- Какой раздел мы изучаем? /Собирай по ягодке, наберёшь кузовок./ - А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/ - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. - Я предлагаю вам сыграть в игру «Откуда я?» - Отгадайте, из каких произведений эти предметы. (На экране картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), сто со скатертью («затейники»), горка («на горке»), телевизора («Федина задача»). - Кто написал эти рассказы? /Н. Н. Носов/ - Что отличает эти произведения? /интересные, загадочные, познавательные, поучительные, прикольные, добрые, смешные/ - Как вы думаете, почему мы начали урок с разговора о произведениях Н. Н. Носова? (урок посвящен творчеству Н. Н. Носова) - В 1957 году один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим оказался, как вы уже догадались … Николай Николаевич Носов. А что вы знаете про него, мы сейчас узнаем, получив ответы на вопросы викторины? Викторина: - Где и когда родился Н.Н.Носов? (Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.) - Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву). - Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) - Какую получил профессию? (Режиссёр) - Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан? (Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.) Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. 3. Самоопределение к деятельности - А сейчас самое время узнать, о каком произведении Н.Н.Носова пойдет речь на уроке 1. Речевая разминка Прочитайте чистоговорку способом «птичий базар», шепотом и громко Те-те-те Чайник кипит на плите. Ле-ле-ле Кружка стоит на столе. Фон-фон-фон Старый звучит патефон. 2. Словарная работа - Все ли слова в этой чистоговорке понятны? 3. Постановка цели и задач урока - Составь из первых слогов чистоговорки слово. - Сегодня на уроке будем работать с рассказом Н.Н. Носова «Телефон». - предположите , какая работа нас ожидает на уроке? /Познакомимся с рассказом, проанализируем его, сделаем вывод/. 4. Введение в тему -Я думаю, что такое телефон? И для чего он нужен вы можете ответить без труда. - А вот историю изобретения телефона знает не каждый? Воспользовавшись книгой «Истории обыкновенных вещей», ребята приготовили нам небольшие выступления. История изобретения телефона очень интересна. 1. В 1876 американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора « Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея. 2. Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче. 3. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России. - С какого слова начинается, чуть ли не каждый телефонный разговор? (Алло) - А вы знаете, когда возникло слово «алло»? 4. Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан « Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому, с кем хотели говорить. . 5. Физкультминутка Прежде чем читать рассказ Носова "Телефон" отдохнем и поиграем в игру "Глухой телефон". /Дети встают, делятся на 3 команды. По одному человеку выходят к учителю, получают карточки со словами, читают и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает "телеграмму" вслух. 6. Включение в систему знаний и повторение Время идёт вперёд. Осваиваются новые технологии. И вместе с проводными телефонами, мы пользуемся сотовой связью. Вас уже трудно удивить каким либо телефоном, а вот герои произведения Н.Н. Носова о нем только мечтали. Я просила вас отрывок из этого произведения прочитать дома, чтобы нам с вами было легче ориентироваться в тексте. Подготовимся к выборочному чтению. 1. Подготовительная работа перед чтением. а) Обучение чтению целыми словами ( хоровая, индивидуальная). -Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами: за- ме- ча- тель – ну – ю – замечательную пе- ре- го- ва- ри- вать- ся- переговариваться раз- го- ва- ри- ва- ешь- разговариваешь б) Отработка трудных слов( хоровая, индивидуальная). - Читайте внимательно. продавщица проволокой Мишкиному обниматься 2. Выборочное чтение - Откройте учебник на с. 170. - Как зовут героев произведения? /Дениска и Мишка/ - Прочитайте, как у мальчиков появился телефон. - Почему Мишка считал, что им необходим телефон? Прочитайте |