kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике "Решение задач" (День единого текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

День единого текста – это одна из технологий смыслового чтения как механизма формирования читательской грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Решение задач" (День единого текста)»

План – конспект урока по математике, проводимого в рамках Дня единого текста




Тема урока: Решение задач

Класс / возраст: 4 классы / 10-11 лет

Цель: формирование читательской грамотности.

Планируемые результаты:

Метапредметные: находить в тексте информацию, заполнять несложные готовые таблицы, достраивать несложную готовую диаграмму, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; развивать умение высказывать своё предположение.

Предметные: работать с разными величинами, использовать табличную форму представления данных, сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах измерения, упорядочивать предметы по длине, ориентироваться в схемах при выполнении заданий, анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.

Личностные: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, развивать познавательные интересы, учебные мотивы, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Виды деятельности: самостоятельная работа, практическая работа.

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог).

Средства и формы оценивания: самостоятельная работа, самооценивание.

Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал (карточки), образцы работ.

Список используемой литературы:

Интернет ресурсы:

  1. Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?». Источник: https://leshina2013.wixsite.com/website-1

  2. Грустный мамонтёнок. Источник: https://sun9-41.userapi.com/impf/c840220/v840220666/1243a/yJ70iwu-RNU.jpg?size=277x280&quality=96&sign=eaf3cb85526e646635710f6cd3a9576c&c_uniq_tag=70iJ1whMPD2LignM0X0NyvxULt17MrR9KDjD-R_aQFU&type=album

  3. Весёлый мамонтёнок. Источник: https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82-%D0%BC-%D0%B0-%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D0%B8%D0%B7%D0%BE-%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%B5-%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%BA%D0%B5-98486162.jpg

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki

Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент


- Сегодня у нас необычный урок математики.

- Задания будут связаны с текстом, который вы сегодня читали.

- Как называется текст, который вы сегодня читали?

- Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

Считаем, решаем

Читаем, понимаем.

- Что вы будете делать на уроке?

-Почему, как вы думаете, я выделили два слова: читаем, понимаем?

- Надо очень внимательно читать каждое задание, чтобы понять, что надо сделать.




- Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?




- Считать, решать, решать, понимать

- Надо внимательно читать, чтобы понять

2. Устный счёт по содержанию ранее прочитанного тексту.


1.Устный счёт по прочитанному ранее тексту.

1)- Когда живые мамонты гуляли на острове Врангеля?

- Запишите это число. Дайте характеристику этому числу.




2)- В каком году на Ямале был найдена хорошо сохранившаяся мумия мамонтенка.

-Сколько лет прошло со дня находки?

3) -Когда вымерли последние настоящие динозавры?

-Запишите это число цифрами.

-Уменьши его в 1000 раз.

- Увеличь на 4000.

- Раздели на 700

4)- Разгадай зашифрованное слово.

Выполни вычисления. Результаты действий расположи в порядке возрастания. Ты узнаешь о находках.


102∙10 =

А

17+28=

Н

20∙8=

Т

75:3=

М

600:60=

А

76-40=

О

27∙3=

Т

560:80=

М

650:5=

Я






















1)- 4000 лет назад

- Это четырёхзначное число.

- В разряде 0 единиц, 0 десятков и 0 сотен.

- Предшествующее число 3999, последующее – 4001.

- 4000= 400 д.=40 с.


2)- В 2007

2021-2007=14 (лет)


3)- 66 000 000 лет назад

- 66000

-70000

-100








102∙10 =1020

А

17+28=45

Н

20∙8=160

Т

75:3=25

М

600:60=10

А

76-40=36

О

27∙3=81

Т

560:80=7

М

650:5=130

Я


7

10

25

36

45

81

130

160

1020

М

А

М

О

Н

Т

Я

Т

А


3. Знакомство с дополнительным текстом.


- О каких находках вы будете читать?

Текст “Малыши-мамонтята”

Мамонтёнок Люба — ископаемый мамонтёнок-самка вида шерстистый мамонт, найденный в мае 2007 года оленеводом Юрием Худи в верхнем течении реки Юрибей на полуострове Ямал. Получил имя «Люба» в честь жены оленевода. Мамонтёнок уникален тем, что его сохранность гораздо лучше «предшественников» — мамонтят Димы, найденного в 1977 году в верховьях реки Колымы, и Маши, обнаруженной на полуострове Ямал в 1988 году. Возраст животного — около одного месяца. Размер животного 130 см в длину, 9 дм в высоту, вес приблизительно 50 кг.

Мамонтёнок Дима — ископаемый мамонт. Это уникальный музейный экспонат и предмет палеонтологических исследований. Тело мамонтёнка имеет рост 1м 4 см и массу около 90 кг. Возраст на момент смерти оценивается в 6-7 месяцев. Предполагается, что незадолго до своей гибели мамонтёнок поранил ногу, свалился в яму, наполненную водой и грязью, не смог оттуда выбраться, замёрз и утонул. Имя Дима происходит от названия небольшого ручья, вблизи которого был найден мамонтёнок.

Ямальский мамонтёнок (мамонтёнок Маша) — сохранившийся в вечной мерзлоте экземпляр самки шерстистого мамонта возрастом 2-3 месяца, обнаруженный в 1988 году на восточном побережье полуострова Ямал. Ямальский мамонтёнок был найден на полуострове Ямал в сентябре 1988 года на берегу речки Юрибетеяха, впадающей в Обскую губу, моряками теплохода «Порог».

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Беседа по прочитанному:

- В каком году был обнаружен мамонтёнок Люба?

- В каком году был обнаружен мамонтёнок Дима?

- В каком году был обнаружен мамонтёнок Маша?

- Кто был найден первым?

- Кто был найден последним?

- В честь кого был назван мамонтёнок Люба?

- Почему мамонтёнка Диму так назвали?


- О мамонтятах.


Обучающиеся знакомятся с текстом.

































- Мамонтёнок Люба был обнаружен в 2007 году.

- Мамонтёнок Дима был обнаружен в 1977 году.

- Мамонтёнок Маша был обнаружен в 1988.

- Первым был найден мамонтёнок Дима.

-Последним был найден мамонтёнок Люба.

- Мамонтёнок Люба был назван в честь жены оленевода, который обнаружил эту находку.

-Мамонтёнка Диму так назвали потому, что его нашли вблизи ручья, который называется Дима.

4.Физкультминутка

- «Песенки Мамонтёнка», прозвучавшая в мультфильме была посвящена первому найденному детёнышу мамонта.

- Кому она посвящена?

Физкультминутка под «Песенку мамонтёнка»

5. Решение задач

- Мамонтята – теперь музейные экспонаты.

Задание 1.

Прочитайте текст.

Заполните таблицу.

Год находки





Кличка мамонтёнка





Работа проверяется по образцу.

+ - верный ответ

? - неверный ответ

- Сосчитайте количество «+»

- Встаньте, у кого 3 плюса.

- Молодцы. Аплодисменты!

-Чтобы поместить находку в музее, требуются точные данные их измерений,

Задание 2.

Заполните таблицу измерений мамонтят. Если данные в тексте отсутствуют, то предположите, какие измерения могут быть у этого малыша.

Работа в группах.


Рост

Масса

Возраст

Люба




Дима




Маша





-Проверьте заполнение известных измерений по образцу.

- Какое измерение у Любы вы не учитывали?

- Какой может быть высота и масса Маши?

Ответ:

Мы считаем, что высота Маши могла бы быть…., так как …….

Мы считаем, что масса Маши могла бы быть…., так как …….

1 балл - верно заполнен возраст Любы и Димы;

1 балл - верно заполнен рост Любы и Димы;

1 балл - верно заполнена масса Любы и Димы;

1 балл - рост Маши указан в диапазоне 90 см - 104 см.

1 балл - масса Маши указана в диапазоне - 50 кг - 90 кг

Итого: 5 баллов максимально.

Задание 3.

Поставьте на схеме возле деления числа.

Узнай, кто из детёнышей выше и на сколько.

Подпиши клички мамонтят на схеме.

Задание выполняется индивидуально.

- Проверьте задание по образцу.

1 балл - верно подписаны клички;

1 балл - верно подписаны числа на схеме;

1 балл – верный перевод именованных чисел;

1 балл - верно найдена разница роста мамонтят;

1 балл – записан ответ

Итого: 5 баллов максимально.


Задание 4.

Прочитайте задачу и решите ее по действиям с пояснением.

Мама мамонтенка Любы в 280 раз тяжелее. Сколько весит папа, если масса всей семьи 29 т 50 кг.

Задание выполняется индивидуально.

Проверяется по подробному образцу.

1 балл - использована информация массы мамонтёнка Любы (50 кг);

1 балл - верно переведена масса семьи в кг;

1 балл - верно найдена масса мамы;

1 балла - верно найдена масса мамы и Любы вместе или часть без мамы, или часть без Любы;

1 балл - верно найдена масса папы;

1 балл - масса папы переведена в более крупные единицы.

Итого: 6 баллов максимально.




- Сосчитайте заработанные баллы за свою работу.

- Если вы набрали 16 баллов, вы молодцы! Вами можно гордиться.

- Если вы набрали 12-15 баллов, потренируйтесь, Всё у вас получится!


Задание выполняется в парах. Обсуждение.

Задание 1.

Образец.


Год находки

1977

1988

2007

Кличка мамонта

Дима

Маша

Люба









Задание выполняется в группах.

Обсуждение.

Задание 2.

Образец.



Рост

Масса

Возраст

Люба

9дм

50 кг

1 мес

Дима

1 м 4 см

90 кг

6-7 мес

Маша



2-3 мес


5 баллов





Ребята каждой высказывают свои предположения

-Рост и масса Маши больше роста и массы Любы, но меньше роста и массы Димы, так как Маша старше Любы, младше Димы.








Задание выполняется индивидуально.

Задание 3.

Образец.


Дима Люба

- Чтобы сравнивать рост детёнышей и находить разницу в росте, именованные числа должны быть в одинаковых единицах измерения.

9 дм = 90 см

1 м 4 см= 104 см

104-90=14(см)

Ответ: на 14 см Дима выше Любы.

5 баллов







Задание выполняется индивидуально.

Задание 4.

Образец.

Масса Любы 50 кг

29 т 50 кг=29050 кг

1способ

1)50∙280=14000(кг)- масса мамы

2)14000+50=14050(кг)- масса мамы и Любы вместе

3)29050-14050=15000(кг)

15000 кг=15 т

Ответ: 15 т масса папы.


2способ

1)50∙280=14000(кг)- масса мамы

2)29050-14000=15050(кг)- масса папы и Любы вместе

3)15050-50=15000(кг)

15000 кг=15 т

Ответ: 15 т масса папы.

6 баллов

Дети оценивают свою работу по образцу.

6. Итог

- Что нового вы узнали на уроке?


- Кое у вас было настроение после прочитанного текста?


-Что мы на уроке делали?

- О находках детёнышей мамонтов.

- Узнали их размеры: массу, рост, возраст.

- Было грустно, жалко мамонтят, погибли маленькие.

- Решали задачи, сравнивали рост и массу детёнышей.

-Узнали, чему может быть равна масса взрослого мамонта.

7. Рефлексия

- Как вы оцениваете свою работу? Если вы довольны своей работой на уроке, обведите весёлого мамонта. Если не довольны, у вас были трудности, обведите грустного мамонта.

- Спасибо вам за урок!













- Спасибо за урок!




Приложение

Карточка для устного счёта

Выполни вычисления. Результаты действий расположи в порядке возрастания. Ты узнаешь о находках.


102∙10 =

А


17+28=

Н


20∙8=

Т


75:3=

М


600:60=

А


76-40=

О


27∙3=

Т


560:80=

М


650:5=

Я

































Образец для проверки

102∙10 =1020

А

17+28=45

Н

20∙8=160

Т

75:3=25

М

600:60=10

А

76-40=36

О

27∙3=81

Т

560:80=7

М

650:5=130

Я


7

10

25

36

45

81

130

160

1020

М

А

М

О

Н

Т

Я

Т

А

















Дополнительный текст

Текст “Малыши-мамонтята”

Мамонтёнок Люба — ископаемый мамонтёнок-самка вида шерстистый мамонт, найденный в мае 2007 года оленеводом Юрием Худи в верхнем течении реки Юрибей на полуострове Ямал. Получил имя «Люба» в честь жены оленевода. Мамонтёнок уникален тем, что его сохранность гораздо лучше «предшественников» — мамонтят Димы, найденного в 1977 году в верховьях реки Колымы, и Маши, обнаруженной на полуострове Ямал в 1988 году. Возраст животного — около одного месяца. Размер животного 130 см в длину, 9 дм в высоту, вес приблизительно 50 кг.

Мамонтёнок Дима — ископаемый мамонт. Это уникальный музейный экспонат и предмет палеонтологических исследований. Тело мамонтёнка имеет рост 1м 4 см и массу около 90 кг. Возраст на момент смерти оценивается в 6-7 месяцев. Предполагается, что незадолго до своей гибели мамонтёнок поранил ногу, свалился в яму, наполненную водой и грязью, не смог оттуда выбраться, замёрз и утонул. Имя Дима происходит от названия небольшого ручья, вблизи которого был найден мамонтёнок.

Ямальский мамонтёнок (мамонтёнок Маша) — сохранившийся в вечной мерзлоте экземпляр самки шерстистого мамонта возрастом 2-3 месяца, обнаруженный в 1988 году на восточном побережье полуострова Ямал. Ямальский мамонтёнок был найден на полуострове Ямал в сентябре 1988 года на берегу речки Юрибетеяха, впадающей в Обскую губу, моряками теплохода «Порог».














Задание для работы в парах

Задание 1

Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Год находки





Кличка мамонтёнка





Образец

Год находки

1977

1988

2007

Кличка мамонта

Дима

Маша

Люба

+ - верный ответ

? - неверный ответ













Задание для работы в группах 2

Заполните таблицу измерений мамонтят. Если данные в тексте отсутствуют, то предположите, какие измерения могут быть у этого малыша.


Рост

Масса

Возраст

Люба




Дима




Маша





Образец



Рост

Масса

Возраст

1 балл - верно заполнен возраст Любы и Димы;

1 балл - верно заполнен рост Любы и Димы;

1 балл - верно заполнена масса Любы и Димы;

1 балл - рост Маши указан в диапазоне 90 см - 104 см.

1 балл - масса Маши указана в диапазоне - 50 кг - 90 кг

Итого: 5 баллов максимально.


Люба

9дм

50 кг

1 мес

Дима

1 м 4 см

90 кг

6-7 мес

Маша



2-3 мес










Задание 3.

Поставьте на схеме возле деления числа.

Узнай, кто из детёнышей выше и на сколько.

Подпиши клички мамонтят на схеме.


Образец.


50 см

100 см

Дима Люба

9 дм = 90 см

1 м 4 см= 104 см

104-90=14(см)

Ответ: на 14 см Дима выше Любы


Оценивание

1 балл - верно подписаны клички;

1 балл - верно подписаны числа на схеме;

1 балл – верный перевод именованных чисел;

1 балл - верно найдена разница роста мамонтят;

1 балл – записан ответ

Итого: 5 баллов максимально.





Задание 4.

Прочитайте задачу. Заполните схему и решите ее по действиям с пояснением.

Мама мамонтенка Любы в 280 раз тяжелее. Сколько весит папа, если масса всей семьи 29 т 50 кг.



Образец.

М


1 балл - использована информация массы мамонтёнка Любы (50 кг);

1 балл - верно переведена масса семьи в кг;

1 балл - верно найдена масса мамы;

1 балла - верно найдена масса мамы и Любы вместе или часть без мамы, или часть без Любы;

1 балл - верно найдена масса папы;

1 балл - масса папы переведена в более крупные единицы.

Итого: 6 баллов максимально.



асса Любы - 50 кг

29 т 50 кг=29050 кг


1способ

1)50∙280=14000(кг)- масса мамы

2)14000+50=14050(кг)- масса мамы и Любы вместе

3)29050-14050=15000(кг)

15000 кг=15 т

Ответ: 15 т масса папы


2способ

1)50∙280=14000(кг)- масса мамы

2)29050-14000=15050(кг)- масса папы и Любы вместе

3)15050-50=15000(кг)

15000 кг=15 т

Ответ: 15 т масса папы


Рефлексия













Текст для проведения Дня единого текста


Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?1


Мой младший брат обожает всё, что связано с динозаврами. Часто пересматривает фильмы «Парк юрского периода» и «Мир юрского периода». Его очень интересует вопрос: сможет ли наука когда-нибудь «возродить» динозавров?

К сожалению, науке до этого ещё очень далеко. Мы ещё не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.

Во-первых, последние мамонты жили не очень давно: на острове Врангеля живые мамонты гуляли всего-навсего 4000 лет назад! В вечной мерзлоте сохранились замороженные останки мамонтов, из которых можно извлечь ДНК (так называется набор генов, который есть в каждой клетке живого организма). Клеточные ядра мамонта даже проявляют слабые признаки жизни, если их пересадить в клетки живого существа.  В 2007 году на Ямале была найдена хорошо сохранившаяся мумия мамонтёнка. Её назвали Люба. Так вот учёные смогли подробнейшим образом исследовать тело Любы с помощью рентгеновского излучения. Современная наука сегодня может определить точный возраст ископаемых останков животных (костей, бивней шерсти). Содержание углерода в останках указывает на возраст живых организмов и различных веществ: угля, метеоритов, орудий, бумаги, папируса, пергамента и многих других.












Рис.1 Мамонтенок Люба хранится в музейном комплексе Салехарда2

Во-вторых, у нас есть живые очень близкие родственники мамонтов — слоны. Поэтому в общем понятно, кто мог бы выносить мамонтёнка, который разовьётся из слоновьей яйцеклетки с внедрёнными в неё генами мамонта: слониха могла бы. Но осталось ещё много технических проблем, до полного их решения науке ещё надо долго развиваться.

С динозаврами всё намного хуже. Главная трудность — отсутствие живых близких родственников вымерших динозавров.  Птицы являются потомками динозавров, но между ними так «много воды утекло», что сегодня использовать птичьи гены для возрождения динозавров невозможно.  Вторая проблема: у нас нет живых клеток динозавров. Последние настоящие динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. Так долго ДНК сохраняться не может. Срок активной жизни ДНК - немногим более двух-трёх суток.







Рис.2 Где находят динозавров?3



Можно поискать обходные пути. Например, имея геномы современных птиц можно частично восстановить и геном той самой древней примитивной птицы из Мезозоя, от которой все современные птицы произошли.  Но это случиться тогда, когда учёные разработают методы проектирования геномов и искусственного выращивания животных, которых сегодня не существует на Земле. Это могут быть в том числе и животные, похожие на вымерших динозавров. Хотя, конечно, по-настоящему воскресить какого-то конкретного динозавра, не оставившего живых потомков, таким способом никогда не удастся. Только искусственно спроектированные животные, напоминающие динозавров, возможно, когда-нибудь и появятся на свет.

Как вы думаете, есть ли у жителей России шанс увидеть настоящие останки динозавров и мамонтов?


Рис.3 В Шестаковском палеонтологическом комплексе (Кемеровская область) сотрудники музея нашли фрагмент яйца динозавра4

Конечно, ведь в России палеонтологи постоянно находят различные останки мамонтов и динозавров. В марте 2021 года прямо в центре Кемерова машинист экскаватора нашёл кости молодого мамонта; огромные скопления останков мамонтов и динозавров были найдены на разных глубинах в разрезе Большой Илек в Красноярском крае. Все эти артефакты, а также тело мамонтёнка Любы и других мамонтов хранятся в разных музеях России. Хотели бы вы увидеть эти экспонаты?

















1 Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров» [Электронный ресурс]. URL: https://leshina2013.wixsite.com/website-1 (дата обращения: 28.11.2021г.).

2 Фотография «Мамонтенок Люба» [Электронный ресурс]. URL: https://www.yamal.kp.ru/daily/26586/3602637/ (дата обращения: 28.11.2021г.).

3 Инфографика [Электронный ресурс]. URL: https://img1.labirint.ru/books/691475/scrn_big_05.jpg (дата обращения: 28.11.2021г.).

4 Фотография «Фрагмент яйца» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/13/reg-sibfo/v-kuzbasse-nashli-fragment-iajca-epohi-dinozavrov.html (дата обращения: 28.11.2021г.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике "Решение задач" (День единого текста)

Автор: Шахрова Вера Ивановна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593930


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства