Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению В.Ф.Одоевский " Мороз Иванович"»
Урок литературного чтения 3 класс по теме
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Педагогические задачи: создание дидактических условий для раскрытия особенностей литературной сказки В. Ф. Одоевского; способствовать развитию читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; содействовать раскрытию нравственного смысла сказки
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков
Метапредметные: познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры; регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
Коммуникативные: обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Ход урока
I. Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята! Просыпается солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь и вы ему, друг другу и мне.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку книг. Посмотрите, какие книги перед вами.
- Прочитайте названия произведений (Русская народная сказка «Морозко», сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»)
- Знакомы ли вам эти книги?
- Как вы думаете, почему урок я начала с выставки? (ответы детей)
- Что общего может быть у этих произведений? (Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)
- На какие группы вы бы распределили эти сказки? (На авторские и народные)
- Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)
III. Целеполагание
. - Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.
- Откройте учебники на с. 196 и прочитайте название сказки.
- Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? О чем пойдет речь в сказке? (Предположения детей)
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича? (Предположения детей)
– Откуда я узнала, что это сказка? (Написано после заголовка.)
– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.
- Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Сообщение об авторе сказки В. Ф. Одоевском.
- Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие?
Рассказ об авторе с опорой на презентацию
Владимир Федорович Одоевский — известный литератор и общественный деятель. Он необыкновенный человек: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 196. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? (предположения детей)
- Почему так думаете? (дети доказывают свою точку зрения)
2. Работа с эпиграфом.
У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.
Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова? (предположения детей)
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? (Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)
– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.
3. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения.
Попробуйте в парах обсудить значения этих слов рубить платки – студенец – горница – почивать – (По слайду проверяют правильность своих суждений) - Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой. Проверка по эталону.
1.Осмысление (чтение текста с остановками)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
Чтение и анализ первой части сказки
Вопросы после чтения 1-й части
– Говорят ли имена девочек об их делах? (Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)
- Что означает слово рукодельница? (Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)
- Давайте обратимся к толковому словарю Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.
- Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)
– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)
– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? (Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)
– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают.) Чтение текста Ответы на вопросы Объяснение лексического значения слов.
- В прямом или переносном смысле использует выражение автор? (Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)
2) Чтение и анализ второй части сказки
– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? (Она уронила ведерко.)
– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)
– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)
– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока? (ответы детей)
– С чего началась их встреча? (ответ)
– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? (Попросить об этом Мороза Ивановича)
– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? (Предположения детей)
– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.
Физкультминутка
Посмотри в окошко:
(Имитация) Белая дорожка,
(Волнистые движения кистями рук) Занесло качели,
(Вращение руками) Спят под снегом ели.
(Приседание с закрытыми глазами) В небе желтая луна.
(Подтягивание на носочках) Лишь одна не спит она.
(Круговые движения головой)
3) Чтение и анализ третьей части сказки
– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? (Нет. У нее очень замерзли руки)
- Какое слово вместо «замерзли» использует автор? (окоченели)
– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? (Взбила перину, приготовила обед)
– Как отблагодарил её дед? (Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)
4) Чтение и анализ четвертой части сказки
После чтения 1–2-го абзацев:
– Что наказывала нянюшка Ленивице? (Вернуться домой с деньгами) – Справится ли она с работой? Почему? (Предположения детей)
После чтения 4-й части.
– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? (Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед)
– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)
– Справится ли она с этой работой? (Предположения детей)
– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? (ответы детей)
5) Чтение и анализ пятой части сказки
– Чем наградил Ленивицу старик? (Он вместо пятачков дал ей лед) Почему? Чтение текста, обсуждение
(Она была ленивая, ничего не хотела делать) 6) Выявление первичного восприятия текста.
– С кем произошла сказочная история? (С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)
- Какими чертами характера они обладали? (Дети распределяют слова: ленивая, добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые, добрая)
– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?
– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? (ответы детей)
7) Определение главной мысли сказки
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)
– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) Соотнесение качеств героин. Делают вывод
V. Первичная проверка понимания
Работа с пословицами
– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? «Мало хотеть – надо уметь», «Семь раз примерь, один раз отрежь». «В большом деле и маленькая помощь дорога». «Сделав худо, не жди добра», «Что испёк, то и кушай», «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».
Проверка правильности выполнения задания
- Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль: «Какова твоя работа, такова тебе и награда».
– Какую близкую по значению пословицу вы знаете? Работа в группах оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей(Что посеешь, то и пожнёшь.)
– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?
– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой? Перечитывают эпиграф и делают вывод
VI. Итог.
Рефлексия.
– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.) – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? (Отношение к работе, желание прийти на помощь)
– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета. (Учитель выставляет оценки) Оценка учащимися своей учебной деятельности на уроке.
VII.Инструктаж домашнего задания.
1. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.