Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с этнокультурным компонентом по теме:" Повторение.Части речи" ( 3 класс)»
Урок русского языка в 3 классе с этнокультурным компонентом по теме: «Повторение. Части речи.»
Тип урока: Повторение и закрепление изученного.
Цель урока: Воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей через использование этнокультурного материала на уроке русского языка.
Задачи:
совершенствовать умение распознавать части речи через этнокультурный материал;
развивать умения писать самостоятельные части речи с изученными орфограммами;
совершенствовать орфографическую зоркость;
развивать умения находить нужную информацию в словарях, справочниках.
воспитывать любовь и уважение к родному краю, к людям, населяющим этот край; воспитывать патриотические чувства.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
На доске – символика России, карта ХМАО-Югры.
Ход урока
- Мы живём в большой стране – России. Ха́нты-Манси́йский автоно́мный о́круг — Югра́ — субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Словом Югра в средние века называли народы и территории за Северным Уралом, и это историческое слово было введено в наименование Автономного округа в 2003 году. Югра (Югорский край) — наименование территорий на Северном Урале и побережье Северного Ледовитого океана от пролива Югорский Шар до устья реки Таз, на которых жили угорские хантыйские и частично мансийские племена. Использовалось в русских источниках XII—XVII веков. Югорский край состоит из множества городов и селений. Здесь и находится посёлок
Угут – ваша малая родина – место, где вы родились и растёте. Мы живём на Югорской земле и знакомимся с её историей, культурой, традициями. А минутку чистописания нам сегодня помогут провести города нашего края.
-Пропишем первые буквы названий городов, соединяя их росчерками. (Образец на доске)
- Для чего мы изучаем города? (Ответы детей)
- Правильно, чтобы лучше узнать родной край, чтобы вырасти патриотами.
2. Близ-турнир на знание истории и культуры ХМАО-Югры.
- Сейчас я задам несколько вопросов о нашем крае и людях, населяющих его. Ответы на вопросы вы должны записать в столбик.
Учитель читает вопросы, ответы записывает на доске.
1) Главный товар, вывозимый из Югры? ( Нефть.)
2) Старейший город округа? (город Сургут.)
3)Югры (Угры), остяки - два названия одного и того же народа. Какого? ( Ханты)
Для хантыйских племён основным средством существования являлось рыболовство. Из чего же они изготавливали сети и невод? ( Крапивное волокно)
У ханты не было возможности выращивать хлеб, из-за сурового климата. Да и не были они знакомы с земледелием. Но всё же научились изготавливать хлеб. Из чего ханты готовили муку для выпечки хлеба?( Из мелкой сушёной рыбы)
Ханты вели полуоседлый образ жизни. Как же называлось основное жилище ханты? ( Чум)
Ханты не только рыбачили, но и были прекрасными охотниками. Какие приспособления использовали ханты на охоте, и кто был их самым лучшим помощником? (Лук со стрелами, рогатина, капканы животных. Обереги и фигурки тотема способствовали удачной охоте. Самым лучшим и незаменимым помощником в охоте была собака.)
Посмотрите на слова на доске. Определите какой частью речи является каждое слово. Подчеркните изученные орфограммы.
Проверка с проговариванием.
3. «Словарно – орфографическая работа»
- А что значит слово «патриот»? (Ответы детей)
Давайте проверим ваши предположения.
- Сейчас мы будем исследовать слово «патриот». Какие источники информации можем использовать?
(Толковый словарь объяснит значение слов, орфографический словарь покажет правильное написание, словообразовательный словарь покажет, какие слова можно образовать от этого слова, этимологический объяснит, из какого языка пришло в наш язык это слово)
Раздаются словари.
- Из Толкового словаря мы узнали, что слово патриот означает «человек, проникнутый патриотизмом»
- Из орфографического словаря мы узнали, как пишется слово, в нём безударные гласные «а» и «и»
Записываем в тетрадях слово.
- Из словообразовательного словаря мы узнали, что от слова образуются слова: патриотка, патриотический, патриотизм (Записываем на доске и в тетрадях)
- Из этимологического словаря мы узнали, что это слово пришло к нам из греческого языка и первоначально обозначало «земляк», «соотечественник»
4. «Без углов изба не строится, без пословицы речь не молвится». Предупредительный диктант.
- Мы живём в крае, который славится своими песнями, сказками, былинами, пословицами, своей самобытной культурой. «Без углов изба не строится, без пословицы речь не молвится»,- гласит пословица. У каждого народа свои пословицы. Есть пословицы и у народа ханты и манси. Сейчас каждый вариант получит по 3 пословицы, прочтите их, попытайтесь запомнить:
1.Не водою рыбак кормится - а сетями. 2. Дал слово – держи его. 3. Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут. 4. Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут. 5. За смелым бежит удача. 6.Нож и топор держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова. 7. Как крикнешь, так и эхо отзовется. 8. От хорошего хозяина собака не убежит.
9. Единство братьев крепче каменного утёса.
Дети читают пословицы. Пишут по памяти.
Проверка пословиц. Орфографический разбор.
- Прочитайте пословицы ещё раз. Подумайте, какую черту характера отражает каждая из них?
На доске – словарь «Черты характера»
Сообразительность Трудолюбие
Заботливость Ответственность
Смелость Решительность
Милосердие Единство, братство
Ответы детей.
- В каких исторических событиях проявились смелость, самоотверженность югорчан?
( Великая Отечественная война 1941-1945)
- Мы гордимся славным героическим прошлым нашей земли. 9 мая вспомним тех, кто в борьбе за мир и счастье отдал свою жизнь на полях сражений и поклонимся ветеранам, отстоявшим свободу нашей Родины.
Не гремели бои в 1940-е годы на просторах Сибири. Но дыхание войны ощущалось повсюду. Вся страна, от детей до стариков, встала на борьбу с фашизмом. С первых месяцев войны все людские, природные и производственные ресурсы страны начали работать на оборону.
Только за первые два года войны более 3000 комсомольцев, а всего 17000 мужчин и 170 женщин ушли на защиту Отечества. Вместе с русскими пошли на фронт более пятисот представителей коренных народов Севера — ханты, манси и ненцев. Благодаря природной закалке северян, их приспособленности к тяжёлым условиям жизни в тайге, умению обращаться с оружием (традиционным промыслом на севере всегда являлась охота), они быстро адаптировались в боевых условиях и воевали на северных фронтах, а также под Москвой, Сталинградом и в других местах ключевых сражений, решавших исход войны. Более 9000 воинов были награждены орденами и медалями, среди них около четырёхсот представителей коренных народов Севера(1)
- Патриотизм – не лозунг и не фраза,
А ежедневные полезные дела
По зову сердца, а не по приказу…
- Это наша славная история. А что значит для вас быть патриотом сегодня? Продолжите предложения, пользуясь глаголами на доске. Расскажите о правописании глаголов с –тся, ться.
Быть патриотом – значит уважать…. (свой народ, свою землю, старших.)
Быть патриотом – значит узнавать….. (историю, традиции, культуру.)
Быть патриотом – значит интересоваться …. (событиями, которые происходят в нашей стране.)
Быть патриотом – значит участвовать…. (в охране природы, благоустройстве родного края.)
Рефлексия
В заключение нашего урока давайте вставим недостающие слова в следующие предложения.
В течение урока….
Я испытывал затруднения, когда __________.
Я обращусь за помощью к _____________.
Я работал с ________ настроением.
Я ____ доволен своей работой.
- Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук друга. Чем теснее будет наш круг, тем крепче и могущественнее будет наша великая Россия.
Дети встают в круг, берутся за руки.
- Благодарю вас за урок.
Список использованной литературы: Даньщикова М. А., Стерхов А. А. Ханты-Мансийский автономный округ в Великой Отечественной войне // Юный ученый. — 2016. — №4. — С. 21-22.