Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный этап | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Полина Андреевна, и я проведу у вас урок технологии. - Отгадайте загадку: Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью) - Может быть, кто-то считает по-другому? Почему вы так решили? - Скажите, а что собирают осенью? - А как вы думаете, для чего человек выращивает и собирает овощи? Зачем они нужны? - Вы правы, человек собирает овощи для того, чтобы кушать их. А зачем человеку есть овощи? - Молодцы! Овощи нужно есть каждый день, потому что они очень полезны для организма человека. - Осенью собирают урожай, благодаря этому человек долго может питаться своими овощами. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - Сегодня мы с вами будем сами изготавливать овощи, но мы не будем их выращивать, а будем делать из пластилина. | Здороваются. - Осенью. Предполагаемые ответы детей. - Овощи. - Для того, чтобы есть их. - Потому что овощи полезны. - Овощам. | Предметные: Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться); |
Вводная беседа и анализ образца | - Посмотрите, на урок я принесла вам овощи. Что это за овощи? - Также на урок я принесла вам овощи, которые сделала сама из пластилина. - Посмотрите на лук (настоящий). Какого он цвета, формы? Опишите его. - А теперь посмотрите на лук из пластилина. Какой он? Чем они отличаются? Чем они похоже? - А теперь какой овощ я вам показываю? Верно, это морковь. Какая она? - Молодцы. Но у морковки и других овощей зеленая часть сверху называется ботва. Ботва – это стебель и листья растений. - Теперь посмотрите на эту морковь. Какая она? Чему она отличается от настоящей? Чем похожи? - А это что за овощ? Правильно, это баклажан. Опишите его. - Посмотрите на баклажан из пластилина. Чем он похож на настоящий? Чем отличается? - Какой овощ последний у нас остался? Опишите его. - Посмотрите на помидор, который вылепила я. Какой он? Чем отличается от настоящего? Чем они похожи? - Ребята, мы с вами поговорили об овощах и сравнили настоящие овощи с овощами из пластилина. Как вы думаете, чем на уроке мы будем заниматься? | - Лук, морковь, баклажан, помидор. - У лука круглая вытянутая форма. Цвет – оранжевый, блестящий, он переливается желтым цветом, у лука длинные, вытянутые светло-зелёные листья. У него хрупкая скорлупка. Лук состоит из луковицы и перьев, которые человек может есть. Корешки лука подсохли, коричневые. - У него другой размер, лук из пластилина меньше, у него повреждений. У него текстура. Он липнет к рукам. - Морковь – продолговатая, сужается к концу. Она состоит и корня, который люди едят и ботвы. Зелень длинная, темно-зеленого цвета. Корень оранжевого цвета, немного грязный, неровный. - Она меньше, у нее более равномерный цвет. На ней меньше неровностей, она более чистая. Ботва морковки просто вытянутая, не имеет листочков. - Баклажан – продолговатый тёмно-фиолетовый плод. Его форма расширяется к концу. Есть зеленая верхушка, которая по форме напоминает пятиугольную звезду, вытянутая сверху. Есть небольшие повреждения. - Цвет настоящего более темный. Размер меньше. На ботве настоящего есть небольшие прожилки, а у пластилинового такого нет. - Помидор – округлый овощ, немного приплюснутый, вытянутый красный плод. У него есть зелень, она помещена в центре, у нее вытянутые уголки, по форме похожа на звезду. Ботва тонкая. Помидор гладкий. - Отличаются размером, текстурой. Помидор настоящий более темный, из пластилина цвет ярче… - Будем лепить овощи из пластилина. | Предметные: Регулятивные: Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться); осуществлять совместную практическую деятельность, взаимопомощь и взаимоконтроль; Личностные: соблюдать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) при изготовлении изделия; |
Объяснение технологии изготовления изделия (анализ инструкционной карты) | - Верно, сегодня мы будем лепить овощи, которые лежат в корзинке. Мы создадим из овощей композицию. Вы знаете, что такое композиция? - Ребята, композиция – это соотношение и взаимное расположение частей. Нам с вами нужно слепить такие овощи, примерно одинаковые по размеру, которые мы поместим в эту корзинку, в нее я соберу самые красивые работы, поэтому вам нужно будет стараться! - Но мы будем делать это необычным образом, а работая в группах. А знаете ли вы, что такое работа в группах? - Работа в группе – это совместная работа нескольких учащихся для создания общей работы. Как вы думаете, как мы должны работать в группе? - Вы уже распределены в группы по 4 человека. Сейчас в каждой группе, я выберу человека, который будет старшим, отвечать за группу. Учитель назначает старшего. - Ребята, как вы думаете, как нужно работать в группе? Выводятся правила: Слушай, что говорят другие. Не мешай другим, говори в полголоса. Оказывай помощь, если тебя об этом попросят. - Откройте учебники на странице 2 и 9. Нам дана инструкция выполнения овощей. Все ли овощи показано, как нужно выполнять? - А как вы думаете, почему? - Верно, они лепятся похоже. Посмотрите на картинку 1. Что нам понадобится? - Какие цвета для овощей мы будем использовать? - Есть ли какой-то общий цвет у всех овощей? Какой? - Какие овощи показано, как нужно выполнять? - Посмотрите, что изображено на картинках под цифрой 2? - Значит, что сначала нам нужно сделать? - Как вы думаете, для того чтобы слепить сам овощ, нам нужно взять целый брусок пластилина или только часть? - Верно. Мы с вами будем лепить из целого бруска. - А для ботвы нам понадобится часть или целый брусок? - Сейчас мы с вами приступим к выполнению. Но перед тем как мы начнем работу, старшему в группе нужно распределить, кто какой овощ будет делать. | - Когда овощи лежат вместе. Слушают. - Это когда несколько человек вместе что-то делают. - Слушать друг друга, работать тихо, не мешать другим и т.д. Предполагаемые ответы детей. - Нет. - Потому что они похоже лепятся. - Доска, пластилин и стека. - Красный, оранжевый, фиолетовый, белый. - Да, зеленый цвет. - Помидор, лук. - Представлены части лука и помидора: сам овощ и их ботва и перья. -Слепить части овощей. - Целый. - Часть. - Придадим кусочкам форму. Старший распределяет обязанности. | . Предметные: подбирать цвет пластилина для изготовления изделия в соответствии с реальным предметом; осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание). Метапредметные: Регулятивные: планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстового плана; осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя; соотносить свои действия с планом; Познавательные: знать алгоритм работы вылепливания формы из нескольких частей пластилина путём примазывания одной части к другой; Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться); осуществлять совместную практическую деятельность, взаимопомощь и взаимоконтроль; Личностные: соблюдать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) при изготовлении изделия; |
Инструктаж по технике безопасности | Перед тем, как начать делать овощи, я объясню вам правила работы с пластилином. Я буду говорить фразу, если так надо делать, то вы делаете один хлопок, если так делать нельзя, то вы топаете один раз. 1. Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот (хлопают) 2. Лепить нужно на дощечке, класть пластилин нужно на дощечку (хлопают) 3. Пластилин можно бросать на пол или по парте (топают) 4. После работы с пластилином нужно помыть ручки (хлопают) 5. Стекой можно махать или использовать не по назначению (топают) 6. Не нужно касаться грязными руками лицо или одежду (хлопают) - Хорошо, молодцы! - Проверьте вашу готовность, на партах у вас должны лежать: пластилин, доски, стека. У кого все есть, сядьте красиво, покажите вашу готовность. - Поднимайтесь со своих мест, немного разомнемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (встали на носочки) | Слушают учителя. Слушают. Проверяют готовность к работе. Выполняют физкультминутку. | Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться); осуществлять совместную практическую деятельность, взаимопомощь и взаимоконтроль; Личностные: соблюдать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) при изготовлении изделия; |
Самостоятельная работа детей (60% времени урока) | - Какой формы будет помидор? - Какой формы будет морковь? - Какой формы будет баклажан? - Какой формы будет лук? - Каждый вылепите форму своего овоща. Лепите правдоподобно, так, чтобы он был похожим на настоящий. Форма овоща не идеальная, могут быть повреждения, вмятины, царапины, грязь. Настолько, что я не смогла бы их отличить. - Молодцы! Посмотрите по инструкции, что нам нужно сделать дальше? - Нам понадобится часть или целый брусок? - Давайте разделим на части. Учитель демонстрирует, как разделить пластилин на части на доске. - У каких овощей похожа ботва? - Чем похожи? - Чем различаются? - Как мы будем это лепить? - Сначала мы лепим форму шара, делаем из нее лепешку, а затем прищипываем уголки и получаем форму звезды. Макушку прищипываем и вытягиваем кверху. У помидора мы делаем более острые уголки звезды, а у баклажана более плавные. - Как мы слепим перья у лука? - Для того, чтобы сделать перья у лука мы скатаем три колбаски и вытянем их с одной стороны, сделаем более острыми. - А как мы слепим ботву у морковки? - Для того, чтобы слепить ботву у морковки мы скатаем кружок. С одной стороны его вытянем. - Вылепите ботву. - Посмотрите по инструкции, что мы делаем дальше? Обратите внимание на картинки под номером 3. - Верно, после того, как мы слепили обе части овощей, нам необходимо их соединить. - Теперь поработайте над видом овощей. Сделайте их более правдоподобными, придайте им форму, похожу на форму настоящих овощей, добавьте грязь и т.д. - А теперь пришло время представлять работы. Но мы будем это делать не просто так, а по плану. - Во время представления работ вам нужно рассказать, что за овощи вы лепили, что вы сделали для того, чтобы овощи получились похожими на настоящие, каждый ли выполнил свои обязанности в группе. - Каждая группа по очереди выходит и представляет свои работы. | - Круглый, немного приплюснутый. - Длинная, вытянутая, острая на кончике и более круглая у ботвы - Более тонкий у ботвы, будет расширяется к концу. - Круглый, более широкий внизу, вытянутый к перьям. Лепят форму овоща. - Вылепить вторую часть – ботву. - Часть. - У помидора и баклажана. - Они вытянуты по бокам и к верху. - У баклажана более плавные уголочки. Предполагаемые ответы детей. Слушают/смотрят. Предполагаемые ответы детей. Предполагаемые ответы детей. Ученики лепят ботву. - Соединим части овощей. Ученики соединяют части. Дорабатывают работы. Представление работ в группах. | Предметные: подбирать цвет пластилина для изготовления изделия в соответствии с реальным предметом; осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание). Метапредметные: Регулятивные: планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстового плана; осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя; соотносить свои действия с планом; Познавательные: знать алгоритм работы вылепливания формы из нескольких частей пластилина путём примазывания одной части к другой; Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться); осуществлять совместную практическую деятельность, взаимопомощь и взаимоконтроль; Личностные: соблюдать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) при изготовлении изделия; |
Оценка деятельностидетей | - Что вы сегодня узнали на уроке? - Какие трудности у вас возникли на уроке? - Что для вас было легким? - Сейчас мы с вами создадим композицию из наших овощей. Но вы помните, что я вам говорила в начале урока. Я возьму в корзинку только самые красивые и качественные овощи. - Те ребята, чьи овощи не попали в корзинку, не расстраивайтесь. Вам нужно будет доработать овощи, и тогда, вы тоже сможете поместить их в корзинку. - Как мы можем использовать эти работы? - Наш урок окончен, вы большие молодцы, спасибо вам за работу! - Убирайте свои рабочие места. | - Как лепить овощи из пластилина, что у лука зеленая часть – перья, а у морковки, помидора и баклажана – ботва, что такое композиция и т.д. Предполагаемые ответы детей. Собирают овощи в корзинку. - Украсить ими класс, поучаствовать в конкурсе и т.д. Убирают рабочие места. | Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться); осуществлять совместную практическую деятельность, взаимопомощь и взаимоконтроль; |