1. ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
2. ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
1. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом;
2. выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
1. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
2. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
1. воспринимать другое мнение и позицию;
2. формулировать собственное мнение и позицию;
3. строить понятные для партнёра высказывания.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы и приёмы деятельности |
1.Вступительная беседа. | 5 мин | 1.Проверяет готовность к уроку: создаёт настрой на предстоящую работу: – Ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую работу. А какую, вы мне скажите сами, отгадав такой ребус. 8 3 5 6 4 2 9 1 7 И Л Ж Е О З Е И Н – Какое же слово у нас получилось? – Как вы думаете, что значит изложить текст? – Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили, что такое изложение. 2.Предлагает познакомиться с памяткой «Как готовиться к изложению»: – Как мы будем работать над изложением? – Что значит определить тему и основную мысль? Что такое тема текста? А основная мысль? – Ребята, а что такое опорные слова? – О чём говорится в третьем пункте памятки? – Как вы думаете, зачем нужен план текста? – В четвёртом пункте нашей памятки говорится о том, что важно найди буквы, которые нужно проверить. Объяснить, почему так пишутся слова. Как вы считаете, зачем это нужно? – Какое действие нужно выполнить в соответствии с пятым пунктом плана? – А как вы думаете, зачем после написания текста нужно обязательно проверить свою работу? | 1.Показывают готовность к уроку. Отгадывают ребус. Отвечают на вопросы учителя. Изложение. Это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. 2.Работают с памяткой. Отвечают на вопросы учителя. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор. –Это слова, которые отражают основную мысль текста. –Необходимо разделить текст на части. Озаглавить их. Составить план. –Он помогает нам точно, полно и правильно передавать содержание текста. –Чтобы не допустить ошибок при написании текста. –Ещё раз прочитать текст. –Чтобы исправить ошибки и неточности, которые там появились. | Беседа. Плакат «Сиди правильно при письме». Проблемная ситуация. Записи на доске. Презентация слайд № 2-4 «Ребус». Решение логической задачи (ребус). Работа с памяткой «Как подготовиться к изложению». |
2.Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи. | 3 мин | 1.Организует работу с текстом. Предлагает открыть учебник: – Ребята, откройте учебник на стр. 92 и внимательно прочитайте текс упр. 140. 2.Предлагает сформулировать цель и задачи деятельности на уроке: – Внимательно рассмотрите материалы учебника на стр. 66. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? – Какие задачи мы перед собой поставим? | 1.Работают с учебником. Читают текст упражнения 140. 2.Рассматривают материалы. Формулируют цель и задачи своей деятельности. Мы будем учиться писать изложение. Определять тему и главную мысль текста. Составлять план к тексту. | Работа по учебнику. Беседа. Презентация слайд № 5 (текст) |
3.Анализ содержания текста. | 5 мин | 1.Организует беседу по содержанию текста: Устная раьота по сл. 6 ( сл. 7) –Про кого идет речь в тесте? –Что случилось с Колей? –Что увидел Коля? –Что было нарисовано на шарике? –О чем догадался Коля? –Почему Коле стало хорошо? –Какой вывод делает автор текста? Найдите и прочитайте. 2.Предлагает выяснить тему текста и основную мысль: – Скажите, о ком говорится в тексте? – А какова основная мысль текста? Что хотел сказать нам автор? – А теперь посмотрите на слайд с возможными заголовками нашего текста. Прочитайте их. Выберите тот, который подходит к тексту. Объясните свой выбор.(сл. 8) – Кто автор данного текста? – Ребята, подумайте, а на что хотел обратить наше внимание автор, рассказывая об этом случае? В каком предложении текста об этом говорится? 3.Предлагает определить тип текста: – Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст? Почему вы так решили? | 1.Отвечают на вопросы учителя. Про Колю. Коля заболел. Коля увидел шарик. На шарике была нарисована рожица. Коля догадался, что это придумали ребята. Потому что ребята помнили о нем. Хорошо, когда друзья о тебе помнят. 2.Формулирует тему и основную мысль текста. О Коле и о том, как друзья показали, что о нем помнят. Хорошо, когда друзья о тебе помнят. Озаглавливают текст. Выбирают заголовок, подходящий к тексту. Объясняют свой выбор. 1) «Коля заболел», 2) «Друзья», 3) «Забота друзей», 4) «Шарик в окошке». А. Митта. –О том, как приятно, что о тебе помнят и заботятся. Об этом говорится в последнем предложении. 3.Определяют тип текста. Высказывают своё мнение. Данный текст является повествованием, потому что последовательно совершаются действия и можно представить себе несколько фотографий. | Беседа. Фронтальная работа. Работа по учебнику. Презентация слайд № 6-8. «Заголовки к тексту». |
4.Анализ структуры текста. | 5 мин | 1.Предлагает детям ещё раз прочитать текст и выделить в нём составные части: – Ребята, прочитайте текст ещё раз. На какие части можно разделить текст? Сколько будет таких частей? 2.Организует работу по выявлению микротем и составлению плана текста: – Найдите и прочитайте первую часть текста. – О чём в ней говорится? – Как можно озаглавить первую часть? – В какой части говорится о том, что Коля увидел шарик? – Какое название вы бы придумали для неё? – А теперь прочитайте последнюю часть текста. О чём говорится в этой части? – Озаглавьте эту часть. –Сколько пунктов получилось в нашем плане? Прочитайте наш план. | 1.Читают текст. Выясняют, сколько частей будет иметь текст. Текст можно разделить на вступление, основную часть и заключительную В тексте будет три части. 2.Выявляют микротемы и составляют план текста. Отвечают на вопросы учителя. О том, что Коля заболел. Коля заболел. Во второй части. Шарик в окошке. О том, как хорошо, когда друзья о тебе заботятся Забота друзей. Три пункта. Читают получившийся план. | Беседа. Фронтальная работа. Работа по учебнику. |
5.Физкультминутка. | 2 мин | Предлагает выполнить упражнения по образцу Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук | Выполняют упражнения по образцу. | Имитация движений. «Физкультминутка» |
6.Языковой анализ текста. | 3 мин | Организует работу по уточнению лексического значения слова: – Что было нарисовано на Шарике? – Что означат это слово? – Подберите синонимы к слову озорник. – Выясните значение слова «рожица» по толковому словарю. Как вы думаете, почему автор употребил именно это слово? – Давайте составим предложение с этим словом. | Определяют лексическое значение слов. Высказывают своё мнение. Рожица. –Мордочка, личико. Находят значение слова «рожица» в толковом словаре. Составляют предложение с предложенным словом. | Беседа. Фронтальная работа. Толковый словарь. Активизация словаря учащихся. |
7.Орфографическая подготовка. | 3 мин | Организует орфографическую работу: – Ребята, посмотрите на доску. Здесь вам предлагаются слова, в написании которых можно легко допустить ошибки. Давайте выделим орфограммы в них. Подбирая, где это возможно, проверочные слова. Заболел, постели, окно.( сл 9) – Почему имя мальчика пишется с большой буквы? | Называют орфограммы. Подбирают проверочные слова. Отвечают на вопросы учителя. Заболел, постели, окно. Имя собственное (Имя ). | Беседа. Фронтальная работа. Записи на доске. |
8.Чтение текста повторно. | 5 мин | Организует повторное чтение текста: – Ребята, каждый из вас должен прочитать данный текст ещё раз.( сл 10) | Читают текст по учебнику. | Работа по учебнику. |
9.Запись текста. | 10 мин | Организует подготовку к записи текста: – Ребята, закройте учебники. Отложите их на край стола. Посмотрите внимательно на слайд. Здесь для вас есть вопросы по прочитанному тексту. 1. Что случилось с Колей? 2. Что делал Коля, когда болел? 3. Что увидел Коля? 4. Что было нарисовано на шарике? 5. О чем догадался Коля? 6. Почему Коле стало хорошо? 7. Какой вывод делает автор текста? Зная ответы на данные вопросы, вы сможете написать изложение. Приступайте.( сл 11) | Записывают изложение в тетрадь, отвечая на вопросы, предложенные на слайде. | Оказание индивидуальной помощи. Презентация слайд № 4 «Вопросы по тексту». |
10.Самопроверка работ. | 5 мин | Организует самопроверку работ: – А теперь, ребята, откройте учебники. Сравните тексты. Правильно ли вы всё написали? Ничего не забыли? | Проверяют выполненную работу. | Самопроверка. |
11.Рефлексия. подведение итогов урока-изложения. | 2 мин | 1.Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: –Чему мы научились сегодня на уроке? 2.Предлагает оценить свою деятельность на уроке: – Поднимите руки те, кто считает, что хорошо справился с работой, у кого всё получилось? – А теперь встаньте те, кто активен был сегодня на уроке? – Ребята, спасибо вам за урок! Вы все молодцы! | 1.Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока. Мы научились озаглавливать текст, составлять план, писать изложение. 2.Оценивают свою деятельность на уроке. Встают. | Подведение итогов, рефлексия. |