Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе "Повторение пройденного.Состав слова".»
Конспект урокав 4 классе.
Тема урока: «Повторение. Состав слова».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
Задачи:
Образовательные:
упражняться в разборе слова по составу на основе словообразовательного анализа.
Развивающие:
развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение пользоваться словарем; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
воспитывать навыки самостоятельной работы;
воспитывать положительные морально-волевые качества ребёнка, инициативность, самостоятельность, предприимчивость;
воспитание культуры бесконфликтного общения;
воспитание любви к русскому языку.
Оборудование урока: Русский язык: учебник для 4 класса, автор Т.Г. Рамзаева, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, карточки.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности. Организационный этап.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
Слайд №3
2. Сообщение темы и целей урока
На экране буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м
-Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.
-Что получилось? СОСТАВ.
Слайд №4
-Что такое состав?
-Какое отношение к русскому языку имеет слово состав? (Ответы детей). Обратимся к словарю Ожегова
Слайд № 5
-Сформулируйте тему урока.
Слайд №6
-Чем будем заниматься на уроке?
- Сформулируйте цели урока.
(Ответы детей - сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы)
Слайд №7
-Обсудим план нашей предстоящей работы (с чего начнём и как продолжим)
- Устно составьте с одним из этих слов предложение и характеризуйте их. ( повеств./вопрос./побуд., воскл./невоскл., простое/сложное, распростр./нераспростр.)
-Какую букву и слово мы будем писать? (Уу улыбаться)
Физминутка
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буквы все писать
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Решите кроссворд
Слайд 9
1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!
4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
Слайд 10
Слайд 11
-Молодцы. Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) Что такое морфема? (Это часть слова)
- А теперь, выполните упражнение № 78.
Запишите однокоренные слова группами, выделите в словах корень, укажите над каждым словом к какой части речи оно относится, подчеркните изученные орфограммы в корне слова. А потом обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.
(Дети работают в парах самостоятельно. Учитель просматривает выполненную работу учащихся. Учитель проводит фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся).
Вы отлично поработали. Поднимите руки те, кому было трудно? Предлагаю вам работать сегодня под девизом «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!», согласны?
Слайд 12
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу
Слайд 13
- Молодцы. Подберите и запишите однокоренные слова различных частей речи и разберите их по составу:
с корнем – зелен; с корнем – бел; с корнем – чист.
Слайд 14
Физминутка.
6. Словарно-орфографическая работа.
Слайд 15
-Давайте поиграем.Игра «Посели слово в свой домик»
• Выписать словарные слова из словариков к схемам (схемы записаны на доске): (схемы-значки частей слова)
• Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано - можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.
• Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
А теперь разделитесь на группы.
-Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.
-Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.
_Молодцы, а теперь проверим свои знания, выполним тест
Тест по теме «Состав слова» -по вариантам.
8. Подведение итогов.
-Ребята, недавно вы побывали в доме-музее К.И. Чуковского. Корней Иванович сказал, что «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Я предлагаю вам «поиграть» с приставками.
Слайды 17-18 1. Какие части слова мы сегодня повторили?
2. Какие части слова служат для образования новых слов?
3. Какие слова называются однокоренными?
9. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...
10. Выставление оценок.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
11. Домашняя работа слайд 19
-Ребята, дома поработайте в рабочей тетради, выполните упр.83 на стр.39
Учитель комментирует д/з, объясняет, как оно будет оцениваться.
Слайд 20 Конец урока
Тест
В-1
1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.