Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии по теме: «Народные промыслы» Дымково. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка»»
6
Приложение
Конспект урока по технологии
с использованием здоровьесберегающих технологий, художественного слова
Тема: «Народные промыслы» Дымково. Работа с пластилином.
Изделие «Дымковская игрушка»
Цели:
познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи;
закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина;
с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать хохломскую, Городецкую и дымковскую роспись; освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина; разовьют навыки контроля и оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей, умения работать с шаблоном, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек, учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон — основа для игрушки, на доске записана тема урока (закрыта), заранее дать задание четырем ученикам выучить стихи о дымковской игрушке.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Выслушать сообщения желающих детей, подготовленые дома)
Самоопределение к деятельности
Учитель: - Мы с вами уже изучили два вида народных промислов. Вспомните, какие именно.
(Хохлома и городец)
Учитель: - Что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью?
(Посуду, предметы быта)
Учитель: - Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились?
(Дети могут не отгадать загадку, тогда учитель предлагает воспользоваться материалом учебника на с. 28)
Учитель: - Прочитайте на доске тему урока. (Изделие «Дьшковссая игрушка»)
Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Учитель: - Прочитайте текст на с. 28. Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Путешествие в прошлое
Учитель: - Ребята, самого раннего детства вас окружают игрушки Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? (Ответы дегей)
Учитель: - Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь. А вот игрушки у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. В сгарину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите!
Учитель: - Кроме дымковских игрушек существуют еще тверская, филимоновская, каргопольская игрушки.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Учитель: - Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение — слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
Учитель: - А чем же славится село Дымково?
(Игрушками. А называют эти игрушки дымковскими)
Учитель: -
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
Посмотрите: пышный хвост
У птицы той совсем не прост —
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя, —
Как корона у царя.
Учитель: - Лепили игрушки из местной красной глины. Слепят и в печь, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. В игрушку человек вкладывает в нее частичку своей души. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник.
Учитель: - Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек?
(Примерный ответ. Яркие, праздничные. На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов)
Учитель: - Несмотря на то, что каждый мастер или мастерица пользуется традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, они всегда привносят творчество в это яркое, веселое искусство, вкладывая в ручную работу свою индивидуальность.
Учитель: - Откуда мы еще можем получить информацию о дымковской игрушке?
(Из энциклопедии, справочного издания, из Интернета, спросить у взрослых и т. д.)
Физкультминутка
Под веселые напевы
Топни правою ногой!
Повернемся вправо, влево.
Вправо шаг. На месте стой!
Руки вверх! Руки вниз!
Топни левою ногой!
Вверх! И снова наклонись!
Влево шаг. И снова стой.
Вправо, влево головой!
Повернись направо к другу.
Руки вверх! Перед собой!
Правую дай руку другу.
Продолжение работы по теме урока
Беседа
Учитель: - У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним их.
Памятка. Правила работы на уроке технологии
Каждый работает на своем рабочем месте.
Внимательно слушай объяснения учителя.
Прежде чем начать работу, правильно подготовь свое рабочее место.
На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
Во время работы содержи рабочее место в порядке.
Научился сам — помоги товарищу.
Работать надо дружно.
Закончив работу, убери свое рабочее место.
Работа по учебнику
Учитель: - Представьте себя сегодня в роли дымковских мастеров. Начнем с самой простой игрушки — лошадки. Познакомимся с планом работы в учебнике на с. 29.
(Ученики читают план работы, обсуждают его в паре, рассматривая изображения)
Творческая работа
(Учитель обращает внимание на то, что детали фигурки лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать)
Рефлексия
Учитель: - Какое задание было интересным? Что было для вас трудным?
Оцените свое изделие:
V — над изделием надо еще потрудиться;
W - изделие сделано хорошо;
WV — изделие сделано отлично.
Учитель: - Как вы оцениваете работу своего товарища по парте?
Выставка работ учащихся
(Из выполненных работ готовят выставку «Веселая дымковская ярмарка». При анализе отметить соблюдение пропорций, расположение узоров, цвет, аккуратность работы, общую выразительность, завершенность)
Учитель: - От таких игрушек на душе становится радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера!
Подведение итогов урока
Учитель: - С каким материалом мы сегодня работали? С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?
Одинаковы ли наши игрушки? (Нет) - Правильно, ребята, неодинаковы. Каждая игрушка самобытна и неповторима. В этом и состоит ее уникальная ценность.
(Уборка рабочего места)
Домашнее задание
Подготовить сообщение о том, какая из работ на нашей сегодняшней выставке понравилась и запомнилась вам больше других, почему.
На следующий урок принести кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер.
Дополнительный материал
Дымковская игрушка
Расписные коньки,
Разноцветные индюки,
Барышни румяные
И гусары бравые...
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятка (ныне на территории города Кирова).