Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе.Изложение.»
Конспект урока русского языка в 4 классе составила Меньших Т.В.
Изложение ''Олененок ''
Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.
Формируемые УУД:
Предметные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные: развитие смыслового чтения; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит стихотворение .
Привет вам, привет вам, — Оленья семья! Как будто в снежинках Ребенок-олень, Пятнистая спинка И солнечный день. Олени водичку Прозрачную пьют, А птички-синички Им песни поют. Однажды случайно Ты в светлом лесу Оленей встречаешь Пугливых красу.
Постановка темы урока.
-Догадались,о ком сегодня будем говорить?
-Что знаете об этом животном?
-Сегодня мы напишем изложение о нем.
3. Знакомство с текстом.
Олененок.
Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно.
Он сел на старый пень.
И вдруг около куста охотник увидел крошечного олененка с желтым пушком. Он стоял на тоненьких ножках. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами гибкую веточку.
Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери олененка. Она настороженно стояла у кустах. Он опустил одноствольное ружье и тихо свистнул. Животное скрылось с быстротой молнии. У старика вырвался радостный вздох.
4.Подготовка к написанию изложения.
А)Вопросы по содержанию
-Где бродил охотник?
-Кого он неожиданно встретил?
-Найдите описание олененка.
-Что сначала хотел сделать охотник?
-Почему не выстрелил?
-Прочитайте концовку. Почему вздох был радостный?
Б) Составление плана.
1.Охотник в лесу.
2.Олененок.
3.Животное скрылось.
В) Словарная работа.
- Значение каких слов непонятно?
-Объясним значение слов: знойный, нещадно, одноствольное(подобрать синонимы).
Г)Орфографическая работа: поиск слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми согласными.
Д)Пересказ от лица охотника.
5.Написание изложения от лица охотника.
6.Самопроверка.
7.Рефлексия.
4.Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.
О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)
Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)
К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)
Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)
Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.)
Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)
Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)
Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)
Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.
Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
5.Деление текста на части и составление плана.
Поделен ли данный текст на части? (Нет.)
На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)
Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.
Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)
О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)
/Учитель фиксирует ответы детей на доске./
О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)
Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)
Определите тему. (Дупла-ночлежки.)
Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)
А кто в них проводит день? (Сыч.)
Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)
Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)
Определите его тему. (Дупла-кладовые.)
Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)
Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)
Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.)
Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.)
О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.)
Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный.
Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть — доказательство.)
/На доске появился план изложения./
План:
1. Вступление.
2. Основная часть:
1) дупла-ночлежки;
2) дупла-кладовые;
3) дупла-спальни.
3.Заключение.
Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)