kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Н.Носов "Живая шляпа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Н.Носов Живая шляпа" закрепляет и обобщает изученный материал. В процессе урока учащиеся анализируюткомпозицию произведения, характер и поступки героев, сравнивают, обобщают и делают выводы по прочитанному.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Н.Носов "Живая шляпа"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №57 г. УЛЬЯНОВСКА





Конспект открытого урока

литературного чтения во 2Б классе

по теме «Н. Носов «Живая шляпа»









Учитель: Сайманова Людмила Анатольевна

высшей квалификационной категории









2020- 2021 учебный год





Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»


Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.


Цель:

-продолжить работу над произведением Н.Н. Носова “Живая шляпа”

-формировать умение определять и анализировать композицию произведения;

-развивать умение анализировать характер и поступки героев;

-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

-совершенствовать умение выразительного чтения по ролям.




Планируемые результаты:

Предметные: продолжить работу со знакомством творчества писателя Н. Носова и его произведением «Живая шляпа»; уметь пересказывать произведение от лица одного из персонажей.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев при чтении по ролям; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции при чтении по ролям.



Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация урока, карточки с заданиями, тест.













Этап, метод

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Словесный метод: слово учителя.


1 мин.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Приветствовать учителя.

Организовать свое рабочее место.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Мотивационный


Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме урока.


5 мин.













- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

- Ребята, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя?

- Носов родился недалеко от Киева в Украине в 1908 году; он был не только писателем, но режиссёром; его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья; по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;

- Н. Носов был на войне и во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. Его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.

Учитель: Я хочу добавить, что Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

«Взрослым ребёнком», в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».   

    А один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Н. Носов.                       


Отвечают на вопросы






Регулятивные:

определение темы и целей урока.

Постановка учебной задачи.

Словесный метод: слово учителя.






Закрепление знаний о книгах Н.Носова

Практический метод: анализ правила, ответы на вопросы.





































Вводная работа по теме урока


Практический метод: выполнение упражнения.















Физминутка























Решение частных задач.













































































Чтение по ролям





Обобщение. Работа с пословицами.














































Тест








4 мин.





















































3 мин.



















.


2 мин














.










2 мин













































































10 мин



5 мин

















































5 мин

- Какие произведения Носова вы знаете?

Мы начинаем путешествие по произведениям Н. Носова..

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

- Угадайте, из каких произведений эти строки.

Слайды-книги Носова.

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой». «Фантазёры»


«Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче».

«Заплатка»


«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

«Мишкина каша»


«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

- Слушаю!

А из трубки в ответ:

- Ты чего хрюкаешь?

- Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

- Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка!» «Телефон»


«Только полез на горку – бух носом!

- Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Что делать? – думает.

Думал, думал – и придумал:

- Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

«На горке»


«-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.» «Живая шляпа»


Отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!


- Почему я вам загадала загадку про кошку? Как думаете?

- Молодцы! Н.Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.

На прошлом уроке мы с вами начали работу по этому произведению. Дома вы составляли картинный план.

Расскажите, какие события происходили в рассказе?

План.

  1. Володя и Вадик сидели дома

2. Шляпа живая?
3. Мальчики трясутся от страха.
4. Вовка и Вадик пошли в атаку.
5. Это же наш котенок Васька!


- Откройте учебник на стр. 54.

Работа в группах. Чтение по ролям.

-Перед тем, как нам приступить к чтению, мы сделаем гимнастику для глаз.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко… ровно… глубоко.
Мы спокойно отдыхали, 
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянуться! Улыбнуться! 
Всем открыть глаза
И красиво сесть.


Правила работы в группах.

      Сколько героев в рассказе? (4): Вадик, Вовка, котёнок и автор.

Прежде чем начать читать, определим какие характеры у героев?  

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает.

 - Надо проанализировать произведение.

 - Как котёнок оказался под шляпой?

- Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)

- А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой?

-Когда мы это узнаём? (Мы это узнаём сразу в начале рассказа.)

- Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)

- Когда мальчики заметили шляпу?(Услышали, как позади что-то плюхнулось.)

-Что значит «плюхнулось»? («плюхнуться»-тяжело упасть или сесть.)

- Что же так испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.)

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?

(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

- Тогда что их так напугало? (Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? (Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

- Что значит «трястись от страха»?

- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? (Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)

- Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»? (Испугались.)

- Что предприняли мальчики? (Они убежали на кухню.)

- Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)

- Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)

- Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

Какие слова стали переломными в их настроении? (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)

(Мальчики успокоились и осмелели.)

- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)

- Как вы понимаете слово «треснуть»? (Очень сильно ударить.)

- А как вела себя шляпа всё это время? (Она не двигалась.)

- Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.)

- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? 

- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? (Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)

- Какое слово передаёт их настроение? (Обрадовались.)

- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;

стыд – что они испугались шляпы;

жалость – Ваське зря попало.)


- Давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют настроение и душевное состояние мальчиков по ходу развития событий:

(Слайд)

Испугались;

успокоились и осмелели;

побороли свой страх;

веселились и радовались;

обрадовались.

(Слайд)


Чтение по ролям вслух. Проверка выразительного чтения.



- Как вы ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?» (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные.  Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)

- А как автор относится к героям своего произведения? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)

- А какой это смех: добрый или злой? (Добрый.)

- Как называется такой смех? (Юмор.)

-  Какая главная мысль этого рассказа?

(Учись справляться со своим страхом и  тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

- Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы.

Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.

Какую пословицу вы бы подобрали сами к этому произведению?

(Слайд)

- Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Волков бояться – в лес не ходить.

У страха глаза велики – чего нет, и то видят.

Чучело только видом пугает.

(ребята испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно).

Определение жанра произведения.

К какому жанру относится  произведение, которое мы сегодня изучали? (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой  их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?

(Юмористический рассказ.)

- Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение

Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

Носов – детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор

Показать всем нам хотел!

-Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?»

1.Как звали котенка?

а). Мурзик

б). Васька

в). Матроскин

2.Что делал котенок в начале рассказа?

а). сидел на полу возле комода

б). спал на диване

в). играл с мальчиками

3.Как звали мальчиков-героев рассказа?

а). Иван Иванович и Степан Степанович

б). Толя и Коля

в). Володя и Вадик

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а). огурцы

б). картофель

в). помидор

5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»

а). она была волшебная

б). под ней сидел котенок

в). шляпу дергали за веревочку

6.Какими были мальчики?

а) трусами

б) фантазёрами

в) чудаками

7.К какому жанру относится данное произведение:

а) сказка

б) стихотворение

в) юмористический рассказ

Викторина по рассказам Н. Носова





















































Отвечают на вопросы



















Выполняют движения.






Отвечать на вопросы














Отвечают на вопросы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.































































Личностные: осуществляют профилактику утомления.






























Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.




















































Предметные: умение читать выразительно по ролям



Итоги урока. Рефлексия

Словесный метод: ответы на вопросы.

3 мин.

-Какая была тема урока?

- Какие мы ставили цели на урок?

- Мы достигли их?


Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я похвалил бы себя за …

Мне захотелось …

У меня получилось …

-Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и разукрасить шляпы.

Спасибо за урок!

Домашнее задание. Творческий пересказ от лица героев произведения

Отвечают на вопросы, подводят итоги.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Н.Носов "Живая шляпа"

Автор: Людмила Анатольевна Сайманова

Дата: 28.02.2021

Номер свидетельства: 574527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства