kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Почётный труд шахтёров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изученния нового материала, в форме конференции.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почётный труд шахтёров"»



КЛАСС: 2 класс

МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: четвёртый урок в Макросфере 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»». Микросфера «Трудом славен человек»

ТЕМА УРОКА: « Почетный труд шахтеров».

Цель: расширить представление школьников о профессии шахтёра, важности и значимости его труда, приобщать учащихся к историческому и духовному наследию прошлых поколений.

Задачи:

1. Формирование представления обучающихся о труде шахтёров Донбасса, углубление знаний о том, что люди должны делать и знать, чтобы научится этой профессии.

2. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, кругозора, мышления.

3. Воспитание уважения к труду, патриотические чувства, национальное сознание, достоинство, стремления вырасти полезными своей республике.

Ожидаемые результаты: расширение представлений о профессии шахтёра; воспитание трудолюбия, чувства гражданственности и патриотизма; развитие творчества.

Подготовительная работа:  учитель определяет круг вопросов, которые необходимо обсудить на уроке. Намечает последовательность их рассмотрения, в соответствии с задачами данного урока и содержанием изученного материала по теме. После определения содержания урока происходит распределение ролей: в соответствии с желаниями учащихся формируются группы . Каждая группа готовит материал , подбирает фотографии, рисунки; дети разучивают стихотворения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Форма учебной работы:  ролевая игра (конференция)

Описание материала: конспект урока для обучающихся 2 класса способствует развитию познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, воображения. Задания носят творческий характер, а занятие построено в форме конференции, в ходе которой ребята познают профессию шахтёра.



Ход урока

I.Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Создание эмоционального фона — прослушивание песни «В светлом небе донецком…»

II. Мотивация учебной деятельности.

- О чем идет речь в песне, которую вы прослушали?

- А что для нас значит Родина? (Ответы детей)

- Скажите, как называется наш край, наша Родина.

Ученица. Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Алексей Шемшурин

 III. Сообщение темы и цели урока.

- Главное богатство Родины – это люди, которые окружают нас в повседневной жизни, которые трудятся на её благо.

- Ребята! Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить и расширить свои знания о профессии шахтёра, узнать о важности и значимости его труда, пополнить знания о прошлом и настоящем в труде этой нелёгкой профессии. На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты – экологи, историки, географы, экскурсоводы, литературоведы, шахтёры.



IV. Изучение новой темы

- Кто знает, что обозначает слово Донбасс? Слово Донбасс обозначает Донецкий угольный бассейн. (Слайд 2).Посмотрите на карту, покажите наш город Донецк. Здесь глубоко под землей много угля.

- А где добывают уголь? Кто добывает уголь? Как называется профессия? На все эти вопросы мы сегодня постараемся ответить. Слово предоставляем группе географов.

Выступление географов.

- Посмотрите, что это за камень? (Слайд 3). Правильно, ребята, это уголь.

- Это полезное ископаемое представляет собой остатки растений, погибших миллионы лет назад, процесс гниения которых был прекращен из-за опускания остатков растений под землю, и, как следствие, отсутствия кислорода. В результате отсутствия доступа воздуха полученный растениями углерод не был отдан обратно в атмосферу. И под воздействием определенных грибков и бактерий растительные остатки превращались в торф, а затем в бурый уголь, каменный, антрацит . Уголь добывают в шахте.

Слово предоставляем группе экологов.

Выступление экологов.

Уголь - топливо будущего. Таково мнение мирового энергетического сообщества. Уголь, наряду с нефтью и газом, является не возобновляемым углеводородным природным энергетическим ресурсом. В последние годы продолжаются катастрофически падать объемы добычи угля. Технические показатели угольной промышленности довольно сложные. Поэтому добыча полезного ископаемого в современных условиях должна быть построена на рациональном использовании каменного угля.

Слово предоставляем группе историков.

Выступление историков.

- Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», – сказал Пётр I. В 1721 году по приказу царя известный рудознавец Г.Г. Капустин обнаружил залежи очень полезного и дорогого камня на Донбассе. С этого времени начинается промышленное развитие региона. Начинают строить шахты.

Учитель.

- А вы знаете, как работают шахтеры? Кто из вас был в шахте?

- Сейчас мы совершим виртуальное путешествие в шахту. В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску.(Слайд4) Идём в ламповую, берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем  аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно. Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой.

- Садимся в клеть и спускаемся на глубину до 1 км. Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля. В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов. Основные инструменты шахтёра в прошлом – это кирка и молот. (Слайд5)

Словарная работа.

КИ́РКА – металлический заострённый стержень, ударяя по которому молотком откалывали твёрдые породы угля.

КЛЕТЬ— транспортная кабина, предназначенная для подъёма по шахтному стволу спуска или подъёма людей.

Выступление шахтеров .

- Первые шахтеры брали с собой на работу клетку с канарейкой. Если птичка надолго умолкала – это был сигнал к немедленной эвакуации. Оказывается, канарейки очень чувствительны к содержанию метана в воздухе. Сейчас основной инструмент шахтёра - это отбойный молоток. А состоянием воздуха в шахте следят специальные приборы – газоанализаторы.

Учитель.

- И вот мы спустились в шахту. (Слайд 6) .Так спускались в шахту при царе Петре I. (Слайд 7). Так происходит спуск в шахту в настоящее время. Из клети - выходим в штрек, который похож на туннель в метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.

В вагонетках по рельсам везут уголь. (Слайд 8).Коренной штрек в шахте – это как бы главная улица, от которого отходят под прямым углом бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны «вынуть» весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольный комбайн, который рубит уголь. Ленточный конвейер переправит его в нужное место. Посмотрите, как работали шахтёры в прошлом веке. (Слайд 9)

Выступление шахтеров

-Раньше уголь добывали почти вручную, только при помощи кирки и лопаты. С середины XIX века на шахтах для откатки угля стали использовать лошадей. Грузили уголь на подводы, в которые были запряжены лошади. Эти лошади, спустившись в шахту, на поверхность уже не поднимались, если только заболевали, а иногда даже они умирали в шахте. Одна лошадь могла тянуть 8 вагонеток весом 1,5 тонны каждая..

- Затем стали использовать отбойные молотки, и грузили уже уголь на вагонетки.

- Сейчас же уголь добывают при помощи техники, с использованием специального угольного комбайна.

- А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра. Работать приходится лёжа…

Выступление литературоведов

Что ты знаешь о солнце,

Если в шахте ты не был,

Если видишься с солнцем с утра…

Только тот ценит солнце и высокое небо,

Кто поднялся с зарёй на-гора…



Физминутка

Учитель читает слова и показывает движения, а дети повторяют.

Трактор водит ......(тракторист),

Электричку - .........(машинист),

Стены выкрасил -........(маляр),

Доску выстрогал - ......(столяр),

В доме свет провёл - ....(монтёр),

В шахте трудится - .......(шахтёр),

В жаркой кузнице - ......(кузнец).

Кто всё знает – молодец!

- Профессия шахтёра относится к числу самых опасных. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры. Стоит только представить, как нелёгок труд работников. (Слайд 10).

- Давайте подберём слова, которые подходят к профессии шахтер. Какая профессия у шахтеров? ( Дети поочередно составляют «ассоциативный куст» к словосочетанию «профессия шахтёра») Профессия шахтера – трудная, грязная, пыльная, опасная, тяжелая, шумная, нелегкая. Шумная. - Почему? Тяжелая, нелёгкая, трудная. Слова похожи. Почему? ( В шахте темно, жарко, маленькая высота, уголь тяжело рубить, грузить.) Опасная. Почему? (В шахте бывают обвалы, пожары, травмы и смерть). Работа шахтера – полезная и нужная людям. Труд шахтёров очень труден и опасен. Немало их погибло, добывая уголь.

Выступление экскурсоводов.

Героический труд шахтёров чтят во всех городах Донбасса. (Слайд 11).

-В Макеевке всегда многолюдно возле памятника «Мемориал подвигу шахтёров Макеевки». В Донецке на площади Шахтёрская установлен памятник шахтёрам, прославляющий их героический труд. Памятник «Слава Шахтёрскому труду» является «визитной карточкой» города.

- Памяти тех, кто не вернулся из шахты и подвига тех, кто сейчас ежедневно спускается в забой стоят памятники в Донецке, Макеевке и в других городах нашей республики. (Слайд 12).

Учитель.

-Ребята, а у кого папа – шахтер? (ответы детей) Традиционными являются шахтерские трудовые династии. (Слайды 13,14).

- Шахтёр – сложная и опасная профессия. (Слайд 15). Она требует выносливости и психологической готовности к труду в тяжёлых условиях. У такого специалиста должны быть хорошая физическая подготовка и крепкое здоровье. Поскольку в шахтах возможно возникновение непредвиденных случаев, то их работникам не обойтись без умения грамотно действовать в экстремальной ситуации и быстро принимать решения. Представителю этой профессии понадобится способность концентрироваться на своём деле, обладать координированными движениями. Он должен быть терпеливым, для того чтобы осуществлять монотонную, рутинную работу. Также шахтёру следует быть ответственным, дисциплинированным, отважным .

Выступление литературоведов

- Ребята, вы учили стихотворения о шахтёрах. Кто хочет рассказать стихотворение наизусть?

Мой город трудовых рекордов,
Когда же растворится мгла,
Чтоб снова мог шагать я гордо,
Где трасса жизни пролегла?

В Донбассе жить и не изведать
Шахтёрский труд никак нельзя.
Иду заснеженным рассветом –
Я не один, со мной друзья.

И кажется: среди каштанов,
В снегу застывших, как слюда,
Весёлый Алексей Стаханов
Спешит на шахту, как всегда.

И день светлеет постепенно,
И быстро отступает мгла,
И мы торопимся на смену,
Где трасса жизни пролегла.

Горняцкие лампы не гаснут,

Свой путь пробивая во мгле.

Шахтеры живут под землёю,

Чтоб было светло на земле.

И уголь течет из- за боя

Тяжелою чёрной рекой ,-

Такие сердца у шахтеров,

Шахтёрский характер такой.



- Профессия шахтера входит в перечень самых тяжелых и самых опасных. Именно поэтому труд горняка так уважаем во всем мире. День шахтёра ежегодно отмечается в последнее воскресенье августа. Связано это с тем, что в ночь с 30 на 31 августа 1935 года шахтёр А. Г. Стаханов установил рекорд, послуживший началом стахановского движения. (Слайд16).

Это подвиг — быть шахтером,

Ты не нюня, не слабак,

Не хиляк у монитора,

Не ботан и не простак.

Быть шахтером очень страшно,

Это не в песок играть,

И почетно, и опасно

Уголь в недрах добывать. (Слайд 17).

V. Рефлексия урока

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за предоставленную информацию Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

- Закончите предложения: «Я ...доволен своей работой»,

«Мне было трудно…».

 -Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу, и станете мастерами своего дела, чтобы быть полезным своей маленькой Родине. Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, шахтёром, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята,

Приучайтесь труд любить!

VI Релаксация

- А сейчас закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.







Список литературы:

1.Аванесян , Л.Воспитание гражданина начинается в семье / Л.Аванесян // Начальная школа.- 2010.- №11. – с.9-11.

2. Алексей Стаханов: Человек-символ, Человек-легенда, Человек-загадка: художеств.-докум. очерк. - Донецк: Регион, 2005. - 198 с.

3.Мозговой, В. Там, где было Дикое поле...: Очерки истории Донецкого края. - Донецк: Кардинал, 2001. - 366 с.

4.Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Калафат О.В. / Под общ. ред. Л.П. Поляковой, А.И.Чернышева .- Донецк : Истоки, 2016. – 108 с.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока "Почётный труд шахтёров"

Автор: Пронь Виктория Викторовна

Дата: 06.08.2018

Номер свидетельства: 475596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства