Образовательное учреждение | МКОУ «СОШ№4 имени Героя России Конопелькина Е.Н.» г. Аша, Челябинской области |
Учитель | Белоброва Светлана Алексеевна, учитель начальных классов |
Курс | Математика |
Учебник | «Математика». 1 часть. Автор А.Л.Чекин |
Тема | Слева и справа, вверху и внизу |
Дата проведения занятия, класс | 4 сентября, 1 класс |
УМК | «Перспективная начальная школа» |
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития умений устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу; ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), находить определенный рисунок на странице учебника; развивать память и пространственное мышление |
Задачи | образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; ; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы. воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения. развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни. |
Тип урока | Применение знаний на практике |
Форма урока | Урок-практикум |
Планируемые результаты: предметные | Обучающийся моделирует разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывает расположение объектов с использованием слов: «вверху», «внизу», «слева», «справа», «за»; называет числа в порядке их следования при счёте; отсчитывает из множества предметов заданное количество (8–10 отдельных предметов). |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; использовать в своей деятельности простейшие приборы. Познавательные:научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные: научится использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться строить понятные для партнера высказывания; работать в паре |
Личностные | будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; знание основных моральных норм поведения; получит возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; умения оценивать поступки одноклассников с точки зрения общечеловеческих норм |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Учебник, тетрадь для самостоятельной работы; счетный материал; магнитная доска, геометрические фигуры; цветные карандаши.мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация к уроку, разрезные картинки ( корнеплоды овощей и отдельно ботва к ним) |
Этап урока | Методические приемы, технологии | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
| | | осуществляемые действия | формируемые умения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Фронтальная беседа | Приветствует учащихся. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука - Это математика! СЛАЙД1 – Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! – Проверим готовность к уроку | Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная работа по иллюстрациям на доске, игровой момент | 1. Рассматривание иллюстрации..СЛАЙД 2 – Расскажите, кто сидит за столом. – Кто сидит на самом большом стуле? на самом маленьком? – Кто больше: слон или ослик? – Кто из зверей самый большой? самый маленький? – Чего больше: гостей или чашек? 2. Работа со счетными палочкамиСЛАЙД3 Предлагает учащимся по образцу сложить фигуры из счетных палочек. а) б) в) – На что похожи полученные фигуры? | Рассматривают иллюстрации на интерактивной доске и отвечают на вопросы учителя | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют иллюстрации на доске для решения учебной задачи. Участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Выполняют уни-версальные логические действия: анализ, синтез; выбирают основания для сравнения, классификации объектов; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; выстраивают логическую цепочку рассуж-дений; умеют относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий | Работа с интерактивной доской. Развернутые ответы на вопросы |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Эвристи-ческая беседа | 1) Игра «что изменилось?» СЛАЙД 4 Назовите, что видите на слайде слева направо. - Закройте глаза. -Что изменилось? (Земляника слева, лист – справа, лист между) СЛАЙД 5 -Назовите,что видите на слайде справа налево. (Где обитают животные? Как можно назвать одним словом этих животных?) - Закройте глаза. - Что изменилось? (заяц слева, белка справа, медведь между) 2) « Расставь предметы» Поставь над яблоком гриб, под яблоком цветок, справа – грушу, слева – банан,сверху справа– бабочку,сверху слева – мяч,снизу слева– домик,снизу справа– листик. -Какие слова использовали для решения учебной задачи? - Сформулируйте тему урока? – Тема урока «Слева и справа, вверху и внизу» | Рассматривают иллюстрации на экране и отвечают на вопросы учителя, используя слова «слева» и «справа» Проговаривают название темы урока с учителем | Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из 1–2 шагов | Организует актуализацию умений ориентироваться в пространстве. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует уточнение названия цели урока. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Формулирование и разрешение проблемной ситуации. | Фронтальная работа по учебнику с.8 | Организует работу по учебнику. Задание № 1. – Расскажите, что нарисовано слева? (Слева изображен Миша рядом с копной сена.) – Расскажите, что нарисовано справа? (Справа изображена Маша и сноп соломы.) – Дорисуйте рисунок так, чтобы Миша держал грабли в левой руке. – Дорисуйте рисунок так, чтобы Маша держала грабли в правой руке. При возникновении затруднений учитель может взять на себя роль Маши (или Миши) и продемонстрировать предложенную ситуацию, держа в правой руке какой-нибудь предмет и стоя сначала спиной, а потом лицом к классу. Задание № 2. – Рассмотрите рисунок и найдите ошибки, которые допустил художник.(Солнце должно быть вверху. Озеро с утками – внизу и т. д.) Задание № 3. Читает отрывок из русской народной сказки «Вершки и корешки». – Назовите, что изображено на рисунках? – У каких растений люди используют в пищу верхнюю часть? (Пшеница, капуста.) У каких растений съедобна нижняя часть? (Свёкла, морковь.) – Пустые цветные рамки заполните, нарисовав растения по данному правилу | Рассматривают иллюстрации в учебнике и отвечают на вопросы учителя. Находят ошибки в рисунке, которые связаны с понятиями «вверху» и «внизу». Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обводят рамки с рисунками цветными карандашами | Выполняют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны); осуществляют синтез – составляют целое из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подво-дят под понятие, выводят следствия | Организует актуализацию умения вести счёт.употреблять понятия слева, справа, рядом. Создаёт условия для формирования и разрешения проблемной ситуации. |
| Физкульт-минутка «Собираем урожай» | Развитие общей моторики, координации речи с движением. В огород пойдем, | Дети маршируют на месте | Урожай соберем | Идут по кругу | Мы морковки натаскаем | “Таскают” | И картошки накопаем. | “Копают” | Срежем мы кочан капусты | «Срезают” | Круглый, сочный, очень вкусный | Показывают | Щавеля нарвем немножко | “Рвут” | И вернемся по дорожке. | Идут по кругу | | Выполняют движения за учениками у доски. | Осуществляют профилактику утомления | Организует выполнение упражнений. |
V. Первичное закрепление Цель. закрепить первоначально умение моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве с использованием слов: «вверху», «внизу» | Дидактическая игра Фронтальная работа, игровой момент | Игра «Вершки и корешки».СЛАЙД 8 Дидактическая цель:составление пары предметов. Средства обучения:разрезные картинки ( корнеплоды овощей и отдельно ботва к ним) Содержание игры. Учитель вызывает к доске 8 человек. 4 берут корнеплоды, 4 – ботву. Учитель называет имя ученика, у которого морковь (корнеплод), и, обращаясь к детям, у которых листья, говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Ученик, у которого ботва этого растения, показывает листья моркови всем детям и говорит: «Вершок моркови у меня». Ученики встают рядом. В итоге игры учащиеся определяют число пар (корешков с вершками) | Участвуют в игре | Участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюда-ют простейшие нормы речевого этикета: здороваются, прощаются, благодарят; слу-шают и понимают речь других; осуществляют работу в группе | Создаёт условия для закрепления умений. Проговаривает план действий по заданию. |
| Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика «Капуста» Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнем-мнем («мнут») Мы капусту солим-солим («берут щепотку соли и солят») Мы капусту жмем-жмем (сгибания разгибания кистей рук) | Декламируют стихотворение, выполняя за учителем движения | Осуществляют профилактику утомления | Организует выполнение упражнений. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения ориентироваться на плоскости | Самостоятельная работа в тетради | Елочка. 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево. СЛАЙД 9 | | Самостоятельно планируют и выполняют свои действия на зна-комом учебном материале; вы-полняют действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида | Проговаривает план действий по заданию. |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Самостоятельная работа в печатной тетради № 1 (с. 4) | Задание № 1. – Раскрасьте кошек так, чтобы справа была рыжая кошка, а слева – черная. – Раскрасьте мышей так, чтобы вверху была черная мышь, а внизу – серая. Задание № 2. – Раскрасьте шар слева вверху красным цветом, шар справа внизу – синим цветом, шар слева внизу – желтым цветом, а оставшийся – зеленым цветом | Работают в тетради | Осуществляют анализ объектов; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Обобщающая беседа | – Что нового узнали? – Какие открытия сделали на уроке? – Что на уроке у вас хорошо получалось? – Над чем еще надо поработать? Определи своё настроение СЛАЙД 10 – 11 Молодцы! Спасибо за урок! | Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Анализируют и оценивают достижение цели | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности |