Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе для учащихся с ТМНР»
Урок письмо и развитие речи.
Тема: Буква Зз. Письмо строчной и заглавной буквы, ее элементов.
Задачи:
Образовательные:
-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
-упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);
-объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);
-повторить буквы Зз; закреплять образы букв.
Коррекционные:
-Развивать мелкую моторику.
-Стимулировать речевую активность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», панно «Домик для букв», зеркала, конверты с заданиями.
Организационный момент.
- Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.
1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.
1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)
На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.
Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)
Игра «Не зевай – продолжай».
- Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` - бизон. Вы готовы?
2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).
- Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.
Ходить – сходить
Клеить – склеить
Катать – скатать
Бегать – сбегать
Клевать – склевать
Летать – слетать
Петь – спеть
3. конверт. II. Повторение темы.
1. - Послушайте стихотворение.
Найдем ее мы в звездочке,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
- Какой звук я выделяла в словах? ([з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.
2. Артикуляция звуков. (зеркала)
- Как расположены губы? (Губы в улыбке.)
- А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)
- Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)
Педагог дает характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зеленый)
- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
- Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Динамическая пауза «Жили-были зайчики».
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки) На лесной опушке. (хлопают в ладоши) Жили-были зайчики (показывают ушки) В маленькой избушке. ( показываем домик) Мыли свои ушки, (трут ушки) Мыли свои лапки, (ладони моем) Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу) Надевали тапки. (показывают)
4.Конверт Игра «Найди слово».
- Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.
- Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.
- В слове слеза звук [з] находится в середине слова.
- В слове сазан звук [з] находится в середине слова.
- В слове засовзвук [з] находится в начале слова.
- В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.
- В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.
5.Конверт Работа в парах по карточкам.
– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?
Суп – зуб
Сима - зима
Коса - коза
Сахар – Захар
Лиса - Лиза
Роса – роза
Сев - Зев
1. Повторение буквы з.
«З» - смешная завитушка.
«З» - закручена как стружка.
-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,].
Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.
Размещение буквы на панно букв по адресу: Третий этаж, квартира №6.
2. Индивидуальная работа
- Ребята, посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с каждым предметом или синим, или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этих словах – твердый или мягкий.
3.Дифференциация букв В и З.
- Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З».
4. Подведение итогов.
- С какой буквой мы сегодня встретились?
- Над какими звуками мы сегодня работали?
- Что больше всего понравилось на сегодняшнем уроке ?