kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, поговорки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературное чтение 2 класс. УМК "21 век"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, поговорки»»

Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, поговорки»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для отработки понятия устное народное творчество, повторения жанров загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, считалки, потешки, сказки, былины; ознакомления с фольклором народов мира; способствовать формированию навыка работы над выразительностью чтения, развитию устной речи, обогащению словарного запаса, формированию грамотной устной речи, мышления, умений внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текс, слушать, давать оценку действиям и поступкам героев; содействовать воспитанию бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств

Планируемые результаты

Предметные: различают малые фольклорные жанры ( песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки)

Метапредметные:

Познавательные: овладевают техникой выразительного чтения диалога , приёмами понимания прочитанного и прослушанного; сравнивают различные жанры фольклора;

Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют своё действие;

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия

Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); высказывают своё мнение

Образовательные ресурсы: карточки









Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1. Проверка домашнего задания

- Какую былину мы прочитали на прошлом уроке?

- Какие три направления были написаны на камне?

- Какие дороги выбрал богатырь? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Ориентируются в своей системе знаний

2. Актуализация знаний

Читают стихотворение « Волшебный цветок».


Зимний лес стоит печальный,

Он под снегом прячет тайны.

Подо льдом река молчит,

Птичья песня не звучит.


На дворе трещит мороз.

Люди в шубы прячут нос.

Ветер, вьюга, холодок,

А у нас… расцвёл цветок!


Не простой цветок – волшебный.


- Что написано в центре цветка?

- Что означают эти буквы?

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Литературное произведение пишется, устное народное – сказывается.

- Объясните, что значит устное творчество.

Произведения устного народного творчество ( фольклор) есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Разделимся на три команды по рядам.

В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме « Устное народное творчество»

Внимательно слушают.















- У. Н. Т.

- Устное народное творчество.

Отвечают на вопросы

Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

3. Знакомство с новой темой

- Что относится к устному народному творчеству?





- С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке?

- Вы знаете, почему их так называют?

- Что вы должны узнать сегодня на уроке?







- Повторим правила работы в группе.















- После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество.

Задание 1. Определите жанр устного народного творчества.

- Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. ( Прибаутки.)

- Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. ( Считалки.)

- Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. ( Скороговорка.)

- Образное выражение, содержащее отношение к чему – либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода. (Поговорка.)

- Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. ( Частушка.)

Задание 2. Прибаутки.

- Пользуясь определение прибаутки, найдите его среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке.

Задание 3. Считалки.

_- Найдите считалки на своих столах и приготовьтесь дружно их прочитать.


1) Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы-

Ты пойди-ка поводи.


2) Шла кукушка мимо леса

За каким –то интересом.

Инте-инте - интерес,

Выходи на букву «С».


3) Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть:

В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки.

Книжки будем мы читать,

будем очень много знать.


4) Транцы, бранцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги дон,

Выходи скорее вон.


5)Мы собрались во дворе,

Дело было в сентябре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!


Задание 4. Скороговорки.

- С помощью считалки выберете того, кто будет читать скороговорки. Он будет исполнять роль учителя, а остальные ребята повторять за ним.

а) Летели лебеди с лебедятами.

б) У ёлки иголки колки.

в) Проворонила ворона воронёнка.

г) Шапка да шубка вот и весь Мишутка.

д) Дятел дуб долбил да не додолбил.


Задание 5. Поговорки.

- Соберите поговорки и объясните их значение.

а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.)

б) На, наступил, ухо, медведь. ( Медведь на ухо наступил,)

в) В, добре человек, добрый век ,проживает. (Добрый человек в добре проживает век.)

г) Хорошо, а, дома, , в, гостях, лучше. ( В гостях хорошо, а дома лучше,)

д) Пятниц, семь, неделе, на. ( Семь пятниц на неделе.)


Задание 6. Частушки.

- Прочитайте частушку самостоятельно.

1) Эй, девчушки- хохотушки,

Начинаем петь частушки,

Начинаем веселей,

Чтоб порадовать гостей.


2) Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.


3) А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала = подружки.


4) По деревне я шла

И Ванюшку видела –

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.


5) Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.


6) Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?


- Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д.


- Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д.

- Как ещё называют устное народное творчество, что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки и т.д.


  • Не говорить всем сразу.

  • Всем смотреть на говорящего ( учителя и ученика).

  • Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего( согласен, не согласен, не понял).

  • Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.









Выполняют задание.





















































































Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки.

У доски выступают по одному представителю от каждой команды.



Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

Формулируют ответы на вопросы.

4. Итог урока.

Рефлексия.

- Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки., и мы можем узнать, каким ещё словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор ( в переводе с английского означает « мудрость». Фольклор – народная мудрость.

- Вам понравился наш урок?

- Чем понравился?

- Что особенно запомнилось?

- Чему вы научились на уроке?

- Что вы хотели узнать?

- Что удалось узнать?

- Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?

- Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки.

В середине цветочка нарисуйте смайлик:

весёлый – « Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»;

серьёзный – « Работал хорошо, но не совсем активно»;

грустный – « Мало работал на уроке, нужно ещё стараться»

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала.

Домашнее задание

Найти все жанры устного народного творчества, о которых узнали на уроке , или придумать свои.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Умеют слушать и вступать в диалог.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Муромская Лилия Семеновна

Дата: 22.10.2020

Номер свидетельства: 560892


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства