II.Проверка Д/З, актуализация знаний 1. - Ребята, как называется раздел, который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»). - Какие произведения мы изучали в этом разделе? ( Сказки). А какие? (О животных: анималистические). -А ещё? (стихи, песенки, колыбельные) - А это что? Эники-беники-мок Плывёт по морю носок Кто его возьмёт, С ним домой уйдёт. Считалочка III. Беседа о жанровых признаках считалок – Что вы знаете о считалках? (небольшие стихи, смешные, весёлая игра) – Каким может быть содержание считалок? ( Считалки бывают со смыслом, а бывают и совсем бессмысленные. В них встречаются слова, значения которых не ясны; но они всегда легко запоминаются. Содержание считалки – не главное. Главное читать Весело и справедливо распределить роли в игре.) – Как, по-вашему, считалки – жанр древний или молодой? -Почему вы так думаете? (На самом деле считалки – очень древний жанр, когда-то они сочинялись не детьми, а взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С помощью считалок определялось, кто остаётся со своим племенем, кто идёт на опасную охоту и пр. Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.) – Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие – современные. Объясните, почему вы так думаете. -Кто знает считалки? Выходите! - Кто у нас вышел, тот предлагает считалку из тех, которые вы выучили. ( Читают наизусть считалки и выбирают водящего) -А для чего нужны считалки? ( В играх, разрешать споры) I V .Работа со стихотворением Б. Заходера « Считалия» Один из писателей знакомый каждому всё время играет с нами словами. И тоже написал много считалок для вас. -Предположите кто он? -Что вы знаете о Борисе Заходере? Что читали? «Что красивее всего?», « Кот и Кит», « Моя Вообразилия», « Буква я», « Мохнатая Азбука» - Борис Владимирович ещё и мастер переводов с других языков. Он прекрасно владел немецким и английским языками. - Я знаю, что у нас в классе есть те, кто знает английскую считалочку. ТeddyBear TeddyBear, TeddyBear Oh, where are you? Oh, where? I love you, Teddy Bear! Oh, where are you? Oh, where? Перевод Мишка Мишка, Плюшевый Мишка О, где же ты? Ой, а где? Я люблю тебя, Мишка! О, где же ты? Ой, а где? И, повинуясь счету лет, -А перевести сможешь? -Кто главный герой в этой считалке? -А кто его придумал? (А. Милн). -Поищем на картах Родину Алана Милна и других писателей, чьи произведения перевёл Борис Заходер. Видим страну, столица – Лондон. Что это? (Великобритания) "Винни-Пух и все, все, все..." А. Милн, "Мэри Поппинс" П. Траверс, "Алиса в стране чудес" Л. Кэролла, » , Джейм Барри «Питер Пэн», Страна, чья столица Берлин ...(Германия) сказки братьев Гримм. Столица Прага, у какой страны? (Чехия) сказки и веселые истории чешского писателя Карела Чапека. -Посмотрите на карту, найдите Родину писателей, о которых мы сейчас говорили? -А каких стран нет на карте? (Листачия и Вообразилия) -А какая из этих стран всё же знакома? ( Вообразилия) - Скажу по секрету, Листачии вообще не существует, у Бориса Заходера другая страна. -Отгадайте, расставив буквы в предложенном мною порядке (Считалия) (на доске) А) До чтения - Рассмотрите иллюстрацию, что видите, предположите, о чем будем читать? - А по жанру, что это? (стихотворение) Читаем, работаем над словами. Б). Самостоятельное чтение стихотворения. - Подтвердились наши предположения? В) Работа с текстом во время чтения. Чтение стихотворения вслух. Работаем над словами. Чтение по строфам вслух и беседа по ходу. 1-я строфа. -Почему в стране Считалия мы бываем тогда, когда играем в какую-нибудь игру? -А это любая игра или нет? (Та, где считаются.) -Продолжите строку, в которой многоточие. -Назовите такие игры, (Догонялки, Гуси - лебеди, Море волнуется) Значение слова Неутомимый по Ожегову: Неутомимый - не знающий усталости, очень выносливый, упорный 2-я и 3-я строфы. - Герои, каких считалок вам знакомы? -Расскажите считалки, которые упоминаются в этих строках. 4-7-я строфы. 8-я строфа -Что вы представляли себе, читая эти строфы? -Почему солдаты добрые? 9-я,10-я строфа -Как понимаете 1-ю строчку? (Считалки - это игра, это детство, радость. Дети в игре забывают свои беды. Там, где веселье, нет места горю.) VI. Физминутка А вот прощальная игра Нам книгу закрывать пора И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово ВЫСОКО А ты ответишь ………(НИЗКО) Скажу я слово -ДАЛЕКО А ты мне скажешь ……(БЛИЗКО) Скажу я слово - ПОТОЛОК И ты ответишь …(ПОЛ) Скажу я слово - ПОТЕРЯЛ И скажешь ты …..(НАШЁЛ) Скажу тебе я слово –ТРУС Ответишь ты ….(ХРАБРЕЦ) Теперь НАЧАЛО я скажу Ну, отвечай… (КОНЕЦ) VII.Вторичное чтение. Самостоятельное чтение с карандашом (посчитать, сколько считалок использует автор. - Прочитайте ещё раз, и посчитайте, сколько считалок вы нашли? Г) Работа с текстом после чтения -Сколько считалок вы нашли? - Какие из них вы знаете? 1)Выразительное чтение детьми 2)Словесное рисование. -Представьте себе страну Считалию. Нарисуйте её словесно. Прочитайте две последних строчки. - Что может быть в корзинке для вас, если в ней лежит «всё, что угодно для души»? У вас на партах лежат листочки, напишите, нарисуйте, что было бы приятно получить нашим гостям. И после завершения урока подарите. VIII.Работа в группах -Ребята у вас на столах конверты с разрезанными считалочками, задание: объединиться в четвёрки и собрать считалочку. ΙX. Итог. - Чем необычны считалки? (1. есть те, что понятны по содержанию и не понятны, в ней главное не содержание, а выход из трудных ситуаций; 2. всегда легко запомнить) Вывод. Считалки бывают со смыслом, а бывают и совсем бессмысленные. В них встречаются слова, значения которых не ясны; но они всегда легко запоминаются. Содержание считалки – не главное. Главное читать Весело и справедливо распределить роли в игре.) |