kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Семья-исток нравственных отношений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : формирование у школьника представления о семье и роде как источнике нравственных отношений;

Одна из задач: расширить представления у детей о семье, роде, реликвиях; воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья-исток нравственных отношений"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новозыбкова»

Брянской области







Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Светская этика»

«Семья - исток нравственных отношений»

10-11 лет






Новикова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов









Новозыбков

Центральный федеральный округ 2017 год

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формировать у школьников представления о семье и роде как источниках нравственных отношений.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.Расширить представления детей о семье, роде, реликвиях; воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
2.Формировать умения  принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей ; контролировать и оценивать свои действия.
3.Формировать  умения  смыслового чтения текста.
4. Формировать умения слушать и слышать,  выстраивать речевые высказывания;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Ключевые вопросы для детей:
( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)
Оборудование: учебник «Основы светской этики». 4 - 5классы, М.: Просвещение, 2012г., листы с заданиями,  TV, ноутбук, словари В. И. Даля, С.И. Ожегова.





Ход урока

1.Оргмомент

2.Психологический настрой:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

3. Подготовка к изучению нового материала.

- Послушайте вот такую загадку:

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой-

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно все друзья,

Вместе вы – одна ….. (семья)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей).

Тема сегодняшнего урока «Род и семья - исток нравственных отношений». Откройте тетради и запишите тему урока .

- Прежде чем мы начнём работу по данной теме я попрошу вас заполнить таблицу. В первом столбце отметьте, насколько хорошо вы знаете ответы на вопросы:
+-Я это знаю достаточно хорошо
?- не уверен в своих знаниях
- не знаю
V- хочу узнать


Что такое  семья?

 

 

Что такое род?

 

 

Что главное в семье?

 

 

Как возникла моя фамилия?

 

 

Что такое родословная?

 

 

- Поднимите руки у кого все +? Есть? Есть -? Есть - V? Значит нам есть над чем сегодня поработать

4. Работа над новым материалом.

Учитель: Первое понятие которое мы рассмотрим это «семья». Как вы понимаете, что такое  «семья»? (свободные высказывания детей). Давайте посмотрим что сказано в учебнике на стр.38 - 1 абзац.

-Что такое семья?

А со словарем Ожегова поработает Лузик А.лла и прочитает его толкование. (Выслушиваются ответы после прочтения учебника, чтение словаря)

- Запишите определение понятия в тетрадь.

«Семья - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.»

Учитель: Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. 

- А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена?

Об этом нам расскажет Катюшин Виталий: Каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший
свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж.
Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!»

Учитель: Семья – это как маленькое государство со своими законами, традициями, населением. Правильно организовать жизнь этого коллектива, добиться мира, согласия – задача непростая. И успешное ее решение зависит на добровольной основе жителя государства, даже если ему 10 – 11 лет.
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья. Вот и рассмотрели понятие «семья».

- Второй вопрос в нашей таблице, что же такое «род»? Что об этом сказано в учебнике? Со словарем поработает Даля Дубинский Михаил и даст нам определение этого слова. Найдите и зачитайте из учебника.

Ответ ученика: В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».                   

В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

Учитель: Запишите определение в тетрадь:

« Род – это связь членов семьи, произошедшая от одного родоначальника.»

Учитель: Имена у членов семьи разные, а что общее? (Фамилия)
Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь.

В фамилиях различных лиц

Порою нам знакомых

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Специалисты насчитали несколько путей образования русских фамилий. А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Сейчас из вас может кто-то об этом узнать. Расскажет нам о происхождении фамилий Зайцева Ольга.

Рассказ ученика:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Георгиев).
Во-вторых, фамилия возникла из древних прозвищ (например, за цвет волос– Белов, или пристрастие к кулачному бою – Бойцов).
Фамилии возникали и от профессии предков. Так на свет появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы.
Фамилии могли образовываться от названия села, города, местности (Новгородцевы, Муромцевы, Москвичевы).
А потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии Рождественский, Троицкий, Вознесенский, Богословский.

В древности основателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, животное или зверя, например, волка, медведя или зайца. Отсюда возникли и фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы.

У: Оля ты узнала о происхождении своей фамилии?! (ответ)

Учитель: Я думаю, что сейчас некоторые из вас узнали о происхождении своей фамилии, а кто нет – одним из домашних заданий будет разузнать о происхождении своей фамилии. Спросить у ваших бабушек и дедушек о ваших общих предках. Возможно, что кто-то из них прославил вашу фамилию. Сейчас ребята прочтут вам стихотворение С. Михалкова «Финтифлюшкин», послушайте и подумайте, о чём это произведение.

Чтение стихотворения детьми.

У папы Финтифлюшкина

У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) -
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.

Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины...
Но все же Финтифлюшкины -
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками -
Что сами лезли в рот.

Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше - Иванов!

Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия -
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!

А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!

А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!

(Дети отвечают на вопрос, поставленный до чтения стихотворения.)

У: Что на самом деле означает фамилия Финтифлюшкин? (ответы детей)

Учитель: У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу. У вас есть не только своя истории, но и история  вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
Семейная история, по-другому,  (договаривают дети)это. . . родословная. Родословная - слово о роде.

Давайте прочитаем, что сказано об этом в учебнике. Стр.38 - 4 абзац. Ответьте мне после прочтения на вопрос:

На чём строятся родственные нравственные отношения?

Ответ: они основаны на понимании того, что жизнь родных - большая ценность; основаны на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколений.

Учитель: Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и  дедушки – это семья. Прабабушки и прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении столетия живут одновременно 3 поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. Все родственники могут быть занесены в генеалогическое древо. 
В учебнике на с. 39 представлена родословная Пушкина. Рассмотрите внимательно. Что вы можете сказать. Какое оно, древо?

