kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему : "Слова-омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Омонимы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему : "Слова-омонимы"»

Тема: Слова - омонимы

Цель урока: создание условий для знакомства с понятием "омонимы".

Задачи урока:

  • Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;

  • Ввести термин «омонимы»;

  • Наблюдать за использованием омонимов.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Оснащение урока:

  • компьютер,

  • таблицы для индивидуальной работы,

  • презентация.



N п/п

Ход урока

Слайд или учебник (страница, упражнение)

1.

Мотивирование к учебной деятельности
– Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.

Слайд 1

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Работа в паре.

1.- Ребята посмотрите на доску( у вас на листочках) перед вами слова, найдите им пару и разделите их на группы: нежный - ласковый, нежный – грубый, коса, жара - пекло, горькая – сладкая, ключ, дорогое – дешёвое, свет, дети – ребята.

- Сколько групп у вас получилось ?

- По каким признакам вы делили на группы?

- Назовите первую группу:

- Назовите вторую группу:

-Что вы знаете о синонимах?

-Что вы знаете о антонимах?
2. Введение в тему.
– Ребята, а все ли слова вы записали по группам? Какие слова мы не записали?

– Можете ли вы объяснить значение этих слов?

- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?


Слайд 2










Слайд 3

3.

Выявление места и причины затруднения.
– Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить задание.
Задание: « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их»
Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет.

Слайд


4.

Построение проекта выхода из затруднения
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова.
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, по иллюстрации, из словаря)

Слайд






Рубрика «Разгадываем тайны языка» с.68)

Рубрика «Подсказка»
с. 69

5.

Реализация построенного проекта
– Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
– Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)

Примеры: Запереть дверь на ключ. Саша принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.

Мальчик включил свет. При свете луны. Путешествие вокруг света.

Слайд

Стр.69








Слайд

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета)
Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.(надежный, каменный, пшеничная, географический, шелковый)
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.

Слайд




Слова для справок на доске

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
– Смешное задание?
Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов.
Работа в группах.
– А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы. 
Выполняем упражнение 4.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.

Слайд

упр.3 стр.69





Слайд



Стр.70

8.

Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему.
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла )

 





Стр.70







Слайд

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

- Так достигли мы поставленной цели?

Рефлексия
Дифференцированное домашнее задание
(выполнить любое на выбор)
Упражнение 6
В словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения.
Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы.

 







Слайд



Стр.71





















нежный, дешёвое, коса, жара, грубый, сладкая, дети, пекло, ласковый, горькая ключ, дорогое, свет, ребята.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







__________________________________________________________________







нежный, дешёвое, коса, жара, грубый, сладкая, дети, пекло, ласковый, горькая ключ, дорогое, свет, ребята.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишутся




  1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.


  1. Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.



  1. Сложный код. Пушистый кот.

Оценка____________

_____________________________________-


Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат, пишутся по - разному




  1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.


  1. Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.



  1. Сложный код. Пушистый кот.

Оценка____________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему : "Слова-омонимы"

Автор: Улюмжиева Илона Алексеевна

Дата: 01.06.2019

Номер свидетельства: 513048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства