Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе.Сочинение по картине И.И.Шишкина.»
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема: Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Цели:
1) Познакомить с творчеством художника И.И. Шишкина; совершенствовать навыки описания картины; формировать умения строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения.
2) Развивать способности точного употребления слов устной и письменной речи.
3) Способствовать воспитанию эстетического восприятия искусства, чувства любви к родной природе.
'4) Развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока:
1.Орг. момент. Мотивация.
-Язык - одежда мыслей. Так высказался один великий человек. Как понимаете смыл этой фразы?
-Сегодня мы будем с помощью языка высказываться об увиденном. Рассмотрим картину великого художника и опишем ее.
2. Рассказ о жизни и творчестве И.И.Шишкина.
- Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) всю жизнь изучал русский преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Характерны и названия его картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем», «Утро в сосновом лесу» и другие, (Можно показать картины с помощью компьютера.)
Художник приобрёл славу первого русского пейзажиста русских лесов, недаром современники называли его «Царём леса»
И.И. Шишкин родился в Елабуге 13 января 1832 года,учился в Казанской гимназии. Но почувствовав интерес к живописи, поступает в Московское училище живописи и ваяния.
Всю жизнь посвятил себя любимому делу - живописи, умер 8 (20) марта 1898 года у мольберта, работая над картиной «Лесное царство».
-Сегодня мы на уроке будем готоворить об одной из наиболее известных картин художника «Утро в сосновом лесу», созданной в 1889 году. (Показать картину.)
- И.И Шишкин очень любил путешествовать по Волге. А лето 1888 года художник провёл в городе, где ему нравился сырой, болотистый и нетронутый лес.Часами художник мог любоваться лесом, созерцая его величественную и торжественную красоту. Сама природа была непосредственным его учителем и вдохновителем.Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, выдающимся художником Константином Аполлоновичем Савицким , который нарисовал в картине семью медведей по эскизу Шишкина, так как сам Шишкин всегда писал лес и только лес. Фигуры животных, птиц и других живых существ ему не удавались.
3.Подготовительная работа.
-Что вы видите на этой картине?
-Что вы знаете о сосне?
-Сосновый лес можно назвать другим словом - бор.
-Какое время года изображено на картине? Докажите.
- Какое время дня описывает художник? Докажите.
-Давайте внимательно посмотрим на сосны и опишем их. Какими их изобразил художник?
- Только ли огромные, величавые сосны растут в сосновом
бору?
-А что мы видим на переднем плане картины? (Сломанную, очевидно, бурей огромную старую сосну; видим могучие, корни этой сосны, вырванные из земли.)
-Сломанный ствол старого дерева привлёк семейство бурых медведей.
-Что вы знаете о бурых медведях, где они обитают? Чем питаются?
-Какие медведи в сказках? (Сильные, страшные, огромные, злые.)
-Каких мы видим медвежат на картине? (Забавные, трогательные, любознательные, активные.)
- Медвежата забавные, немного неуклюжие, любопытные, залезли на ствол сломанного дерева, они коричневые, пушистые, солнечные лучи блекло освещают их шубки.
-Давайте расскажем о каждом медвежонке.(Два медвежонка залезли на ствол поваленной бурей, старой сосны. Один мишутка- любитель поесть, он отыскивает в коре личинку, второй медвежонок внимательно следит своими блестящими карими глазками за движениями братишки. Третий медвежонок, видимо, очень любознательный: он не полез на сломанную сосну, он встал на задние лапы, замер на месте и жадно вглядывается вдаль. Склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося или (просыпающегося) леса, которые доносятся из утреннего голубого тумана,)
- А что же медведица? Спокойна ли она или тревожится за своих малышей?
-Медведица - строгая мать, она находится около своих медвежат, любовно сторожит своих непосед: мало ли что может случиться в бору. Она скалит белые острые зубы, грозно рычит, как только шалуны её чересчур разойдутся.
-Почему картина названа не «Мишки в сосновом лесу», а «Утро в сосновом лесу»?
-На картине большое внимание художник уделяет изображению утра в лесу, показывает состояние природы в утренние часы, а медведи лишь удачно дополняют картину раннего летнего утра в сосновом лесу.
- Какие чувства передаёт эта картина? (Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы; торжественной тишины и спокойствия, чувство радости.)
-Какие краски использовались художником в картине? (Неяркие, можно сказать, тёмные, блеклые, преобладают все оттенки зелёного, коричнево цвета).
- Но несмотря на такой подбор красок, мы уже сказали, что эта картина передаёт чувство красоты, радости, торжества. Почему так происходит?
а) Когда смотришь на эту картину, чувствуешь перед собой настоящий сосновый лес, с вековыми соснами, чувствуешь его чарующую прелесть и нельзя оторвать глаз;
б) От картины веет спокойствием и торжественной тишиной;
в) Когда смотришь на эту картину, сразу представляешь Русь, великую, с её богатейшими лесами и утренней зарёй, и становится на душе легко и радостно.
-Какова же основная мысль картины «Утро в сосновом лесу»? (Красота родной природы, торжество жизни, любовь к Родине.)
4. Составление плана.
1) Вступление. Наступление летнего утра.
2) Основная часть- лесная глушь- описание деревьев;
3) Мохнатая семейка.
4) Моё отношение к картине.
А сейчас обратимся к карточкам-информаторам, которые помогут вам написать сочинение по данной картине (раздать каждому ученику).
-Давайте попробуем выбрать вступление к вашему сочинению.
1. Передо мной картина художника Ивана Шишкина.
2.Раннее летнее утро. Свежо в сосновом лесу.
3. Наступило утро в сосновом бору.
4.Утром медвежата выбежали на поляну.
5. На картине Шишкина я вижу…
-Давайте выберем концовку.
1-й вариант заключения:
Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» мне очень понравилась. Когда смотришь на неё, сразу чувствуешь величие нашей страны, с её богатейшими лесами и утренней зарёй, и становится на душе легко и
радостно.
2-й вариант заключения:
Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» мне очень понравилась. Понравилась своим занимательным сюжетом, понравились забавные фигуры медвежат, понравилась тем, что автор картины вводит зрителя вглубь леса и ты чувствуешь его свежесть и прохладу, тишину и покой, его величие и красоту. Всё это вызывает у меня гордость за свою страну.
Только у нас в России есть такие величественные, прекрасные леса.
Пример сочинения.
Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу»
Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет. Солнце не освещает чащу, а лишь золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща густая и непроходимая. Некоторые сосны лежат на земле, поваленные грозой.
Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неугомонных, шаловливых медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих, ей очень не нравятся их игры. Она и рычит.
В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось, что и сосны , и медвежата как живые . Очень захотелось побывать в этой чаще и подышать свежим лесным воздухом.
5. Самостоятельная работа детей. Написание сочинения.