kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Значение суффуксов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Значение суффуксов"»

Тема урока: «Значение суффиксов»

Цели: познакомить с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

  1. Чистописание.

- Посмотрим на доску. Какую букву будем сегодня писать?

О о О о, осень, осенний; Заглянула осень на лесную полянку.(поставьте ударение в словах)

Вспомним,  как пишется эта буква.

- Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

3. Актуализация знаний.

1) - Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте  вспомним, какие вы знаете части слова.

 - Какую работу выполняют эти части слова?

2)  - Посмотрим на картинку. Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.

 - Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …

- Какая часть слова помогла образовать новое слово?

- А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …

- Какая часть слова помогла образовать это слово?

3) – Вспомним, что такое суффикс. Что у нас получилось.

4. Объявление темы, целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов.

5. Наблюдение над уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.

1) Словарная работа.

 - Сейчас мы напишем словарный диктант.

Берёза, город, карандаш, корова, тетрадь, пенал. Взаимопроверка, взаимоконтроль. Оценивание: без ошибок 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – 2.

 - После проверки я тоже оценю вашу работу. Буду учитывать не только правильность написания, но и качество проверки.

2) Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

 - А теперь от словарных слов образуем родственные слова:

Маленькая берёза (березка). А когда мы хотим ласково назвать, можно сказать «березка»? А как еще можно ласково назвать березу? (березонька)

Маленький город (городок). А ласково?

Маленький карандаш (карандашик). А ласково?

Как ласково назвать корову? (коровушка)

Маленькая тетрадь (тетрадочка). А ласково?

Маленький пенал (пенальчик) А если ласково?

- Какая часть помогла нам образовать эти слова? (суффикс). Какие суффиксы мы использовали? (дети называют). Какое значение придали эти суффиксы словам?

3) Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, - ечк-,  -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

ФИЗМИНУТКА

А теперь, ребята, встали.
  Быстро руки вверх подняли,
  В стороны, вперёд, назад.
  Повернулись вправо, влево,
  Тихо сели, вновь за дело.

6. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) На доске вы видите суффиксы. Сейчас при помощи этих суффиксов вы будете изменять все предметы в маленькие.

Я диктую слово, а вы изменяете его и записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.

Шар, дым, трава, вагон.

2) Образование ласковых форм имен

- Многие предметы можно назвать ласково. А кого еще мы называем ласково? (детей)

- Откройте учебник с. 112. Запишите в тетрадь: Упражнение 3.

- Прочитайте про себя задание и расскажите, что вы будете делать.

- Слова будем писать парами, через запятую. Какое правило надо вспомнить при написании имен? (Имена пишутся с большой буквы). Записать 6 имен.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места мы посмотрим вверх, вниз, направо, налево, нарисуем глазами круг или первую букву своего имени. Приступаем за работу. 


7. Наблюдение и образование слов с суффиксами –их-, -иц-, -онок-, -ёнок-

- Как вы думаете, могут ли суффиксы иметь другое значение?

-Прочитайте цепочку слов. Измените следующие слова по такому же принципу.

Медведь – медведица – медвежонок

Волк –

Лось –

Ёж –

Обращаем при записи внимание на написание слов «волчонок», «ежонок» (слова заранее записаны на доске.  Ставим цель на последующие уроки.

- Какие суффиксы мы использовали при образовании этих слов. Какое значение придают словам суффиксы –иц-, -их-?  -онок-, -ёнок-?

8. Повторение.

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?

9. Рефлексия

Оцените себя. Выберите лучик, как вы усвоили тему. Оценивать будем по трем критериям. (цветом)

Желтый – все понятно

Красный – не совсем, надо повторить еще раз

Зеленый – не понятно

Д/з Учебник стр 122 упр.2



Части слова



Корень



Суффикс



Окончание

общая часть родственных слов

для образования новых слов

для изменения формы слова



–к-, -оньк-,


-еньк-, -ок-,

-ик-, -ушк-,



-очк-, - ечк-,

 

-чик-








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Значение суффуксов"

Автор: Должикова Ольга Николаевна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства