Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки"»
Урок русского языка во 2 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
учителя начальных классов Бояршиной Венеры Абдуллаевны
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.
Основные понятия: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь, -шь, -чь, -щь на конце слов – жен.р.
Цели урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать связь конечной
буквы основы слова на шипящий с родом этого слова, учить детей
делать правильный вывод о работе ь, учиться дифференцировать слова с основой на шипящий по родам, закреплять навыки работы с обратным словарем для решения практических задач, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Ресурсы: Учебник Н. А. Чуракова, сюжетные картинки, проектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные умения
- уметь работать с Обратным словарем;
- уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.
Метопредметные (УУД)
Личностные УУД:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Формы работы на уроке: парная, фронтальная, самостоятельная и коллективная.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.
Прозвенел уже звонок ,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ничего не упускаем!
II. Актуализация. (4 мин)
- Мы сегодня будем исследователями, будем разгадывать новые тайны , нам как и всегда, будут помогать Маша и Миша , а для этого требуется выполнение определенных инструкций.Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чем мы с вами будем говорить, прислушайтесь к звукам в словах.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично»напишу.
-Кто внимательно слушал,тот попробует ответить на вопрос:
-Какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других?
Назовите шипящие согласные.
Сегодня мы потренируемся в написании букв,обозначающих эти звуки.
Откройте тетради, запишите число .
Минутка чистописания
Жж шш чч шш
Словарная работа
-Какие звуки обозначают эти буквы?
- На какие две группы делятся звуки?
Вот и Миша утверждает , что ж ш всегда твёрдые , и в конце слов после этих щипящих никогда не пишется ь.А Маша говорит , что ч щ всегда мягкие . и в конце слов ,заканчивающиеся на эти согласные всегда пишется ь.
- Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак, или не нужен?
- Вспомните, для чего нужен мягкий знак?
- Можем ли делать третий вывод?
III. Постановка учебной задачи (3мин)
- Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем?
К доске выйдут 2 ученика: Тимур и Динара.
Задание на внимание:
Сначала задание всем: Я продиктую слова, вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.
Задания для Тимура и Динары:
Вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и найти его на карточках. Будьте внимательны.Тимур, ты в команде Миши , и собираешь слова на жш в конце слова.А ты , Динара, будешь собирать слова на чщ в конце слова , потому что ты в команде Маши.
- Выпишите три любых слова-названий предметов на –ч.
- Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.
- Какого рода все эти слова?
-Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.
- Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь?
-Выпишите 3 любых слов-названий предметов на –чь.
- Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАдля глаз
V. Первичное закрепление (14 мин) - На экране вы видите картинки. Запиши слова-названия предметов в тетрадь. Над каждым словом напишите род . Когда закончите, передадите друг другу тетради и проверите, и если есть ошибки – исправите простым карандашём, затем шёпотом друг другу скажите об ошибках, и как их можно исправить.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Самостоятельная работа (8 мин)
Работа по учебнику
Упражнение 118 (ч.1, с. 153)
( 1 ученик выходит к доске)
VIII . Итог урока(1 мин)
-Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?
Тест:
1.Мягкий знак в русском языке выполняет:
А)1 функцию;
Б)2 функции;
В)3 функции.
2.Мягкий знак после шипящих пишется:
А)у сущ. ж.р.
Б)у сущ. м.р.
В)у сущ. с.р.
3. Мягкий знак в словах тишь,мощь,вещь,ночь А) показатель мягкости
Б)показатель ж.р.
В)разделительный
IX. Домашнее задание (1 мин)
Учебник 1 часть, №120, с.154
Х. Рефлексия (1 мин)
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
Если всем за работу! Желаю удачи!было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.