kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Наши помощники-словари"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена в помощь педагогам для знакомства учеников 2 класса с работой со словарями на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Наши помощники-словари"»













Тема урока: «Путешествие со словарями»















Автор: Казеева Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СО «Лицей №57 (Базовая школа РАН)»











Тольятти, 2023 г.





Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: «Словари-наши верные друзья».

Одним из главных показателей умственного развития младшего школьника является богатство его словарного запаса, умение связно, правильно, эмоционально выражать свои мысли. Богатый словарный запас ученика помогает ему свободно владеть языком, делает его речь красочнее, содержательнее. Чтобы помочь ученику научиться свободно владеть языком, считаю необходимым и актуальным в начальной школе на уроках русского языка, литературного чтения использовать лингвистические словари.

Наша начальная школа работает по учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебников по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий включили небольшие словари в «Справочные материалы». Мы с ребятами активно используем словари как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения, обращаемся к ним за помощью в трудных языковых ситуациях, поэтому в нашем классе есть уголок со словарями.

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса

Цель: закрепление знаний об изученных словарях, развитие умения пользоваться словарями, показать актуальность и значимость различных словарей,

Задачи:

-закрепить знания об изученных словарях,

-способствовать развитию учебной мотивации, развитию внимания, формирование познавательного интереса к теме урока,

-способствовать развитию самостоятельности, взаимного уважения друг к другу, любви к родному языку, слову.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: вовлечение учащихся в деятельность урока; осознание каждым ответственности за общее дело в классе; уметь сопереживать чувствам других участников.

Метапредметные УДД: Регулятивные УУД: уметь ставить цель и уметь достигать её; контролировать и оценивать свою деятельность и других учеников; работать по заданию учителя.

Коммуникативные УУД: полно, четко, ясно выражать свои мысли; уважительное отношение к мнению других , умение работать вместе и договариваться.

Познавательные УУД: уметь правильно задавать вопрос и выстраивать ответ по теме урока; определять самим тему урока; находить нужную информацию в словарях; сопоставлять, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Предметные УУД: работать с различными словарями, уметь ориентироваться в них и учебнике русского языка.

Форма проведения: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Ресурсы: учебник по русскому языку (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий); презентация, словари из читательского уголка класса, карточки-задания.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все ль на месте?

Все в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Вот теперь садись, дружок,

И начнем мы наш урок.

2. Сообщение темы урока. Проблемная ситуация.

Ребята, отгадайте загадку.

Бывает он орфографический,

Бывает и орфоэпический,

Бывает и толковый…

Но кто в него заглянет,

Тот умнее станет. (словарь)

-О чем мы сегодня будем говорить н уроке?

-Сформулируйте тему урока.

3.Проблемная ситуация.

Правильно. Ребята, 22 ноября мы будем отмечать День Словарей и энциклопедий. И я хотела пригласить на этот урок нашего друга-Буратино. Но он прислал мне ответное письмо.



«Здравствуйте, ребята! Я бы с радостью приехал к вам на праздник. Но в нашей кукольной школе произошла беда. Карабас –Барабас спрятал все словари, он не хочет, чтобы мы были грамотными, хочет, чтобы мы все- я, Мальвина, Пьер, Артемон и другие куклы вернулись в его театр и работали там, не покладая рук и лап. А мы хотим учиться. Карабас Барабас сказал, что вернет нам словари, если мы выполним все его задания. Помогите нам, пожалуйста».

-Ребята, Карабас Барабас спрятал все словари! А какие словари существуют? Вы знаете? (толковый, орфоэпический, орфографический, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов)

-Молодцы! Как же мы можем помочь Буратино? (отправиться в гости к Буратино и помочь героям сказки пройти все испытания)

-Тогда в путь! Давайте возьмем с собой наших помощников- СЛОВАРИ. Без них справится с испытаниями Карабаса Барабаса будет непросто. (звучит музыка, на экране появляется сказочный город и первая дверь, дверь открывается, на экране появляется Буратино)

4.Работа над темой урока.

1 задание. Перед ребятами на слайде сундук.

Чтобы освободить первый словарь, нужно открыть сундук. У нас есть 4 ключа (изображения ключей: скрипичный, дверной, отгадка, родник). Только один ключ подойдет к двери.

- Как мы можем проверить свои предположения? Сколько значений у слова ключ? В каком словаре мы могли бы посмотреть значение слова? ( В толковом.) А что еще в толковом словаре можно увидеть? (однозначное или многозначное слово)

-Давайте заглянем в наш толковый словарь и найдем лексическое значение слова КЛЮЧ.

-Каким же ключом мы можем открыть сундук? (дверным, сундук открылся, в нем слово – ЛЕКСИКОГРАФ )

-Ребята, что обозначает это слово? Как узнать? (смотрим в толковый словарь)

Лексикограф-человек, специалист, который составляет словари. Одним из составителей словарей является Владимир Иванович Даль. Всем известен его толковый словарь. День рождения у В.Даля 22 ноября. Именно в этот день мы и отмечаем День словарей и энциклопедий.

-Вот мы и справились с первым заданием. (Достаем из сундука ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ) И первый словарь возвращается Буратино.

2 задание.

У Буратино во втором сундуке карточки со словами.

Инструмент, торты, туфля, банты, звонить.

-Как их правильно прочитать, он не знает. Какой словарь нам может помочь? (орфоэпический, где указывается правильная постановка ударения, произношение слов)

-Давайте запишем эти слова в тетрадь и с помощью орфоэпического словаря учебника правильно поставим ударение и поможем Буратино верно прочитать слова. (ребята письменно выполняют это задание)

-Ура! Вот и орфоэпический словарь мы помогли вернуть в школу, где учатся Буратино и его друзья.

3 задание. Работа в парах.

В третьем сундуке у Буратино слова с пропущенными буквами.

К..ртофель, п..года, ..лф..вит, вет..р, д..рога, к..ньки.

У вас на партах лист с этими словами. Работая в парах, вставьте пропущенные буквы, помогите Буратино.

-Как мы можем проверить, правильно мы выполнили задание? (посмотреть в словаре)

-Какой словарь придет нам на помощь? (орфографический). Проверьте по орфографическому словарю, правильно ли вы выполнили задание?

-Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните пропущенные буквы.

Молодцы! А вот и орфографический словарь возвращается к Буратино.

4 задание.

В четвертом сундуке спрятались слова.

Лес, лесок, лесной, перелесок, леска.

-Ребята, помогите Буратино найти, какое слово лишнее? (леска)

-Почему? (все однокоренные, а это нет)

-Как вы догадались? (разное по значению)

-Какой словарь поможет нам проверить наши предположения? (словарь однокоренных слов)

-Давайте проверим по нашему словарю, не ошиблись ли мы?

(Работа со словарем)

- Запишите однокоренные слова, без лишнего слова, выделите корень.

-Посмотрите, как Буратино радуется, словарь однокоренных слов вернулся в школу!

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик все же не нашел!

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

6. Работа над темой урока.

А Буратино дошел до следующего сундука. А там пары слов. Их нужно распределить на пары антонимов, пары синонимов.

-Что такое антонимы? (слова,противоположные по смыслу)

-Какие слова называют синонимами? ( Слова, схожие по значению)

-Какие словари помогут нам выполнить это задание? (словари синонимов и антонимов)

-Распределите пары. 1 вариант-запишет пары антонимов, 2 вариант-пары синонимов.

быстро-скоро

горячий-хололный

лето-зима

свет-тьма

дорога-путь

Родина-чужбина

красивый-прекрасный

бежать-мчаться

Работа со словарями.

Проверка по эталону.

-Молодцы! И с эти заданием мы с вами справились! Словари синонимов и антонимов Карабас Барабас тоже вернул Буратино.

7. Применение знаний и умений, полученных на уроке. Самостоятельная работа по карточкам.

1.

Какое из этих слов имеет значение «Движущаяся лестница»? (подчеркни)

экскаватор или эскалатор

2.

Поставьте правильно ударение в словах.

повторить, туфля, поняла, простыни, цыган

3.

Соедините стрелками синонимы

глубокий радость

плакать мелкий

грусть влажный

мокрый- рыдать

4.

Вставьте пропущенные буквы

М…рковь, б…реза, алф..вит, а…уратный, в..рона, к..рандаш

5.

Зачеркни лишнее слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня



8.Рефлексия.

Ребята! Вы-молодцы! Благодаря вашей слаженной работе в школу, где учится Буратино, вернулись все словари! А Буратино предлагает вам оценить вашу работу на уроке. Перед вами Поле чудес, на котором Буратино закапывал свои золотые монетки. А вот и ямка. Давайте положим в нее наши разноцветные монетки-кружочки.

Зеленые-все получилось, тему урока понял, работал активно, было интересно,

желтые кружочки-не совсем понял тему, не все получилось, испытывал затруднения,

красные кружочки-не понял тему, испытывал трудности в работе со словарями, был неактивен.

9. Подведение итогов урока.

-Ребята, а почему Буратино так переживал, что Карабас Барабас спрятал все словари?

-Для чего нам нужны словари? (чтобы правильно произносить слова, правильно писать, узнавать значение непонятных слов и т.п.)

-Да, поэтому (читаем хором тему нашего урока- Словари-наши верные друзья. Теперь Буратино обязательно придет к нам в гости 22 ноября в День словарей и энциклопедий. Спасибо за работу!

10. Домашнее задание.

Выписать из орфографического словарика учебника 10 словарных слов, подчеркнуть «опасные» места.



Заключение. Урок русского языка по теме «Словари-наши верные друзья» проведен успешно. Все этапы урока были соблюдены в соответствии с ФГОС НОО. Цели и задачи достигнуты. Их выполнение требовало от ребят работы с разными видами словарей. Для более эмоционального восприятия была выбрана игровая форма урока, ребята помогали сказочному персонажу Буратино возвращать словари, которые спрятал Карабас Барабас. Рефлексия показала высокое усвоение материала ребятами.

Список литературы.

1. Дьячкова Л.В. Русский язык. 1-4 классы. Орфографический словарик./Л.В. Дьячкова.– М.: Изд-во Экзамен, 2021.- 80 с.

2. Стронская И.М. Толковый словарик русского языка для младших школьников./И.М. Стронская. –СПб.: Изд-во Литера, 2013.-64 с.

3. Тарасова Л.Е. Русский язык. 1-4 классы. Словарик разнокорневых антонимов./Л.Е. Тарасова. – М.: Изд-во Экзамен, 2018.- 32 с.

4. Тарасова Л.Е. Русский язык. 1-4 классы. Словарик синонимов./Л.Е. Тарасова – М.: Изд-во Экзамен, 2019.- 48 с.

5. Ткач Т.Г. Орфоэпический словарик русского языка. Произношу правильно./Т.Г. Ткач. – М.: Изд-во Дрофа, 2010.-1

6.Инернет-источники

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/11/14/ispolzovanie-slovarey-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy

http://www.teacher-rt.ru/index.php/biblioteka/nachalnaya-shkola/1954-urok_russkogo_jazyka_orfograficheskij_slovar2_klass

Конспект урока по русскому во 2 классе "Словари-наши верные друзья"  проведен в игровой форме. Ребята помогают сказочному персонажу Буратино вернуть все словари, спрятанные Карабасом Барабасом.  Ребята на уроке активно пользуются словарями при выполнении разных заданий, что помогает им понять важность использования словарей, полюбить родной язык, быть внимательным к русскому языку, слову.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Наши помощники-словари"

Автор: Татьяна Николаевна Казеева

Дата: 18.05.2025

Номер свидетельства: 670032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства