2. Актуализация знаний | Читают стихотворение « Волшебный цветок». Зимний лес стоит печальный, Он под снегом прячет тайны. Подо льдом река молчит, Птичья песня не звучит. На дворе трещит мороз. Люди в шубы прячут нос. Ветер, вьюга, холодок, А у нас… расцвёл цветок! Не простой цветок – волшебный. - Что написано в центре цветка? - Что означают эти буквы? - Какие жанры устного народного творчества вы знаете? - Литературное произведение пишется, устное народное – сказывается. - Объясните, что значит устное творчество. Произведения устного народного творчество ( фольклор) есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Разделимся на три команды по рядам. В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме « Устное народное творчество» | Внимательно слушают. - У. Н. Т. - Устное народное творчество. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. |
3. Знакомство с новой темой | - Что относится к устному народному творчеству? - С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке? - Вы знаете, почему их так называют? - Что вы должны узнать сегодня на уроке? - Повторим правила работы в группе. - После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество. Задание 1. Определите жанр устного народного творчества. - Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. ( Прибаутки.) - Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. ( Считалки.) - Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. ( Скороговорка.) - Образное выражение, содержащее отношение к чему – либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода. (Поговорка.) - Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. ( Частушка.) Задание 2. Прибаутки. - Пользуясь определение прибаутки, найдите его среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке. Задание 3. Считалки. _- Найдите считалки на своих столах и приготовьтесь дружно их прочитать. 1) Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы- Ты пойди-ка поводи. 2) Шла кукушка мимо леса За каким –то интересом. Инте-инте - интерес, Выходи на букву «С». 3) Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, будем очень много знать. 4) Транцы, бранцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, диги дон, Выходи скорее вон. 5)Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре. Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три? Если знаешь, то води! Задание 4. Скороговорки. - С помощью считалки выберете того, кто будет читать скороговорки. Он будет исполнять роль учителя, а остальные ребята повторять за ним. а) Летели лебеди с лебедятами. б) У ёлки иголки колки. в) Проворонила ворона воронёнка. г) Шапка да шубка вот и весь Мишутка. д) Дятел дуб долбил да не додолбил. Задание 5. Поговорки. - Соберите поговорки и объясните их значение. а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.) б) На, наступил, ухо, медведь. ( Медведь на ухо наступил,) в) В, добре человек, добрый век ,проживает. (Добрый человек в добре проживает век.) г) Хорошо, а, дома, , в, гостях, лучше. ( В гостях хорошо, а дома лучше,) д) Пятниц, семь, неделе, на. ( Семь пятниц на неделе.) Задание 6. Частушки. - Прочитайте частушку самостоятельно. 1) Эй, девчушки- хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. 2) Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася., А гармошка заиграла – Я не удержалася. 3) А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала = подружки. 4) По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 5) Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 6) Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? | - Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д. - Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д. - Как ещё называют устное народное творчество, что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки и т.д. Не говорить всем сразу. Всем смотреть на говорящего ( учителя и ученика). Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего( согласен, не согласен, не понял). Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично. Выполняют задание. Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки. У доски выступают по одному представителю от каждой команды. | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. Формулируют ответы на вопросы. |
4. Итог урока. Рефлексия. | - Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки., и мы можем узнать, каким ещё словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор ( в переводе с английского означает « мудрость». Фольклор – народная мудрость. - Вам понравился наш урок? - Чем понравился? - Что особенно запомнилось? - Чему вы научились на уроке? - Что вы хотели узнать? - Что удалось узнать? - Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке? - Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки. В середине цветочка нарисуйте смайлик: весёлый – « Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»; серьёзный – « Работал хорошо, но не совсем активно»; грустный – « Мало работал на уроке, нужно ещё стараться» | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников. | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала. |