Работа по теме урока | -Ребята давайте решим задачу чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить Какой народ обладает богатой культурой и традициями, включая празднование Масленицы и Купала? -Верно -Сегодня мы поговорим о том какими были людьми славяне Обсудим вместе Вопрос: Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина? Какое описание кажется нам наиболее выразительным? Почему? (видеоролик на презентации или в интернете) Как выглядели Давайте прочитаем на стр 46 - Краса-девица: глаза ясные, брови соболиные, щеки алые, будто маков цвет, шея белая лебединая, походка гордая, поступь величавая. - носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг «под горшок» Вопрос: Рассмотрите рисунок славянской семьи на стр 46. Дайте словесный портер любого члена семьи (матери, отца, деда, детей). Обратите внимание на подсказку на стр 47. -А теперь посмотрим на картинку на стр 47 и прочитаем под ней текст Длинные свободные одежды подчёркивают прямую осанку женщин, статные стройные фигуры. Яркие краски складываются в разноцветную мозаику. -Давайте более детально опишем девушку какая она? Где находится? Какие у нее эмоции? -Хорошо а теперь посмотрим на картинку стр 48 Мы можем предположить, что похожая на эту боярышню девушка могла жить в то время и в Москве, и в Великом Новгороде, и во Пскове. Какой её изобразил художник? -Ребята опишите боярышню. Выбери подходящие слова для ее описания: статная, гордая, богатая, приветливая, неприветливая, нарядная, решительная. -Задание 21 стр 10 Рабочая тетрадь Как работали -Давайте прочитаем текст на стр 49-50 (слайды с фотографиями) -Ребята как думаете что такое Тит -А что такое молотить? -А что такое пахотные земли? -А вы знаете что значит выкорчевывали пни? -Хорошо а теперь ответим на вопрос -Какое высказывание верно? Сравним свои ответы с текстом. • Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались. • От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки. -Задание 23 стр 11 Задание 23. Составьте план ответа на вопрос: «Как трудились славяне?» Как защищали Родину -Прочитаем текст на стр 50 -Ребята как думаете что означают слова «пядь», «вершок» -Дети как думаете что означают строки из песни «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим -Задание 24 стр 11 Задание 24. Отметь пословицы, которые говорят о любви человека к родной стране. | -Славяне Ответ: По легендам и летописям можно составить представление о внешнем виде (облике) славян. Первое выражение описывающее облик девушки, более выразителен, чем описание мужчины. По характерным описательным признакам можно сделать вывод о том, что девушка имела хорошее здоровье, стройную фигуру, привлекательную внешность. В описании мужчины присутствует только характер его «прически», нет признаков по которым можно определить силу, статность, здоровье. Ответ: словесный портрет отца семейства: крепкий мужчина средних лет, русоволосый кареглазый, с окладистой ухоженной бородой и усами, взгляд серьезный, вдумчиво смотрит на старшего сына который ему что-то объясняет, держа в руках свирель, по тому, как руки отца держат детей, можно понять, что он заботится о них, они ему дороги. От мужчины -отца семейства исходит добрая сила и спокойствие, уверенность в том, что он может защитить свою семью. -Изображения женщин в церкви совсем иные. Здесь изображены женщины уже познавшие тяготы взрослой замужней жизни, хоть их одежды и нарядны, и судя по картине женщины из богатых и зажиточных семей, головы их склонены, глаза опущены, смотрят вниз. Они может и горды, но умеют укрощать свою гордость. Им уже присуща житейская мудрость Ответ: На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Руки девушки спрятаны в меховую муфту, а на голове высокая шапка сшитая, как и муфта из черного меха. Предметы одежды отличаются простотой, без излишеств и совершенно ничем не украшены. Поэтому девушка, скорее всего, принадлежит к среднему классу. Она идет решительно, широким шагом, поджав губы и приподняв голову, всем своим видом показывая свое превосходство. За ее спиной длинная русая коса, в которую вплетена простая красная лента, развивающаяся на ветру. Ее величавая статная осанка сразу бросается в глаза. Она москвичка и гордится этим, это проглядывается не только в ее одежде, но и в том, как она идет и преподносит себя. Многие жители отдаленных деревень даже боялись Люди пахать, а он руками махать Не красна изба углами, а красна пирогами. Трудиться всегда пригодится Чем богаты тем и рады. Худ обед когда хлеба нет. -Тит (лат. Titus) — мужское имя, с латыни переводится как "почет", "честь" -МОЛОТИ́ТЬ, 1.Извлекать, выбивать зёрна, семена из колосьев, метёлок, початков, стручков. М. рожь, горох. 2. кого (что). Бить, колотить, ударять -Пахотные земли (пашня) – это земля, которая используется для выращивания сельскохозяйственных культур. -Корчева́ние — процесс удаления пней деревьев или кустарника из грунта вместе с корнями. Ответ: От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки. 1.Почему славяне жили общиной; 2.Какие работы выполняли женщины; 3.Какие работы выполняли мужчины; 4.Какие работы поручали детям; -слово «пядь»- древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. -слово «вершок» старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». -Строки из песни: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим» объясняются следующим образом: мы народ мирный, воевать не хотим, не претендуем на чужие территории, но если к нам кто придет с войной, и захочет отнять у нас нашу землю, мы будем за нее воевать до последнего воина. 1.Любовь да лад - не нужен и клад. 2.Родина - мать, умей за неё постоять. 3.Чужбина - калина, родина - малина. 4.Чужого не желай, а своего не отдавай. 5.Любовь не верстами меряется. 6.Мала птица синица, да и та свое гнездо бережет. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
Работа по тексту | Как помогали друг другу (слайды с фотографиями) -Прочитаем текст на стр 51 -Вы знаете кто такой погорелец? -Как вы понимаете словосочетание «всем миром» -Ребята давайте вспомним какие поговорки и пословицы о дружбе, взаимопомощи и доброте Как принимали гостей (слайд с фотографиями) -Что такое горница? -Как понимаете слово «хлебосольным» Вопрос: Как ты понимаешь старинное выражение « Хозяйка угодливостью всех затмила» Вопрос: Прочитай отрывок из книги русского историка Н.М. Карамзина. О какой черте характера славян в нём говорится? -А что такое Благогове́ние Как отдыхали -Прочитаем текст на стр 52 -А вы знаете что такое песни-причитания? -прочитаем текст на стр 53-54 -Любишь ли ты играть в жмурки? Тогда картина художника Г.К. Михайлова расскажет тебе, что твои сверстники, жившие в далёком XIX (19) веке, с удовольствием играли в жмурки. -Рассмотри картину. Ответь на вопросы: «Где происходит действие? Знаешь ли ты, что значит «водить»? Кто водит? Кто наблюдает за игрой? Какова обстановка в комнате?» -Задание 26 стр 12 Задание 26 Поработайте в парах. Обсудите: к каким песням относятся следующие народные песни? Объясните свои ответы. Запишите их. -Подсказки для вас есть внизу | -Погоре́лец- Тот, кто потерял жилище и имущество в результате пожара -Всем миром — сообща, всем вместе (делать что-либо, выражать какое-либо мнение, решение) -один за всех, и все за одного; друг за друга держаться, ничего не бояться, старый друг, лучше новых двух, вражда не делает добра, добрым быть, добрым слыть; за недобрым пойдешь, на беду набредешь; свет не без добрых людей; кто скоро помог, тот дважды помог; Горница — чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Радушно и щедро угощающий; гостеприимный. Ответ: Выражение несет двойной смысл: Хозяйка настолько трепетно и вежливо относилась к гостям, которые становились для нее самым важным в доме, что уделяла им все свое время, расспрашивая о проблемах и заботах, максимально старалась накормить, а провожала гостей с трепетом и жалостью, что приходится расставаться. Но при этом можно сказать, что ее внимание было несколько навязчивым, и всем своим поведением она давала понять, чем гости ей обязаны. Благогове́ние Глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо Ответ: В отрывке Н.М.Карамзина говорится о радушии, открытости характера славян, о их миролюбии, готовности помочь в трудную минуту, поделиться «последним куском хлеба». Причитания — один из древнейших видов народной поэзии, они существовали ещё в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события: смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д. -ответы детей Ответ: Тащим балку по леску Поддается по вершку Да эх! Еще раз! Давай разик ещё! Да эх! Еще раз! Да эх! Еще раз! Давай разик ещё! ( трудовая, говорится о трудовом процессе) Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину... (календарная, исполнялась в Рождественские колядки) Ах, поёт, поёт Соловушка! Ах поёт, поёт Молоденький; Молоденький, Xорошенький, Пригоженький (шуточная, исполнялась на летних вечерках, могла относится к молодым парням, которые умели хорошо петь. Говорили поёт «как соловей».) Бай-бай, бай-бай! Спи-ка, милое дитя, До восхода солнышка, До заката месяца. ( колыбельная.) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |