Просмотр содержимого документа
«Конспект урока В. Сухомлинский «Вьюга»»
Тема урока: В. Сухомлинский «Вьюга»
Цель урока: познакомить детей с рассказом Сухомлинского «Вьюга», провести анализ данного произведения.
Задачи урока:
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей с рассказом «Вьюга»;
- формировать элементарные навыки анализа текста под руководством учителя.
- расширить представление о явлениях природы (вьюга, метель)
- расширить представления о человеческих отношениях (дружба, взаимопомощь);
Коррекционно- развивающие:
- развивать и корригировать устную речь воспитанников на основе упражнений на правильное произношение, построения диалогической речи, обогащения словарного запаса;
- развивать зрительную память;
- развивать артикуляционный аппарат.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать умение дружно, согласовано работать с одноклассниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с индивидуальным заданием, звуковое сопровождение, карточки с трудными для чтения словами, иллюстрации.
План урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Подготовка к восприятию текста
Формулировка темы и постановка целей урока
Словарная работа
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Работа над текстом
- чтение учителем
- беседа о первичном восприятии
- повторное чтение
- анализ произведения
- выделение главной мысли
- воспитательное значение произведения
9. Индивидуальная работа
- пересказ
- чтение слов по карточкам
10. Подведение итогов
11. Рефлексия
12. Оценивание
Ход урока
Организационный момент 3
Готовы вы к уроку? ДА!
На вас надеюсь я, друзья,
Мы веселый дружный класс
Все получится у нас.
- Прикоснитесь друг к другу ладошками и улыбнитесь.
- Сядет тот, кто ответит на мои вопросы:
- Какое время года сейчас?
-Назовите зимние месяцы.
- Какой день недели?
- Какое число и месяц?
- Какой урок по счету?
- Какой предмет?
- Скажите, ребята, чему мы учимся на уроках чтения? - Для чего нужно уметь читать?
- Какое произведение читали на прошлом уроке?
- Кто мне напомнит домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания
Пересказ «Торопливый ножик»
- Почему ножик не слушался Митю? А мы сегодня не будем торопиться, чтобы все задания выполнять правильно.
3. Подготовка к восприятию произведения
- А сейчас закройте глазки.
Грамзапись вьюга
- Что услышали?( ветер)- Какой ветер?(сильный)
Зимой часто дуют сильные, холодные ветры.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
4. Формулировка темы урока, постановка задач
Откройте учебники на странице 11. О чём будет рассказ, можем ли догадаться по названию? Сформулируйте тему урока
Познакомимся
Научимся
- С каким произведением сегодня познакомимся?
- Чему научимся?
Вывод: Познакомимся с произведением Сухомлинского «Вьюга», научимся выразительно читать текст, правильно читать сложные слова в тексте.
3. Словарная работа
Сейчас мы посмотрим фильм, обратите внимание на деревья.
- Что делают деревья? А кто качает деревья?
- Что делает ветер со снегом?
- Какое природное явление мы наблюдали?
Это вьюга. Мете́ль (буран, вьюга) — перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега
Посмотрите с какой силой переносит ветер снег с места на место, качает деревья.
Новое слово, которое вы должны запомнить Вьюга
- Сколько слогов?
- Какой слог произносим громче?
- Вы бы пошли гулять в такую погоду в лес? Почему? Что может случиться?
Дыхательная гимнастика 3
Покажите какой ветер дует зимой?
Холодный, сильный.
Покажем, как он дует.
- Надуваем щеки
Представьте, что у вас снежинка на ладошке. Подуйте на неё.
Артик гимнаст
- Для того чтобы у нас было правильное произношение выполним гимнастику для языка и губ
- Катаем ком снега, теперь «очищаем заборы от снега» (вверх и вниз)
- «Лопаточка»
- «Снеговики удивляются» (для укрепления губ)
Поднять бровь вверх, широко раскрыв глаза. Беззвучно произносить гласную [o].
«Снеговики улыбаются» (на развитие мимико- артикуляторных мышц)
Работа над темой урока
– Прежде чем приступим к знакомству с текстом познакомлю вас с автором произведения.
Сообщение сведений об авторе произведения
- Произведение «Вьюга» написал известный педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский
Посмотрите на портрет, какое доброе у него лицо. Василий Александрович проработал в школе 35 лет. Он замечательный учитель, который научил многих ребят чтению, письму. Его любили и родители и дети. Для школьников он написал много маленьких рассказов. В его рассказах говорится о доброте, потому что он сам был хорошим человеком и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, чтобы любили маму и папу, свой родной дом и нашу большую прекрасную Родину.
Его произведения «Для чего говорят «спасибо», «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?»
2) Чтение текста учителем
- А теперь я попрошу вас сесть поудобнее и послушать рассказ «Вьюга»
- Понравился вам рассказ?
- О ком говорится в рассказе?
- О чем говорится в рассказе?
6. Физминутка:
Солнце землю греет слабо.
(Руки вверх, вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, повороты вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
Подготовка к чтению текста
Пока мы делали физминутку, вьюга намела высокие сугробы.
- Кто у нас любит бегать по сугробам?
Посмотрите, какие необычные сугробы намела вьюга. На них написаны слоги, которые мы должны прочитать, подготовиться к дальнейшему чтению.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
Вью-га вьюга
Де-ре-вья деревья
В тексте есть трудные слова, давайте прочитаем их вместе
Пер-во-класс-ник
Страш-ный
Найди трудное слово в тексте. Прочитай.
Выделение главной мысли рассказа
Работа по группам.
– Перед вами отрывки из текста. Прочитайте внимательно. А теперь посмотрите на картинки и найдите, у кого отрывок соответствует данной картинке.
Прочитай громко.
- Как шумели деревья? (грозно)
На дворе была вьюга. Вьюга выла, свистела. Грозно шумели деревья.
Они взялись за руки и вместе пошли в школу.
- Посмотрите на вторую картинку, кого видите?
- Как идут мальчики? (взявшись за руки)
- Почему Толя придерживает шапку?( сильный ветер)
- Что может улететь во время ветра?
- (Кому) Приходилось ли вам гулять на улице во время вьюги?
- Легко ли идти во время вьюги?
Вы бы пошли гулять в такую погоду? ( нельзя выходить на улицу без сопровождения взрослых)
А в школу бы пошли?
- Как идут мальчики в школу? (дети взялись за руки)
- А почему взялись за руки?
- Почему им не страшно? ( Потому что вместе)
Игра «Зимняя прогулка» (с движениями)
Очень холодно зимой,(похлопывают по плечам)
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,(проводят ладонями от плеч до груди)
Я надену шапку,
Я надену шарфик и еще платок.
А потом красивые, теплые, пушистые,
Крошки-рукавички на ручки натяну.
И хотя я маленький, у меня есть валенки. (с пятки на носок)
- Кто Толя и Коля? (друзья)
- Чтение предложения. Коля и Толя- друзья.
- А вы знаете кто такие друзья?
Друзья- это когда дети хотят быть вместе, играют вместе, помогают друг другу, игра.
- Миша а у тебя есть друг? – Как его зовут?
В Какие игры вы играете?
- Чем он делится с тобой?
– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)
Индивидуальная работа
Теперь мы будем заниматься по группам.
1 вариант- чтение текста, подготовка к пересказу;
2 вариант- чтение слов по карточке
3 вариант- собрать картинку из частей
- Пересказ произведения учеником
Подведение итогов
_ Каким произведением познакомились?
- Кто написал?
- Кто такие Коля и Саша?
_Рефлексия
Вам понравился урок?
- Какое задание понравилось больше?
Теперь вы знаете, что такое дружба. А чтобы дружба между вами становилась крепкой и настоящей подарите сердечки, тому человеку с которым вы дружите или хотели бы дружить.