I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Мобилизующий этап. | - Прошла перемена, Раздался звонок. Пора поскорее Начать нам урок. -Улыбнитесь друг другу, пожмите руки, пожелайте успешной работы. - Ребята, кто уверен, что справится со всеми заданиями на уроке без ошибок, поднимите «Солнышко», кто не совсем уверен в своих силах поднимите «Тучку» (отметить на доске количество солнышек и тучек). - Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слайд 1. Ум и сердце в работу вложи. Каждой минутой своей дорожи! |
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания. | - Скажите, есть в нашем девизе орфограммы, с правописанием которых мы работали вчера? (Правописание сочетаний жи-ши). - Какое правило запомнили? (Жи-ши пиши с буквой и). - Отгадайте загадки: Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… (Ч) (че) - Что вы знаете о букве Ч? (Обозначает звук ч´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.) Другая загадка: Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща - От леща осталась… (Щ) (ща). - Что вы знаете о букве ща? (У буквы ща есть звук щ´, который согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.) Разминка для пальчиков. Подготовка руки к письму. - Откроем тетради, запишем число: 24 апреля. (Пока пишут число учитель записывает на доске Чч Щщ Чч Щщ) - Вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Слайды 2 – 3. (проговорить написание) - Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность: |
III.Формулирование темы урока, постановка цели. | - Ребята, посмотрите на доску. Слайды 4-5 (Ребусы) - Какое задание можете предложить? (Разгадать ребусы.) - Попробуем их разгадать. (Чашка, щука.) - Что можете сказать о написании этих слов? (В этих словах есть сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.) - С какими буквами не дружат буквы ч и щ? (Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.) - Какая же тема нашего урока? (Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.) Слайд 6. - Какую цель мы можем поставить перед собой? (Научиться правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.) - Для чего нам нужна эта тема? (Чтобы грамотно писать.) - Прочитайте в учебнике на с.65 правило. Верно ли мы рассуждали? |
IV. Применение знаний и умений. Работа в парах. | Слайд 7 (картинки животных: волка, зайца, галки, сороки, белки.) - Кто изображён на картинках? (Животные.) - Вспомните, как зовут детёнышей этих животных? (Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.) - Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы. - На какие группы у вас получилось разбить слова? (Детёныши зверей и детёныши птиц.) - Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. Договоритесь: один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой детёнышей зверей. (2 ученика работают у доски). - Что общего у всех слов? (Все слова во множественном числе.) - Какое задание предложите выполнить с этими словами? (Подчеркнуть сочетания ча.) - Подчеркните эту орфограмму. - Проверьте свою работу по эталону. Слайд 8. - Сигналами светофора оцените работу своей пары. (Зелёный – всё верно, жёлтый – есть ошибка, красный – требуется помощь.) - Составьте предложение с любым из слов. Запишем его на доске. |
Составление слов с сочетаниями. | Слайд 9. - Ребята, что можно сделать с этими слогами? (Составить слова). - Используя сочетания ча-ща, чу-щу составьте и запишите слова. (По вариантам. Взаимопроверка. Эталон - Слайд 10.) - Нарисуйте «солнышко», если всё составлено правильно. |
V. Физминутка | - А сейчас все дружно встали И немного отдохнём. - Если я назову слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу, надо стоя поднять руки вверх. Если в слове нет сочетания – присесть. Мочалка, ракета, чудо, прищепка, щука, задача, лимон, щенок, роща, черепаха, чаща. Потянулись. Вдох-выдох. (Смена рабочих мест.) |
VI. Творческое применение знаний и умений. Работа в группах. Работа над развитием речи - составление пословиц из частей. | - Ребята, сейчас работаем по группам. У каждой группы есть конверт. Достаньте содержимое. Как думаете, что это? (На полосках разных цветов, написаны части пословиц). - Как думаете, какое задание вы выполните? (Собрать пословицы) - Соберите пословицы, наклейте их на листок. Вставьте пропущенные буквы. Сам погибай, а товарищ… выруч…й. Делу – время, а потехе – ч…с. Ласковое слово гнев укрощ…ет. Родная земля – мать, ч…жая – мачеха. Грибы ищ…т, по лесу рыщ…т. - Как вы понимаете эти пословицы? Объясните! (Объясняют) - Какие знакомые орфограммы встретились в пословицах? (ча-ща, чу-щу) - Проверьте. Слайд 11. Какие группы справились без ошибок? |
Игра «Редактор» | - Чтоб никогда не ошибаться И знать, как правильно писать. Сейчас начнём тренироваться – Ошибки будем исправлять! - Наша игра называется «Редактор». Вы будете в роли редактора газеты, которому принесли проверить какую-либо информацию, прежде чем напечатать её в газете. Ваша задача – найти и исправить ошибки. (Задания – на листочках.) Щука, щявель, чюдеса, тащу, чюжой, щюпальца, чяйник, чайка, передачя, чашка, учюсь, чудак, стучю, роща, чясы, ворчюн, ищу. - Сколько слов с ошибками исправили? (10) - Проверьте. Самопроверка (Светофор) Слайд 12. |
VII. Рефлексия. | - Какая цель была перед нами в начале урока? (Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.) - Достигли мы цели? - Предлагаю дополнить предложения. Слайд 13. ЧА – ЩА пиши с буквой … ЧУ – ЩУ пиши с буквой … Продолжите фразу: Слайд 14. - Я узнал… - Я научился… - Я смогу… - Мне было интересно… - Мне понравилось… - Оцените свои собственные результаты за урок с помощью Тучки и Солнышка. Если всё у вас получилось – поднимите Солнышко, если есть ещё небольшие проблемы – Тучку. (Отметить сколько тучек стало) - Спасибо за урок! |