Назовите первые буквы, соедините их в слова. Что у нас получилось? (Дети выполняют задание; а слова, которые они составили, выкладываются на доске: «нул..во., окончани..».)
Чего не хватает?
Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)
III. Чистописание
- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Букву «е».)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Определите порядок написания букв в строчке;
еаебевеге
(Сначала пишется строчная буква «е», а затем — строчные буквы в алфавитном порядке.)
- Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.
IV. Сообщение темы и цели урока
- Повторите, какие слова у нас получились, когда мы работали на орфографической разминке, так как они подскажут нам тему урока. (Нулевое окончание.)
Какое слово из этого сочетания вам знакомо?
Что такое окончание? Как мы его находим?
Как вы думаете, чему мы должны научиться исходя из темы урока? Что узнаем нового? (Предположения детей.)
- Сегодня мы узнаем, что такое нулевое окончание, как его найти.
V. Изучение нового материала
- Ребята, от какого слова образовалось слово «нулевое»? (От слова «ноль».)
— Что обозначает понятие «ноль» в математике?
— Как вы думаете, так что же такое нулевое окончание? На доске записаны слова:
Кот, избушка, хвост, лошадка, картина, дом. Прочитайте слова. Расположите их в две группы. Дети записывают на доске и в тетрадях: Кот. Избушка.
Хвост. Лошадка.
Дом. Картина.
Что вы можете сказать об этих группах? Чем слова из первого столбца отличаются от слов из второго? (Варианты ответов могут быть различные, в зависимости от подготовленности класса.)
Назовите окончания слов из второго столбца, а также слов из первого столбца.
Как вы думаете, что надо сделать со словами, чтоб узнать, какое у них окончание? (Изменить по вопросам и сравнить формы слова.)
Измените, пожалуйста, слова «кот», «хвост», «дом» по вопросам и сравните их формы. Используйте в работе слова-«помощники». (Работаем по вариантам.)
Слова-помощники»
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Есть
Кот
Хвост
Дом
Нет
Кота
Хвоста
Дома
Вижу
Кота
Хвост
Дом
Дать
Коту
Хвосту
Дому
Любуюсь
Котом
Хвостом
Домом
Думаю
О коте
0 хвосте
0 доме
Выделите окончания во всех формах слов.
Почему в словах «кот», «дом», «хвост» вы не обозначили окончание? Вы заметили, что именно в этих формах слов окончания не прослеживаются, а в других формах этих слов они есть.
Какой мы можем сделать вывод? (Предположения учащихся.) Правильно, в словах «кот», «дом», «хвост», а также таких словах, как «конь», «ночь», окончание есть, только оно нулевое.
— Так что же такое нулевое окончание? (Ответы.) Нулевым называется окончание, которое не выражено звуками, а на письме — буквами, обозначается в виде пустого квадратика — .
— Как узнать, что у слова нулевое окончание? (Изменить слово по вопросам и сравнить его формы.)
Дифференцированная работа по вариантам.
- Прочитайте слова. Найдите и выпишите слова с нулевым окончанием.
- Найдите и назовите слова, обозначающие предмет. Выделите в них окончание.
- С выделенным словом составьте словосочетания и предложения, отвечая на вопросы: лежит (где?), накрыл (чем?), посадил (куда?).
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
- У каждого секреты, а у Николая никаких таких секретов нету. Все как на ладони. (А. Рекемчук, «Молодо-зелено».)
Как вы понимаете выражение «как на ладони»? (Все видно, безутайки, ничего не тая.)
Как называются такие выражения в русском языке? (Фразеологическими.) Правильно, устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном значении, называются фразеологизмами.
Какие вы знаете фразеологические выражения? Назовите их. (Ответы.)
Дифференцированная работа.
1 группа — упражнение 141, с. 90.
2 группа — прочитайте выражения, добавляя окончания; объясните, когда так говорят; запишите выражения, дописывая окончания, в формах слова «голова» поставьте ударение; устно составьте с данными выражениями предложения.
Как снег на голов... Ходить на голов... Светлая голов... Отвечать голов.. . Голов., повесить. Уйти в работу с голов.. . В голов., ветер гуляет. Бежать сломя голов...
3-я группа — прочитайте текст, вставьте в выражения нужные формы слов «нога», «рука», «нос», «шея», «глаз», «голова», обозначьте в них окончания.
Школа от моего дома совсем близко — подать. Щенок все время путается под____, мешает делать уроки. Я сказал, чтобы он уходил и не попадался мне на__. Я ушел с_____в задачу и ничего не замечал. А Шарик у меня под______сгрыз мамину тапочку. Вот придет мама — намылит нам_____.
Проверка работ.
Дополнительный материал.
Самостоятельная работа.
1 вариант.
Прочитайте, составьте из слов словосочетания, выделите окончания; подчеркните слова с нулевым окончанием.