люди с инвалидностью тоже ведут активный образ жизни и препятствие к их активной жизни часто является отношение других людей и отсутствие доступной среды.
Знакомство с техническими приспособлениями и средствами, которые ликвидируют препятствия.
- Какие технические приспособления и средства вы знаете? Где вы их видели?
- Для чего людям с инвалидностью нужны технические приспособления и средства?
- Могут ли использовать эти средства другие люди? Если да, то кто и как?
Педагог подводит детей к выводу о том, что технические приспособления и средства помогают людям с инвалидностью преодолевать барьеры, связанные с физической доступностью объектов и делают доступным получение информации и общение.
Игра «Невидящий».
Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью с нарушением зрения. В игре дети будут имитировать ограничения, с которыми сталкивается человек.
Из детей (по их желанию) выбирается участник и помощник. Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание – от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место».
Инструкции к помощнику: «Твоя задача – оберегать твоеготоварища от падений и от столкновений с окружающимипредметами».
Вопрос: «Все ли понятно?»
Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание. Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.
По окончании игры проводится обсуждение.
Вопросы для участника:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей группе:
- Что Вы видели?
- Где участнику было трудно?
- Когда участнику было трудно?
- С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?
Педагог подводит детей к выводу о том, что инвалидность создает ограничения, но применение технических приспособлений и средств, а также доброе тактичное отношение других людей помогает вести обычный образ жизни; что все люди разные и для того, чтобы всем было комфортно рядом друг с другом следует быть внимательными и тактичными в предоставлении помощи.
Заключительный этап – 10 минут.
Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность – это «отношенческие и средовые барьеры и их преодоление позволяет всем людям жить комфортно вместе на планете Земля.
В завершение детям предлагается создать рисунок по теме занятия.