учитель начальных классов.
- формировать у учащихся умение приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач.
Развитие познавательных логических УУД анализа, сравнения, группировки и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися новых знаний о традиционных русских словах.
- умение выделять нужную информацию, структурировать ее, применять схематичный способ фиксации информации;
- умение анализировать, сравнивать, группировать языковой материал по заданному критерию;
- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя.
- умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого;
- умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий.
-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;
- эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка;
- осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация к деятельности | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим очередное путешествие в далёкое прошлое нашей страны. | Настраиваются на работу | Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге. Регулятивные УУД: - умение настроится на работу. Личностные результаты: -формирование личностного смысла учения |
Актуализация знаний | С какими устаревшими слова мы уже знакомились на предыдущих уроках? (названия одежды, пищи, предметов быта, орудий труда) Вспомним некоторые. Я называю слово, вы переводите на современный русский язык. Глечик – кувшин Жбан – кувшин с крышкой Рушник – полотенце Голик – веник Стулка – табурет Кого я нарядила мужчину или женщину? (рубаха – м/ж, сарафан - ж, пояс – м/ж, порты – м, передник - ж, понёва - ж, армяк – м, зипун – ж, лапти – м/ж) На обед сегодня предлагаю выбрать брашно (еду, пищу): на первое зобанец с сырым луком (гороховый густой суп) или тавранчук (бульон из хохоли с кусками гольца). На второе – осось, пряженый в масле и к нему отварной брынец (жареная свинина с рисом) с взваром (соус с пряностями) или хлупы (куриные гузки) с хряпой (квашенные верхние капустные листья), и, наконец, постольник (десерт:) сбитень с карасиками (медовый напиток с печеньем в форме рыбок) или мазюни с медами (редька, паренная с мёдом) и блинцы. Бухой (пышный пшеничный хлеб) и листни вам предлагать не буду, а вот кундюпки (пироги с грибами) нынче удались, рекомендую. Продолжаем путешествие в мир старинных слов. | Вспоминают изученный ранее материал | Предметные результаты: -обучающиеся получат возможность использовать полученные знания об устаревших словах по указанной тематике. Познавательные УУД: - умение анализировать, сравнивать, группировать языковой материал по заданному критерию. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого. Личностные результаты: - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка; - осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи |
Постановка проблемы – и выход на тему. | А вот о чём мы будем говорить СЕГОДНЯ, вы догадаетесь сами. На доске (или СЛАЙД 2) записаны слова, прочитайте их. Легко ли произносить эти слова? Почему? ШАРКУНОК, ГРЕМАТУЛЬКА, СОПЕЛКА, ГУДУХА, СВИСТУЛЬКА, КУБАРЬ, МАРТИНИЧКА. -Как вы думаете, эти слова современные или устаревшие? -Какое из данных слов вам знакомо? (записываем) -Объясните, что это такое? -Почему её так назвали? (свист) (записываем) -Какой словарь мы будем использовать, чтобы узнать лексическое значение слова «свистулька»? Найдите в толковом словаре значение этого слова. (Словарь Даля: Свистулька- свистуля, пищик, дудочка для свистения. Свистеть, свистать -испускать острый, резкий, пронзительный звук, прогоняя воздух сквозь сжатые губы, или сквозь зубы, или сквозь дудку, трубку и пр.; словарь Ушакова: СВИСТ’УЛЬКА, свистульки, (разг): 1. Маленький, преим. игрушечный свисток. 2. Детская игрушка в виде лошадки, птицы ·и·др. из глины с отверстиями для свиста. 3. Дудочка, издающая звук, подобный свисту.) -Что же такое «свистулька»? (игрушка) - Сейчас используют слово «свистулька»? -Подберите современных родственников «свистульке»? (свисток, дудка, трубка) (записываем) -Люди каких профессий используют свистульки? (полицейские, тренеры) -С какой целью используют свистульки? (свистеть, привлечь внимание) (записываем) -Какие из данных слов похожи на слово «свистулька»? (сопелка, гудуха) -Чем они похожи? А вот для чего предназначались, вы узнаете сами сегодня на уроке? -Как вы думаете, что же обозначают другие слова? Попробуем их объяснить. - ШАРКУНОК – произнесите быстро несколько раз. Что напоминает вам звучание этого слова? На какое современное слово похоже? (шаркать), Что обозначает слово «шаркать»? Найдите в словаре. ( словарь Даля: ШАРКАТЬ чем, по чём, обо что, тереть, скрести, шуршать; словарь Ушакова: производить шорох, тереть, шуршать) Записываем слово ГРЕМАТУЛЬКА. Что же делает ГРЕМАТУЛЬКА? (гремит) Записываем, выделяем корень . Подберите современное слово с таким же корнем (погремушка). Запись: грематулька, гремит, погремушка. Что такое погремушка? (гремящая игрушка) Значит, слово «грематулька» обозначает что? - На какое слово похоже слово КУБАРЬ- кубарем, это значит вертеться, кувыркаться. -А МАРТИНИЧКА? Какой корень в этом слове? (март) Оставляем вопрос открытым. Как одним словом назвать данные слова? (старинные игрушки) Значит, мартиничка – это игрушка. А вот какая, вы тоже сами узнаете. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. Записывают постепенно слова. Выделяют корень. Работают со словарём | Предметные результаты: учатся понимать значение устаревших слов, подбирать родственные слова, выделять корни. Познавательные УУД: - умение выделять нужную информацию, структурировать ее - умение анализировать, сравнивать, группировать языковой материал по заданному критерию. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого; - умение работать в статических группах Регулятивные УУД: - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи. Личностные УУД: -формирование личностного смысла учения -познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания; - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка; |
Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока | Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (старинные игрушки) СЛАЙД 3 Верно, тема нашего урока: «Слова, называющие традиционные русские игрушки». Как вы думаете, что мы сможем узнать о старинных игрушках? (название, из чего делали, назначение). | Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока. Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. | Познавательные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, - умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого. |
Этап проблематизации | Ребята, зачем нам надо изучать старинные предметы, их названия? Давным-давно, много столетий назад, наши предки мало знали, не имели научных знаний, не могли объяснить явлений окружающего мира. Они придумывали себе богов и верили в них, просили у них защиты и помощи. Фигурки богов (идолов) делали из глины, камня, дерева. Одни фигурки были похожи на людей, другие на птиц, третьи – на коней. МинУли века. Люди становились всё грамотнее, образованнее. Старые боги достались детям в качестве игрушек. Сейчас игрушками мы играем, а какую роль они играли в далёком прошлом, вам предстоит узнать самостоятельно. | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» | Личностные результаты: -формирование личностного смысла учения -познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания; - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка; |
Постановка учебной задачи | Мы разделились на 5 групп. Каждая группа будет изучать текст об одной из игрушек. На его основе заполнить таблицу (название, из чего делали, назначение, устно – интересные факты). Затем выступить с сообщением о своей игрушке. С чего начнёте работу? (определят, кто читает, кто заполняет таблицу, кто рассказывает). СЛАЙД 4 Название | Назначение | Из чего делали | | | | | Вспоминают правила работы в группе: 1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2.Выслушать мнение каждого. 3.Найти общее решение. Распределяют обязанности. Дети работают в группах по карточкам и проводят анализ текста, отмечают сложные для понимания слова, проводят лексическую работу | Познавательные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого. Регулятивные УУД: - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи; Личностные результаты: -познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания; - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка. |
Практическая деятельность обучающихся | Учащиеся работают в группах, заполняют таблицы, формулируют устный ответ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | Объединяются в группы Находят материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте. Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности в таблице. | Предметные результаты: -обучающиеся получат возможность научиться понимать значение устаревших слов по указанной тематике; находить информацию в учебных статьях, словарях; создавать совместно с одноклассниками собственный информационный объект. Познавательные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, - умение выделять нужную информацию, структурировать ее, применять схематичный способ фиксации информации; - умение анализировать, сравнивать, группировать языковой материал по заданному критерию; Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого; - умение работать в статических группах Регулятивные УУД: - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи; - умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий. Личностные результаты: -формирование личностного смысла учения -познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания; - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка; - осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи |
Представление образовательного продукта | Каждая группа знакомит нас с результатами поисковой деятельности. (СЛАЙДЫ 5-10) Делается основной вывод: Из каких материалов делали игрушки? (игрушки делали из глины, дерева, ткани, берёсты). Почему из этих материалов? (доступно, бесплатно). Игрушками не только играли. Главная их роль заключалась в обереге своего хозяина от болезней и несчастий. СЛАЙД 11 На Руси было великое разнообразие кукол с забавными названиями. По форме они походили на людей, но ни одна кукла не имела лица. Кукла была приманкой для нечистой силы, злых духов, поэтому боялись, что, если кукла вдруг лицом будет на кого-то похожа, то этот человек может заболеть или даже умереть. Что вы можете сказать о кукле- крупеничке, горошинке, зернушке (телом служил мешочек с крупой, способствовали хорошему урожаю); столбушка (изготавливали из полена, игровая кукла), СЛАЙД 12 крестушка (в виде креста, оберегала от нечисти во время купания), кукла-бессонница (снотворная кукла) , кукла-кувадка (помогала родиться ребенку). Кукол делали из ниток, они назывались мартинички. -Как вы думаете, почему её так назвали? Мартинички вязали для проводов зимы и всегда парами: белая кисточка обозначала уходящую зиму, а красная – наступающую весну. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. | Предметные результаты: -обучающиеся получат возможность научиться понимать значение устаревших слов по указанной тематике; находить информацию в учебных статьях, словарях; создавать совместно с одноклассниками собственный информационный объект. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого; - умение работать в статических группах Личностные результаты: -формирование личностного смысла учения -познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания; - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка. |
Работа с официально-деловым текстом | Сейчас мы с вами изучим инструкцию по изготовлению такой куклы, а на уроке технологии её сделаем. СЛАЙД 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анализ инструкции. Найдите в тексте инструкции глаголы. - Что выражают эти глаголы? (просьба, совет) - Какую роль играют глаголы в тексте? ( главную). - В какой части предложения стоят глаголы? В начале - Из каких частей состоит инструкция? Составьте план инструкции. 1. Что необходимо приготовить для работы. 2. Порядок действий. | Работают с учебной информацией: инструкцией по изготовлению куклы-мартинички | Предметные результаты: -обучающиеся получат возможность научиться работать с официально-деловым текстом. Познавательные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого. Регулятивные УУД: - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи. Личностные результаты: -познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания. |
Рефлексия | - Наше путешествие подходит к концу. Мы из седой глубины веков возвращаемся в наш класс. Вам понравилось наше путешествие? -Вспомните, какая была цель нашего урока? Мы достигли цели? - Названия каких традиционных русских игрушек вы запомнили? - Что объединяет эти игрушки? (Для чего служили игрушки на Руси?) ШАРКУНОК, ГРЕМАТУЛЬКА- погремушки, КАТАЛКА – кататься или качаться, СОПЕЛКИ, ГУДУХИ - свистульки, ВОЛЧОК - юла, МАРТИНИЧКА - кукла. -Подумай, как ты поработал? Оцените свою работу. Закончите предложения СЛАЙД 14 Мне было ... Я узнал … Мне захотелось ... | Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. | Предметные результаты: -обучающиеся получат возможность научиться понимать значение устаревших слов по указанной тематике. Познавательные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, - умение выделять нужную информацию, структурировать ее; - умение анализировать, сравнивать, группировать языковой материал по заданному критерию; Коммуникативные УУД: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого; Регулятивные УУД: - умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий. Личностные результаты: -формирование личностного смысла учения - эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка; - осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи |