Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «В феврале зима с весной встречаются впервой»»
«В феврале зима с весной встречаются впервой»
Ход урока:
Орг. Момент
Слайд №1
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Велина Елена Витальевна. Сегодня мне выпала честь провести урок в вашем классе. Я очень надеюсь на вашу поддержку.
Ввдение в тему урока
- Какой сейчас месяц? (Февраль.)
- Как в старину называли месяц февраль? (Ветродуй, крутень, межень, снежень, сечень, лютый.)
- За что его так называли? (Ветродуй - сильно дуют ветра в этом месяце.)
- Давайте узнаем ещё несколько названий февраля таких как: «межа», «граница», «рубеж».
Слайд №2
- Где мы можем об этом узнать? (Википедия, толковый словарь, спросить у родителей и т.д.)
- Предлагаю узнать значение каждого слова из Толкового словаря, которые я заранее нашла и приготовила для вас.
Показываю книгу Толковый словарь.
Слайд №3
- Прочитайте значение слова «межа» на слайде.
Слайд №4
- Прочитайте значение слова «граница» на слайде.
Слайд №5
- Прочитайте значение слова «рубеж» на слайде.
- Как вы думаете, за что так в старину называли февраль? (Находится на границе зимы с весной.)
- Вы отлично справились с заданием.
Постановка темы и цели урока
- Какое место занимает февраль в современном календаре? (Второе.)
- Какое место среди зимних месяцев занимает февраль? (Третье.)
- Какое время года завершает февраль? (Зиму.)
- Какое время года следует после зимы? (Весна.)
- Как вы думаете, в каком месяце происходит первая встреча весны? Она ещё не пришла, но весенний аромат её духов мы уже чувствуем. (В феврале.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (В феврале зима с весной встречается впервой.)
Слайд №6
- Назовите на фото признаки зимы. (Зима – снег, деревья голые, местами лёд сковывает реку.)
- Назовите на фото признаки весны. (Весна – проталины, река движется, ледоход, выступает первая трава, от деревьев падает тень, значит солнечно.)
- А знаете ли вы какой сегодня праздник? (Нет.)
Слайд №7
- Сегодня праздник «Сретение Господне». Сретенье – это значит встреча. В этот день - 15 февраля Дева Мария, на сороковой день рождения Иисуса Христа, впервые принесла его в храм. С тех пор ежегодно отмечают православные этот праздник Встречу Господа с храмом.
-А какие зимние и весенние праздники вы знаете? (Новый год, 23 февраля, 8 марта…)
- Все ли праздники вы назвали? (Нет.)
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать какие есть зимние и весенние праздники. Узнать, как их праздновали в старину. Узнать какой сегодня праздник.)
Работа по теме урока
- Ребята, давайте вспомним каким годом был объявлен 2021 год в России? (Годом науки и технологий.)
Слайд №8
-А нынешний 2022 год? (Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.)
Слайд №9
- Верно. Сегодня я предлагаю представить, что учёным удалось создать машину времени, в которой мы отправимся в путешествие. Нам предстоит отправиться в прошлое и узнать, как праздновались некоторые зимние и весенние праздники.
Все мы не поместимся в одну машину времени. Поэтому нам понадобиться 4 экипажа машин.
Слайд №10
- У вас есть уникальная возможность узнать название своей машины времени.
- У вас на столах лежат карточки со слогами. Посовещайтесь и составьте из них названия праздников, которые нам предстоит сегодня посетить.
- Какие названия у вас получились? (Новый год, Белый месяц, Сретенье Господне, Масленица.)
Открыть доску с изображением машин и названием каждого экипажа.
Слайд№11
- Я буду за штурвалом. Итак, для этого необходимо каждому экипажу взяться за руки, закрыть глаза и сказать магическое слово «Февраль» хором.
- Приготовились, возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно произнесите слово “Февраль”.
Открывайте глаза. Нам удалось перенестись в прошлое - в стародавние времена.
Изучение нового материала
- Откройте учебники на странице 40.
Работа в группах
- На сколько частей разделен текст учебника по нашей теме? (На 4 части.)
- Сейчас каждому экипажу предстоит отправиться в самостоятельное путешествие во времени.
- Первая машина отправляется узнать об особенностях Новогоднего праздника.
- Вторая - узнает о “Празднике белого месяца”.
- Третья - на праздник “Сретения Господня”.
- А четвёртая - на праздник “Масленицы”.
Каждому экипажу необходимо продуктивно поработать над заданной частью текста и выполнить задания к нему.
Давайте вспомним правила работы в группах. (Не перебивать друг друга, уважительно относиться к мнению товарищей, распределят роли для выполнения заданий…)
- Итак, начнём наше путешествие.
- Самостоятельно прочитайте свой текст. (1 мин.)
Третьей группе выдам дополнительный текст на листочке.
- Нам предстоит сделать первую остановку на станции «Народ».
Открываю карточку на доске, передвигаю машинки.
- Возьмите 1 лист. Решите, кто из вас будет писать на листе. Посовещайтесь и напишите на листе какому народу принадлежит данный праздник.
(Новый год – восточный народ; Белый месяц - буряты; Сретенье Господне – русские; Масленица – русские).
Слайд №6, 12, 13, 14, 15
Закрепляю листы с ответами на доске .
ОТКЛЮЧАЮ ДОСКУ!!!
- Нам предстоит сделать остановку на станции «Время».
Открываю карточку на доске, передвигаю машинки.
- Посовещайтесь и запишите месяц празднования вашего праздника.
(Новый год – февраль; Белый месяц – конец февраля – начало марта; Сретенье Господне – 15 февраля; Масленица – со второй половины февраля – до первых дней марта.)
Закрепляю листы с ответами на доске. Прикрепляя каждый ответ задаю дополнительный вопрос по тексту.
- И последняя наша остановка «Традиции».
Открываю карточку на доске, передвигаю машинки.
- Запишите на листе какие традиции соблюдаются во время празднования данного праздника.
(Новый год – дарить фигурки животных, каждый год называть каким-либо животным; Белый месяц – наводить порядок и чистоту в доме, справлять обновы, готовить подарки и ждать гостей, скачки на конях, спортивные игры; Сретенье Господне – составляли прогноз на приближающуюся весну; Масленица – угощают блинами, дети катаются на санках, взрослые катаются на тройках лошадей, мужчины меряются силой.)
Закрепляю листы с ответами на доске
ВКЛЮЧАЮ ДОСКУ!!!
Слайд №16
- Скоро и мы с вами будем Масленицу праздновать. Давайте мы сейчас поиграем, масленицу позабавим.
«Да – да - да» говорите, коль нравится. «Нет – нет - нет» - если вам не нравится.
Учитель показывает движения, а дети за ним повторяют.
Булочки хрустящие. «Да – да - да»
Тапки завалящие. «Нет – нет - нет»
Пирожки слоеные.«Да – да - да»
Валенки вареные.«Нет – нет - нет»
Шарики сырные.«Да – да - да»
Салфетки жирные.«Нет – нет - нет»
Пряники вкуснящие.«Да – да - да»
Яблоки хрустящие.«Да – да - да»
Селедочка пряная.«Да – да - да»
Грибочки несъедобные.«Нет – нет - нет»
Шишки еловые.«Нет – нет - нет»
Табуретки новые.«Нет – нет - нет»
Рваные карманы. «Нет – нет - нет»
Воза три сметаны.«Да – да - да»
- Замечательно у нас получилось!
Слайд №17
-А теперь, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём магическое слово “Февраль” с восклицательной интонацией. Ведь мы многое узнали из этого путешествия и возвращаемся с багажом новых знаний.
Рефлексия
Слайд №18
- Чем же является февраль для разных народов?
- Для чего нужно знать традиции других народов? (Так легче понимать друг друга, легче дружить).
- Как вы думаете, пригодятся вам знания, полученные сегодня в жизни? Где?
- Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них – душа, сердце народа!
Слайд №19
- Перед каждым из вас лежит каточка. Прошу каждого заполнить её самостоятельно.
Домашнее задание
Слайд №20
- В Р.т. на стр. 23 №3. Записать рецепт блинов вашей семьи.
Подготовить устный рассказ о традициях празднования в вашей семье одного из праздников, о которых мы сегодня с вами говорили.
Слайд №21
- В заключении нашего знакомства хочу подарить вашему классу подарок. Это Наглядный справочник по окружающему миру в таблицах с 1 - 4 класс. Его передам вашему учителю. Надеюсь, он вам пригодится и поможет сделать изучение этой дисциплины легкой и увлекательной.
- Благодарю вас за работу и сотрудничество. Хочу каждого из вас отметить за плодотворную работу на занятии и подарить шоколадную медаль. Спасибо, ребята. Мне было приятно с вами поработать.