kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе (Планета Знаний) на тему: Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  окружающего мира проводился в 4 классе по УМК "Плане Знаний"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе (Планета Знаний) на тему: Первый русский царь. Преобразования в государстве.»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе (Планета Знаний)

на тему: Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Цель: познакомить с личностью Ивана IV, охарактеризовать время его правления.

Задачи: -образовательная - выявить значение преобразования в государстве при Иване IV

-развивающая – развивать умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений

-воспитывающая - воспитывать любовь к Российскому государству, интерес к его истории


Ход урока:


I.Организационный момент

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.


Наша Родина могучая и великая. В её летописи много героических страниц. Сегодня мы продолжаем изучать историю нашей Родины.


II Актуализация знаний

- Давайте вспомним


1) Как называли правителя на Руси? (Князь)


2) Кто из князей дал первый большой отпор монголо-татарам? (Князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты)


3) Какое событие связано с именем Дмитрий Донской?

(Куликовская битва 8 сентября 1380 г)


4) Какое значение имела победа русского войска на Куликовом поле?

(Вырос авторитет Московского княжества в глазах русских людей. Это была первая большая победа русских воинов над ордынским войском. Люди поверили, что Русское государство может стать независимым).


5) Когда Русь смогла полностью освободиться от ордынской зависимости? (Через сто лет после Куликовской битвы)


6) При каком князе это произошло? (При Иване III)


Какие еще изменения произошли при князе Иване III?

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли.

Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси» и ввел в обиход термин «Россия».

В 1497году был принят Судебник. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения.
Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведен пятиглавый Успенский собор. Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

Как вы видите, Русь становилось больше, крепче, её всё чаще стали называть «Россией», или «Российским государством». А также произошли изменения в названии правителя государства. Кто-нибудь знает, как стали называть правителя?


III. Работа по теме урока

1.Введение в тему

Откройте маршрутный лист. Прочитайте название раздела, который нам предстоит разобрать. (Московское царство)

Прочитайте название первой темы раздела. (Иван Грозный - первый русский царь)


Тема сегодняшнего урока - Первый русский царь. Преобразования в государстве

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Узнать, кто такой Иван Грозный, как изменилось государство и жизнь людей при правлении Ивана Грозного)


2. Открытие нового знания

Сегодня мы будем работать в группах. Прежде, чем приступить к работе, вспомните правила работы в группе: слушать и слышать товарища, помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения, соблюдать дисциплину, выполнять задания согласно маршрутному листу, если что-то непонятно – поднять руку.


Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа получит своё задание.

1

Используя план, составь рассказ о первом русском царе

  1. В каком году проходила церемония венчания Ивана IV на царство?

Где проходила церемония венчания?

  1. Символы власти царя Ивана IV.

Открой конверт №1. Ты видишь изображение царя, на котором отсутствуют символы царской власти. Восстанови картинку, и будь готов назвать все символы царской власти. (Будь внимателен, в конверте есть лишние предметы).

  1. Почему Ивана IV прозвали Грозным?

Прочитай информацию в учебнике стр. 36 и стр. 37 1 абзац, а также историческую справку.

Историческая справка

Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена). Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.


2

Используя план, подготовьте рассказ об изменении в управлении государством.

  1. Приказы – это …

  2. Какие существовали приказы? За что они отвечали?

Открой конверт №1. Соотнеси название приказа и его обязанности.



Посольский приказ


Ямской приказ


Разбойный приказ


Аптекарский приказ

связи с другими странами


почтовая служба


преследование «лихих людей»


поставка лекарств














  1. Откуда пошло выражение «остаться с носом»?

Используй текст учебника стр.37

3

Используя план, подготовь рассказ о новом войске, появившемся при Иване Грозном.

  1. Какое войско появилось при Иване Грозном?

  2. Что такое «жалованье»?

  3. Форма стрельцов. Открой конверт №1 и прочитай о форме стрельцов в справке.

  4. Оружие стрельцов. Рассмотри картинку в учебнике на стр. 38 и расскажи, каким оружием пользовались стрельцы

Прочитай информацию в учебнике стр. 38, а также историческую справку.



Форма (историческая справка)

Стрелецкие полки имели одинаковую и обязательную для всех парадную форму («цветное платье»), состоявшую из верхнего кафтана, шапки с меховым краем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) устанавливался согласно принадлежности к определённому полку.

Парадная форма надевалась только в особые дни — во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий.

Для выполнения повседневных обязанностей и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сделанная из более дешевого материала серого, чёрного или коричневого цвета.

4

Используя карту и текст учебника стр.38 2 и 3 абзацы , подготовь рассказ о расширении территории Московского государства.

  1. Какие территории стали частью Московского государства?

  2. Кто покорял сибирское ханство?

Покажи территорию государства ДО завоевания новых земель и ПОСЛЕ

5

Используя план, подготовь рассказ.

  1. Что такое печатный двор?

  2. Кто были первыми печатниками?

  3. Какие первые печатные книги ты знаешь?

  4. Подумай, чем печатные книги отличались от рукописных?

Используй текст учебника стр.38 последний абзац и стр.39

  1. Презентация работы групп

Работа в группах завершается. Возьмите ваши рабочие листы. Подпишите их. По ходу выступления групп, записывайте опорные слова

Приглашается по очереди каждая группа. (Выступление учащихся сопровождается показом презентации)


IV.Первичное закрепление

-Кто был первый русский царь?

-Как изменилась территория Московского государства в период правления Ивана Грозного?

-Какие ханства присоединились к Московскому государству?

-Какие символы власти стали при Иване Грозном?

-Какие государственные учреждения появились?

-Как называлось войско, созданное при Иване IV?

-Кто был первый русский книгопечатник?

-Как назывались первые напечатанные книги?


V. Итог урока

-Давайте вернёмся к цели нашего урока. Мы должны были узнать, кто был первый русский царь и какие преобразования произошли в Московском государстве.


-Ребята, обратите внимание на карту Московского государства в период правления князя Ивана III. Каким цветом она обозначена? Как вы думаете почему она похожа на одеяло из лоскутков? (Состояло из удельных княжеств, обладающих политической самостоятельностью)


-Обратите внимание на карту Московского государства при правлении Ивана IV. Какого она цвета?

-Как вы думаете, почему стали изображать карту московского государства одним цветом?

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО СТАЛО ЕДИНЫМ


VI. Рефлексия

Посмотрите на доску, выберите любое предложение и продолжите его.


Сегодня на уроке я узнал ….

Сегодня на уроке я научился ….

Сегодня на уроке меня удивило….

Сегодня на уроке я могу похвалить своих одноклассников за ….

Сегодня на уроке я открыл для себя ….

Сегодня на уроке я смог ….


VII. Домашнее задание

Стр. 39-40 (прочитать про Старый Английский Двор и ответить на вопросы)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лосева Ирина Владимировна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491314


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства