Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс Школа России "Куликовская битва" Методист: Деменева Мадина Нигметуллаевна»
МОУ ЛСОШ №1
урок по окружающему миру в 4 классе
Учитель Попкова Е.В.5.03.2013г.
Куликовская битва
Цели урока:
1) познакомить с Куликовской битвой;
2)формировать представление о подвигах защитников Руси;
3)развивать интерес к истории, любовь к Родине, умение рассуждать и анализировать
Оборудование:
карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)
1)слушать; 2)думать;
3)узнавать;
4)сравнивать;
5)делать выводы.
III. Актуализация знаний.
- Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют отдельно от класса и самостоятельно.)
- Откройте тетради на странице 22.
Выполним графический диктант. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?
1.При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.
2.Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.
3.Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.
4.Изделия московских оружейников славились на всю Русь.
5.Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.
Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву «К».
1.
2.
3.
1.Прозвание князя Ивана Даниловича.
2.Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.
3.Укрепленный центр древнерусского города.
IV.Определение содержания, темы урока по названию произведения.
- Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.
-А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)
-Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: «Такие разные праздники», «Куликовская битва», «Славные символы Росии»)
-Куликовская битва.
Слайд 1.
V.Работа над новой темой.
-Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.
Дети слушают песню.
Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.
Слайд 2.
Часть 1.
Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в
Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
-Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.
- Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите
на доске подсказки – пословицы:
Лучше биться орлом, чем жить зайцем
Смелость города берет
Храбрец в день битвы познается
Ответы детей: смелость, храбрость, отвага…
Слайд 3. Часть 2.
Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались
гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.
-Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.
- А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)
- А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:
Ум дороже золота
Разум силу победит
У умной головы сто рук
Ответы детей: ум, мудрость …
Слайд 4. Часть 3.
А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух
богатырей – Пересвета и Ослябю.
-Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)
- О чем это говорит?
Пословицы на доске:
Не по нашему хотенью, по Божью изволенью
Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море
Человек так, а Бог инак
Человек предполагает, а Бог располагает
Ответы детей: вера в Бога…
Слайд 5. Часть 4.
В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле,
расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,
8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Учитель показывает на карте это место.
Слайд 6.
Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.
-А какой черте характера это говорит? Пословицы:
И тихая вода крутые берега берет
Ответы детей: Скромность…
Слайд 7. Часть 5.
Читает учитель
И сказал князь: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.»
- Как это характеризует князя? Пословицы:
Честь чести и на слово верит
Береги честь с молоду
Ответы детей.(Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)
Слайд 8.Часть 6.
Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Слайд 9.
И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.
Слайд 10.
Начали враги теснить русских воинов.
- А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. ( Он себя не выделял)
Слайд 11.Часть 7.
И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница,
находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.
Значение победы. Слайд 12.
- Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.
Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.
Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.
Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
VI.Физкультминутка под музыку.
Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
VII.Закрепление изученного.
- Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.
2
5
1
6
4
11
3
8
7
10
9
По горизонтали:
1.Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем
3.Приток Дона близ места Куликовской битвы
4.Прозвание князя- победителя в Куликовской битве
7.Московский князь, дед Дмитрия Донского.
9.Военачальник монголо-татар
10.Русский богатырь, противник Челубея
11.Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря
По вертикали:
2.Основатель Троицкого монастыря
5.Поле битвы 8 сентября 1380 года
6.Город, князь которого организовал отпор ордынцам
8.Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве
По горизонтали:
По вертикали:
1. Челубей
3. Непрядва
4. Донской
7. Калита
9. Мамай
10.Пересвет
11. Ослябю
2. Сергий
5. Куликово
6. Москва
8. Дмитрий
- Молодцы! Хорошо усвоили материал.
VIII.Потомки помнят.
-Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.
Слайд 13. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.
Слайд 14. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.
- Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)
- Правильно, ребята!
Слайд 16.
-Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.
IX. Работа в парах.
-А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.
-Проверим вашу работу.
- Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?