kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "русская азбука,алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с историей русской азбуки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "русская азбука,алфавит"»



Конспект урока по русскому языку в 1 классе


«Русский алфавит, или Азбука»



Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.


Планируемые результаты:


Предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.


УУД

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.



Ход урока:


1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».


2.Чистописание



  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.


В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву... (А)


  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.



3.Самоопределение к деятельности.

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

  • 1). -На доске написаны буквы.

-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

-Назовите согласные. (Л Ф Т В)

- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.(Ф В Т)

- Что можете сказать про букву Л?

-Назовите гласные (А И).

-Что можно сказать о букве И(Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

-Что можно сказать о букве А(Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

  • 2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .

- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ


4. Работа по теме урока.


1).Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).



Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

(Алфавит)


  • 2).Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).


- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. 

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).


-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. 

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА


3).Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. 


4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)



6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3

1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф


-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО


История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

3).В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

-Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

-Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

-Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.


5.Списывание предложения с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.


6.Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.



Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)



Дети садятся на свои места.



7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.




9.Отгадайте загадку.


Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).


  • 1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • -С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.


  • 2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует Алфавит. 

10. Самостоятельная работа.

- Записать в алфавитном порядке фамилии наших учеников: Кравченко, Ким, Каменева.

- Какое правило нужно помнить при записи фамилий, начинающихся с одной и той же буквы?

Проверка с доски: Каменева, Ким, Кравченко.


  • 3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. 

11. Практическое пользование алфавитом.


- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

  • (Напомнить написание имён собственных).


Проверка с доски

12. Физкультминутка.

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я


13. Работа по учебнику

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. (учитель)

-А теперь отгадайте мои слова:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита



3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

8-я-стоит между буквами Ч и Щ (КАРАНДАШ)

14 Рефлексия


  • Что такое алфавит?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Кто уже запомнил алфавит?

  • Кто правильно называет буквы?

  • Кому ещё нужно немного потренироваться?

  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Дополнительно

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "русская азбука,алфавит"

Автор: Сорокина Марина Александровна

Дата: 24.02.2024

Номер свидетельства: 646269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства