Учитель: Здравствуй, Кристина. Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнём работать.
II. Введение в тему и сообщение темы урока.
Учитель: Нам пришло письмо.
Учитель: Интересно, от кого же это письмо? Кристина, ты сможешь прочитать, от кого нам пришло письмо?
Ученик читает. На конверте надпись «научный институт».
Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.
Учитель: Кто такие учёные?
Ответы ученицы.
Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.
Открывают письмо.
Учитель: Давай, посмотрим, что прислали нам учёные.
Учитель: Ты готова выполнить задание учёных.
Учащиеся: Да.
Учитель показывает картинку.
Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.
Рассматривают.
Учитель: Что это?
Ученица: Это земля.
Учитель: Ой, Кристина, а картинка оказывается подписана. Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я тебе прочитаю, что на ней написано.
Учитель читает «почва».
Учитель: Ты говоришь, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?
Учитель: Кристина, ты знаешь, что такое «почва»?
Ученица: Нет.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таким образом мы сможем выполнить задание учёных.
III. Изучение нового материала.
1.Введение понятия «почва».
Учитель: Ты копала землю?
Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?
Ученица: Можно увидеть камни, глину.
Учитель: Когда копают глубокие ямы, становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв
Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?
Ученица: Чёрного.
Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?
Ученица: Растут растения.
Учитель: Верхний слой земли, на котором растут растения, называется почвой.
Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и тебе, как юным учёным, выполнить практическое задание. Для этого нам нужно перейти за другую парту.
Надевает фартук.
2.Практическая работа.
Учитель: У вас на тарелочках лежит почва. Рассмотрите почву.
Ученица рассматривает почву.
Учитель: Какого она цвета?
Ученица: Чёрного.
Учитель: Перемешайте почву палочкой.
Учащиеся перемешивает.
Учитель: Что ты увидела в почве?
Ученица: В почве есть камни..
Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьми щепотку почвы. Разотри её пальцами.
Учащиеся выполняет.
Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?
Ученица: Песок.
Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.
Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?
Ученица: Входит песок.
Вытирает пальцы салфеткой.
Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.
Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?
Ученица: Осталась пыль.
Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?
Ученица: Красного, оранжевого.
Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?
Ученица: Глина.
Учитель: Значит, что ещё есть в почве?
Ученица: В почве есть глина.
Вытирают пальцы салфеткой.
Учитель: Итак, в ходе практической работы мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.
Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.
Учащиеся возвращаются за парты.
IV. Закрепление изученных знаний.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.
(
Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.
Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).
Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.
Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.
Учитель: Прочитай первое предложение.
Ученица читает.
Учитель: Прочитай второе предложение.
Ученица читает.
Учитель: Прочитай третье предложение..
Ученица читает.
Учитель: Прочитай весь текст.
Читает один ученик.
Учитель: Кристина, если ты не допустила ни одной ошибки при выполнении этого задания.
Поставь на карточке себе оценку 5.
Учитель: Если допустила одну или 2 ошибки.
Учитель: Поставь себе оценку 4.
Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?
Ученица: Это почва.
Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?
Ученица: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.
Учитель: Мы выполнили задание учёных.
Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?
Учитель: Из чего состоит почва?
V. Домашнее задание, подведение итогов.
Учитель: С чем мы работали на уроке?
Ученица: Мы работали с почвой.
Учитель: Что для тебя было самым интересным на уроке?
Учитель: Перечисли состав почвы?
Ученица: Песок, камни, глина.
Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом рассказ, который мы составили на уроке.
Анализ карточки с домашним заданием.
Прочитай рассказ. Ответь на вопросы.
Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она чёрного цвета. Почва состоит из камней, глины, песка.