kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Нулевое окочнание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 3 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Нулевое окочнание"»

ТЕМА: Нулевое окончание

Цель: дать сведения о нулевом окончании;

формировать уме­ние выделять в словах окончание, в том числе и нулевое;

форми­ровать умение объяснять значения фразеологических выраже­ний;

обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, какой сейчас у нас урок?

— Для чего нам нужны знания, полученные на уроках русского языка?

— Как надо работать, чтобы все усвоить? (Ответы.)
Создание психологической комфортности на уроке.

Что пожалел, потерял безвозвратно,

Все — не твое, что пришло ниоткуда.

Все, что отдал, приобрел многократно —

В этом и тайна, в этом и чудо.

  • Ребята, а вам хочется делиться чем-нибудь друг с другом в школе, на занятиях? (Ответы.)

  • Что вы можете отдать другим? (Знания, жизненный опыт, хорошее настроение, радость и т. д.)

- Как здорово, что, отдавая частичку своей доброты, мы при­обретаем во много раз больше. В этом действительно есть непо­стижимая тайна.

- Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.

II. Орфографическая разминка

* * *

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

- Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу.)

— А если нет правила? (Это словарное слово.)
Прочитайте записанные слова на доске и определите «опас­ное» место в слове, обозначив его красным кружком.

Несвиж, учитель, лошадь, волна, ошибка.

Октябрь, книжка, озеро, низкий, чашка, арбуз, ночью, Илья.

Назовите первые буквы, соедините их в слова. Что у нас по­лучилось? (Дети выполняют задание; а слова, которые они со­ставили, выкладываются на доске: «нул..во., окончани..».)

  • Чего не хватает?

  • Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)

III. Чистописание

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Букву «е».)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Определите порядок написания букв в строчке;

еаебевеге

(Сначала пишется строчная буква «е», а затем строчные буквы в алфавитном порядке.)

- Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Повторите, какие слова у нас получились, когда мы работали на орфографической разминке, так как они под­скажут нам тему урока. (Нулевое окончание.)

  • Какое слово из этого сочетания вам знакомо?

  • Что такое окончание? Как мы его находим?

  • Как вы думаете, чему мы должны научиться исходя из темы урока? Что узнаем нового? (Предположения детей.)

- Сегодня мы узнаем, что такое нулевое окончание, как его найти.

V. Изучение нового материала

- Ребята, от какого слова образовалось слово «нуле­вое»? (От слова «ноль».)

— Что обозначает понятие «ноль» в математике?

— Как вы думаете, так что же такое нулевое окончание?
На доске записаны слова:

Кот, избушка, хвост, лошадка, картина, дом.
Прочитайте слова. Расположите их в две группы.
Дети записывают на доске и в тетрадях:
Кот. Избушка.

Хвост. Лошадка.

Дом. Картина.

  • Что вы можете сказать об этих группах? Чем слова из пер­вого столбца отличаются от слов из второго? (Варианты отве­тов могут быть различные, в зависимости от подготовленно­сти класса.)

  • Назовите окончания слов из второго столбца, а также слов из первого столбца.

  • Как вы думаете, что надо сделать со словами, чтоб узнать, какое у них окончание? (Изменить по вопросам и сравнить фор­мы слова.)

Измените, пожалуйста, слова «кот», «хвост», «дом» по во­просам и сравните их формы. Используйте в работе слова-«помощники». (Работаем по вариантам.)


Слова-помощники»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Есть

Кот

Хвост

Дом

Нет

Кота

Хвоста

Дома

Вижу

Кота

Хвост

Дом

Дать

Коту

Хвосту

Дому

Любуюсь

Котом

Хвостом

Домом

Думаю

О коте

0 хвосте

0 доме

Выделите окончания во всех формах слов.

  • Почему в словах «кот», «дом», «хвост» вы не обозначи­ли окончание? Вы заметили, что именно в этих формах слов окончания не прослеживаются, а в других формах этих слов они есть.

  • Какой мы можем сделать вывод? (Предположения уча­щихся.) Правильно, в словах «кот», «дом», «хвост», а также таких словах, как «конь», «ночь», окончание есть, только оно нулевое.

— Так что же такое нулевое окончание? (Ответы.)
Нулевым
называется окончание, которое не выражено зву­ками, а на письме — буквами, обозначается в виде пустого ква­дратика — .

— Как узнать, что у слова нулевое окончание? (Изменить слово по вопросам и сравнить его формы.)

Дифференцированная работа по вариантам.

- Прочитайте слова. Найдите и выпишите слова с нулевым окончанием.

1 вариант.

Лев, медведь, лиса, лось, кабан, свинья, рысь, олень, еж, заяц, белка, хомяк, мышь.

2 вариант.

Ястреб, коршун, кукушка, снегирь, голубь, сова, грач, аист, цапля, дя­тел, ворона, лебедь.

Взаимопроверка.

Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Влево, вправо побыстрей.

Удивимся — что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов.

Проведем глазами дружно.

Ну, а дальше — будь здоров!


VI. Закрепление изученного

Работа с учебником (упражнение 140, с. 90)

- Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Запишите от­гадку.

- Найдите и назовите слова, обозначающие предмет. Выдели­те в них окончание.

- С выделенным словом составьте словосочетания и предло­жения, отвечая на вопросы: лежит (где?), накрыл (чем?), поса­дил (куда?).

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

- У каждого секреты, а у Николая никаких таких секретов нету. Все как на ладони. (А. Рекемчук, «Молодо-зелено».)

  • Как вы понимаете выражение «как на ладони»? (Все вид­но, безутайки, ничего не тая.)

  • Как называются такие выражения в русском языке? (Фра­зеологическими.) Правильно, устойчивые сочетания слов, кото­рые употребляются в переносном значении, называются фра­зеологизмами.

  • Какие вы знаете фразеологические выражения? Назовите их. (Ответы.)

Дифференцированная работа.

1 группа — упражнение 141, с. 90.

2 группа — прочитайте выражения, добавляя окончания; объясните, когда так говорят; запишите выражения, дописывая окончания, в формах слова «голова» поставьте ударение; устно составьте с данными выражениями предложения.

Как снег на голов... Ходить на голов... Светлая голов... Отвечать го­лов.. . Голов., повесить. Уйти в работу с голов.. . В голов., ветер гуляет. Бежать сломя голов...

3-я группа — прочитайте текст, вставьте в выражения нуж­ные формы слов «нога», «рука», «нос», «шея», «глаз», «голова», обозначьте в них окончания.

Школа от моего дома совсем близко — подать. Щенок все время путается под____, мешает делать уроки. Я сказал, что­бы он уходил и не попадался мне на__. Я ушел с_____в задачу и ничего не замечал. А Шарик у меня под______сгрыз мами­ну тапочку. Вот придет мама — намылит нам_____.

Проверка работ.

Дополнительный материал.

Самостоятельная работа.

1 вариант.

Прочитайте, составьте из слов словосочетания, выделите окончания; подчеркните слова с нулевым окончанием.

Утреннее, зарядка; талантливые, ученик; мерзлые, земля; красного, ша­рик; яркому, свет; гигантский, дерево; огромная, корабль; песчаные, берег.

2 вариант.

- Из слов-признаков и слов из скобок составьте словосочета­ния, запишите их, выделяя окончания; подчеркните слова с ну­левым окончанием.

Носовой, носатый (платок, цапля); головной, головастый (щенок, боль); глазной, глазастый (врач, филин); цветной, цветастый (телевизор, сарафан).

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Составление синквейна.

Окончание

Изменяемое, нулевое

VIII. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Нулевое окочнание"

Автор: Черных Наталья Викторовна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2440 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1460 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства