Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему : "Слова-омонимы"»
Тема: Слова - омонимы
Цель урока: создание условий для знакомства с понятием "омонимы".
Задачи урока:
Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
Ввести термин «омонимы»;
Наблюдать за использованием омонимов.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Оснащение урока:
компьютер,
таблицы для индивидуальной работы,
презентация.
N п/п
Ход урока
Слайд или учебник (страница, упражнение)
1.
Мотивирование к учебной деятельности – Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.
Слайд 1
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Работа в паре.
1.- Ребята посмотрите на доску( у вас на листочках) перед вами слова, найдите им пару и разделите их на группы: нежный - ласковый, нежный – грубый, коса, жара - пекло, горькая – сладкая, ключ, дорогое – дешёвое, свет, дети – ребята.
- Сколько групп у вас получилось ?
- По каким признакам вы делили на группы?
- Назовите первую группу:
- Назовите вторую группу:
-Что вы знаете о синонимах?
-Что вы знаете о антонимах? 2. Введение в тему. – Ребята, а все ли слова вы записали по группам? Какие слова мы не записали?
– Можете ли вы объяснить значение этих слов?
- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?
Слайд 2
Слайд 3
3.
Выявление места и причины затруднения. – Хотите узнать, что это за слова? Для этого нам необходимо выполнить задание. Задание: « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их» Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет.
Слайд
4.
Построение проекта выхода из затруднения Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение. 1. Коса – девичья коса, прическа 2. Коса – орудие труда для срезания травы 3. Коса – песчаная отмель – Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково) – Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение) Вывод: это есть омонимы. – Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему) Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова. – Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает. Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя». – Как узнать значение слов-омонимов? (В тексте, по иллюстрации, из словаря)
Слайд
Рубрика «Разгадываем тайны языка» с.68)
Рубрика «Подсказка» с. 69
5.
Реализация построенного проекта – Давайте выполним упражнение 1. Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)). – Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу) – Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)
Примеры: Запереть дверь на ключ. Саша принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.
Мальчик включил свет. При свете луны. Путешествие вокруг света.
Слайд
Стр.69
Слайд
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? (В слове необходимо поставить ударение) Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь. Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета) Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.(надежный, каменный, пшеничная, географический, шелковый) Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.
Слайд
Слова для справок на доске
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Прочитайте предложение на экране. Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости? В предложении орфографическая ошибка. – Запишите омонимы в тетрадь Хлеб сухой – хлеб с ухой. – Смешное задание? Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов. Работа в группах. – А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы. Выполняем упражнение 4. Заполняем таблицу Проверяем правильность выполнения.
Слайд
упр.3 стр.69
Слайд
Стр.70
8.
Включение в систему знаний и повторение. Дифференцированная работа. Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему. Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием. Веснушкам нету сноса: Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла. Зависело б от мыла. Веснушки я б отмыла. Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно Находим и объясняем значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла )
Стр.70
Слайд
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). – С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке? – Что такое омонимы? Приведите примеры. Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
- Так достигли мы поставленной цели?
Рефлексия Дифференцированное домашнее задание (выполнить любое на выбор) Упражнение 6 В словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения. Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы.