- Познакомить с новой записью графического моделирования отношений равенства и неравенства.
- Организовать взаимодействие «учитель- ученик», «ученик – ученик».
Тип урока: Урок моделирования и преобразования модели.
Оборудование: компьютер, магнитофон, аудиозапись, карточки с заданиями, карточки рецептов, набор стаканов
Ход урока
Организационный этап.
- Все ль на месте, все ль в порядке: ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
- Как звучит наша учебная задача? (Научиться сравнивать величины по разным признакам).
- Как вы предлагаете построить нашу работу? (В парах или в группах. Тот, кто хорошо разбирается, поможет человеку, который затрудняется).
- Цель работы? (Выполнить задание на сравнение, помочь товарищу разобраться в ситуации.)
Этап создания ситуации успеха.
Задание. Показать отрезками, равны или неравны объекты: по массе и по высоте.
Открывается доска с заданиями. Дети рассказывают о том, как они выполнили задание, дорисовывают отрезки.
Загадка:
Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала. Но только свойства одного
Его видать не знала. И получила двойника.
Как капелька водицы Сестра похожа на нее.
Да только вниз косица. (шесть и девять)
- Сегодня будем учиться писать цифры 6 и 9.
Анализ написания цифр, показ, письмо детьми. Работа в тетрадях.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть на место сесть опять.
Этап постановки учебно – практической задачи.
- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) Появляется картинка доктора Айболита.
- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Ребята, а сколько больных пришло к доктору на лечение? ( 5 больных)
Раздается телефонный звонок. Учитель берет трубку, отвечает. По лицу учителя видно, что что-то случилось.
- Но вот случилась беда. Заболел наш доктор Айболит.
- А уже… откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
- Что же делать, ребята, как помочь заболевшим? Дети предлагают.
- Просит доктор Айболит нас для начала научиться читать рецепты и согласно рецептам наливать лекарства в бутылочки для зверюшек.
Задание: налить лекарство антилопам.
К доске выходят дети, читают отношение величин, зафиксированные отрезками, надевают халаты, шапочки, маски, берут мензурки и согласно «Рецепту» разливают лекарство. Проверяется правильность выполнения задания. Все приходят к выводу, что все сделано верно.
- А теперь вы получаете рецепты и выписываете лекарство для больных сами. Перечертите с доски рецепт для антилоп, а для бегемотиков, обезьян, слонов составьте рецепты самостоятельно, по предложенной ситуации.
На столе у учителя две мензурки с равным объемом.
- Как удобно построить работу?
Создание ситуации разрыва.
Кто – то из ребят через некоторое время обязательно заметит, что на доске возникли картинки животных, где явно видно, что одна обезьяна маленькая, а другая большая, и т.д. Если дети этого не заметят, учитель скажет: «Стоп, ребята! Что же мы делаем? Животные отличаются по массе, а мы всем одинаково лекарство наливаем. Ведь, если маленькая доза, животное не вылечится, а если большая… Страшно подумать, какой вред мы можем принести.
На доске рисуется вопрос. Анализ условий и решение задачи.
- Давайте вернемся к первоначальным условия. (Ситуация для антилоп). Что мы видим? (Отрезки неравные, а у нас равные).
- Ребята, как неравные объемы, можно уравнять? (Нужно долить).
Учитель доливает воды, теперь в другом сосуде больший объем.
- Видно ваш способ действия не работает. Уточните, сколько я должна налить. Объемы разные, а мы их уравниваем, доливаем не просто произвольное количество, а… (дети могут и сами сказать – разницу).
- Значит, чтобы уравнять величины, можно долить разницу, т.е. добавить именно разницу.
- А как еще можно уравнять величины?
Перед детьми два сосуда, в одном томатный сок налит до краев.
- Как же нам поступить. Как уравнять, если доливать нельзя. (Нужно отпить разницу).
Один ребенок отпивает разницу между стаканами (томатный сок).
- Значит, второй способ уравнивания – разницу отнимают. Теперь мы смело можем сказать, что никто из животных не погибнет, мы правильно каждому отмерим нужную порцию лекарства.
Учитель включает запись:
- Ребята, спасибо вам, что вы пришли на помощь мне и больным зверюшкам, а еще и сделали новые математические открытия. Успехов вам, ребята.
Итоговая рефлексия.
- Ребята, с сегодняшней темой урока мы справились. Что сегодня дома вы будете рассказывать своим родителям? (Нашли два способа уравнивания величин: можно прибавить разницу, можно отнять разницу).
- Способы уравнивания открыты. Какую цель ставим на следующий урок? (Учиться пользоваться открытыми способами уравнивания).