Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Значение суффуксов"»
Тема урока: «Значение суффиксов»
Цели: познакомить с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.
Чистописание.
- Посмотрим на доску. Какую букву будем сегодня писать?
О о О о, осень, осенний; Заглянула осень на лесную полянку.(поставьте ударение в словах)
Вспомним, как пишется эта буква.
- Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.
3. Актуализация знаний.
1) - Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте вспомним, какие вы знаете части слова.
- Какую работу выполняют эти части слова?
2) - Посмотрим на картинку. Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.
- Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …
- Какая часть слова помогла образовать новое слово?
- А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …
- Какая часть слова помогла образовать это слово?
3) – Вспомним, что такое суффикс. Что у нас получилось.
4. Объявление темы, целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов.
5. Наблюдение над уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.
1) Словарная работа.
- Сейчас мы напишем словарный диктант.
Берёза, город, карандаш, корова, тетрадь, пенал. Взаимопроверка, взаимоконтроль. Оценивание: без ошибок 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – 2.
- После проверки я тоже оценю вашу работу. Буду учитывать не только правильность написания, но и качество проверки.
2) Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
- А теперь от словарных слов образуем родственные слова:
Маленькая берёза (березка). А когда мы хотим ласково назвать, можно сказать «березка»? А как еще можно ласково назвать березу? (березонька)
Маленький город (городок). А ласково?
Маленький карандаш (карандашик). А ласково?
Как ласково назвать корову? (коровушка)
Маленькая тетрадь (тетрадочка). А ласково?
Маленький пенал (пенальчик) А если ласково?
- Какая часть помогла нам образовать эти слова? (суффикс). Какие суффиксы мы использовали? (дети называют). Какое значение придали эти суффиксы словам?
3) Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, - ечк-, -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.
ФИЗМИНУТКА
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
6. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1) На доске вы видите суффиксы. Сейчас при помощи этих суффиксов вы будете изменять все предметы в маленькие.
Я диктую слово, а вы изменяете его и записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.
Шар, дым, трава, вагон.
2) Образование ласковых форм имен
- Многие предметы можно назвать ласково. А кого еще мы называем ласково? (детей)
- Откройте учебник с. 112. Запишите в тетрадь: Упражнение 3.
- Прочитайте про себя задание и расскажите, что вы будете делать.
- Слова будем писать парами, через запятую. Какое правило надо вспомнить при написании имен? (Имена пишутся с большой буквы). Записать 6 имен.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места мы посмотрим вверх, вниз, направо, налево, нарисуем глазами круг или первую букву своего имени. Приступаем за работу.
7. Наблюдение и образование слов с суффиксами –их-, -иц-, -онок-, -ёнок-
- Как вы думаете, могут ли суффиксы иметь другое значение?
-Прочитайте цепочку слов. Измените следующие слова по такому же принципу.
Медведь – медведица – медвежонок
Волк –
Лось –
Ёж –
Обращаем при записи внимание на написание слов «волчонок», «ежонок» (слова заранее записаны на доске. Ставим цель на последующие уроки.
- Какие суффиксы мы использовали при образовании этих слов. Какое значение придают словам суффиксы –иц-, -их-? -онок-, -ёнок-?
8. Повторение.
Что такое суффикс?
Какое место в слове занимает суффикс?
Как обозначается суффикс?
Для чего служит суффикс?
Имеет ли значение суффикс?
9. Рефлексия
Оцените себя. Выберите лучик, как вы усвоили тему. Оценивать будем по трем критериям. (цветом)