Ответ: большое, много ответвлений, отражена связь многих поколений около 5.

Учитель: У нас с вами была творческая работа в 3 классе - проект совместный с родителями, где вы составляли свою родословную. Лучшие работы мы с вами сейчас вспомним. (рассказ 2 уч-ся о своих родословных с иллюстрированием)

Учитель: Если кого-то вновь заинтересовала тема родословной, вы можете расширить свое дерево, добавив ветви. Поговорите с бабушками и дедушками. Посмотрите с ними старые фотоальбомы, документы, письма, может у кого-то есть семейные реликвии (это ценные вещи которые передают по наследству - из поколения в поколение): это могут быть шкатулки, подсвечники, посуда, медали, украшения. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайтесь узнать, кем этот человек приходился. К нам сегодня в гости на урок пришла бабушка Дубинского Михаила - Волкова Елена Алексеевна. Она коротко расскажет вам о семейных реликвиях.

(На столе лежат семейные реликвии семьи, о которых идет речь: форма для выпекания пасхальных куличей- коней 19 века, кувшин Гжель – начало 20 века и др.)

5. Физминутка.

У: Сейчас мы с вами разомнемся. Встали из-за парт. Слушаем внимательно и выполняем.

Кто похож на папу, тот (учитель показывает)- сгибает руки к плечам.

Те, кто похож на маму - повороты головой.

Те, скучает по родителям, уезжая из дома - поднимите руки вверх и помахали ими.

В чьей семье занимаются спортом - наклоны туловища влево, вправо.

У кого нет секретов от родителей?- шагаем на месте.

Кто помогает родителям по дому – тихо попрыгали на месте на носочках.

И последнее, кто любит свою семью, дорожит ею - аплодисменты.

6. Продолжение изучения нового материала.

Учитель: Что ещё может быть символами рода? Посмотрите в учебнике настр.39? (ответ) Символом рода могли быть флаг или герб. Здесь представлен родовой герб Багратионов. (слайд) Это древний царский род Грузии, из которых происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Исторические писания исчисляют хронологию Багратионов с 6 века.

На внеурочных занятиях по «Истории Брянского края» мы изучали тему «Геральдика» и там знакомились с правилами составления гербов. Об этом вам напомнит ученик нашего класса Лизунов Михаил.

7. Работа по учебнику (работа в парах)

Учитель: Сейчас вы работаете в парах по учебнику. У вас на карточках написано начало предложений их надо закончить. Поможет вам в этом учебник стр.39 со 2 абзаца и до конца.

Семейные обязанности это

. . .

В семье можно рассчитывать на

. . .

Главная задача рода и семьи

. . .


Учитель: Итак, семейные обязанности это…?

Ответ: воспитание детей, забота об их образовании, зарабатывание средств к существованию.

Учитель: В семье можно рассчитывать на…?

Ответ: понимание и прощение, потому что здесь больше всего нас любят.

Учитель: Главная задача рода и семьи …?

Ответ: дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.

8. Первичное закрепление. Работа в группах.

Учитель: Сегодня мы затронули важную для каждого человека тему, поговорили о семье. Мне хочется, чтобы у вас были крепкие, дружные семьи и чтобы в ваших семьях царили мир и понимание.

Несомненно, у каждого человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, а место где любят и ждут, понимают и принимают, тебя таким, какой ты есть. Это место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы будем строить такой дом. Дом для дружной семьи, дом своей мечты. Работать будем в группах.

1-ая группа будет закладывать фундамент. Вам выбрать слова, которые станут истоком нравственных отношений в семье, основой. (Слова написаны на карточках, которые в конверте)

Понимание Ненависть Лень Любовь

Уважение Эгоизм Доверие

2-ая группа. Вы «строите стены». Выберите заповеди для себя, благодаря которым отношения в семье будут благоприятными. (Аналогично написаны на карточках, в конверте)

Береги своих родителей. Не делай того, что осуждают старшие.

Проси у родителей, чтобы они покупали тебе всё, что есть у твоих друзей.

Если что-то запрещают – делай это на зло. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

3 я группа. «Крыша дома». Сложить пословицу о семье и объяснить её смысл.

И, клад, что, и, лад, коли, в, семье, на.

Далее выбрать по одному делегату от каждой группы, кто будет отвечать. На эту работу 30 секунд. Работают все.(выполнение заданий)

Учитель: Время вышло. Итак , 1 группа. . .делегат от вашей группы (выходит учащийся с ответом). 2 группа… 3 группа.

(В итоге, на доске появляется дом)

Учитель(вывод): Вот мы построили с вами дом мечты, но он реален. Сейчас и в будущем вы должны стремиться жить в таком доме. Важнейшую роль в семье играют не только родители, но и вы – дети. Вы – помощники и советчики, вдохновители и исполнители хороших дел.

9. Итог.

Учитель: Поработаем с таблицей, которую заполняли в начале урока. Возьмите её и заполните во втором столбце. (Напоминаем обозначения на доске)

Что такое  семья?

 

 

Что такое род?

 

 

Что главное в семье?

 

 

Как возникла моя фамилия?

 

 

Что такое родословная?

 

 


Поднимите руку те, у кого поменялись минусы на плюсы? (ответ). Значит, наш урок прошел не зря.

10. Рефлексия.

Учитель: На столе лежит конверт со смайлами – красный, зеленый, желтый. Выберете тот, который соответствует вашему настроению.

11 Домашнее задание на выбор.

- Доработать родословное древо.

- Узнать историю своей фамилии.

- сочинение - размышление «Какие добрые правила есть в нашей семье?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Семья-исток нравственных отношений"

Автор: Новикова Татьяна Ивановна

Дата: 02.11.2019

Номер свидетельства: 525368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства