Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему:"Окончание" в 3 классе.»
Урок русского языка в 3 –м классе
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с изменяемой частью слова – окончанием, его ролью в образовании форм слова; формированию умения находить окончание слова.
Задачи: …..
Мотивация – 1 мин.
- Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час.
- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха – веселье, развлечение…)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)
- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)
- Запишите пословицу по памяти. Проверьте написанное. Оцените себя. (Значок на полях)
- К этой пословице мы еще вернемся. А сейчас скажите, какое словарное слово зашифровано в ребусе? (Осина)
- Запишите слово, подчеркните букву, написание которой вы должны запомнить. Почему? (Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением)
- Подберите к слову осина однокоренные слова и продолжите запись после запятой.
- Какие слова вы записали?
- Почему эти слова однокоренные? (Имеют одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение слов)
- Посмотрите, я тоже подобрала однокоренные слова. Давайте объясним лексическое значение каждого слова (На доске: Осина – лиственное дерево, осинка – ласковое название осины, осинник - осиновый лес, осиновый - растущий на осине, сделанный из осины, подосиновик – гриб, растущий под осиной).
- Значит однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением.
3.Постановка учебной проблемы. Формулировка цели урока – 5- 7 мин
Карточка № 1. Работа в парах. Составьте словосочетания со словом осина
Стою у
осины
Подошел к
осине
Увидел
осину
Любуюсь
осиной
Проверка с доской
- Являются ли слова осина, осины, осину, осине, осиной однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)
- Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)
- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)
- Значит, тема нашего урока…
Окончание (запись в тетради)
- Какова цель урока?
Знакомство с новой частью слова
- Что мы для этого должны сделать? Каковы задачи (шаги) урока?
1.Узнать, как называется новая часть слова.
2. Как выделять в слове.
3.Какова ее роль.
4. Учиться находить ее в словах.
- Какая из задач урока уже решена? (Как называется новая часть слова?)
4. Открытие нового знания – 15 мин
- Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)
- Выделим окончание в словах осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)
- Как будем выделять окончание? (Предположения детей)
- В русском языке принято выделять окончание окошечком (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)
- Какая задача урока решена? (Узнали, как выделяют окончание?)
-Мы видим, что окончание изменяется. Меняется ли при этом лексическое значение слова? (Лексическое значение слова не меняется)
- А что изменяется? (Форма слова)
- Значит, меняя окончание, мы меняем … (форму слова)
- Для чего мы меняли форму слова? (Чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу)
- Какова роль окончания? (Образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании)
- Только ли в словосочетании слова должны быть связаны по смыслу? (В предложении)
- Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание выделяется окошечком. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании)
- Прочитайте определение, данное мудрой совой на стр. 80. Все ли вы определили верно? Что необходимо добавить или уточнить? (Окончание не значимая часть слова, т.к. она не вносит нового значения в слово)
Проговаривание нового знания. Работа в парах. (План ответа на доске)
- Какая задача урока осталась нерешенной? (Учиться находить окончание слова)
- Ребята, отгадайте загадку.
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)
- Запишите отгадку. (Ученик у доски). Найдите и выделите окончание в слове река.
- Какое окончание вы выделили? Что вы делали, чтобы найти окончание?
- Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81.
- Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить форму слова)
Проговаривание нового знания (хором в полголоса)
5. Закрепление нового материала – 3 мин
- Давайте попробуем найти и выделить окончание в следующих словах: (учащиеся у доски)
Антоним к слову маленький (Большой)
Синоним к слову ураган (Буря)
Антоним к слову молчит (Кричит)
- Какая задача урока решена? (Учились находить в словах окончание)
6. Рефлексия – 2 мин
- Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу – время, потехе – час)
- Задание: выделите в словах пословицы окончание.
Проверка с доской.
- Кто сделал так же как я? С чем вы не согласны? (Дети не выделили окончание в слове час. ???)
- Есть в слове час окончание или нет, мы будем говорить на следующем уроке. А если в остальных словах выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя на самой высокой отметке шкалы…
- Оцените каждый свою работу. (По шкале)
7. Итог урока – 1 мин
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?