Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению В. Бианки "Приключения Муравьишки", 3 кл.»
В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Цели и задачи:
создать условия для осмысления содержания сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения;
создать условия для развития мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательного интереса к чтению посредством игровых приёмов;
Ход урока:
Орг. Момент
Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами.
Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
На уроках будь старательным
Будь спокойным и … (внимательным) –
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать)
Будь прилежен на уроке,
Не болтай : ты не … (сорока)
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать)
А помочь захочешь другу
Подними спокойно … (руку) -
Самоопределение к деятельности.
Закройте глаза и послушайте.
Когда в душистом сосняке Личинку тащит муравей.
Присядешь летом на пеньке, Спешит куда-то между
Внимательно вглядись вокруг – Корней большой сосны.
Ты многое заметишь, друг! На толстый сук уселся жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие,
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
Актуализация
- Кто автор сказки? Знакомы ли мы с произведениями Бианки. О чем он пишет?
- А почему Виталия Бианки так интересовала природа,
Родился Виталий Валентинович Бианки в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
Подготовка к основному этапу работы учащихся:
Что случилась с муравьем? Бывали ли с вами такие ситуации? Что вы делаете, оказавшись далеко от дома?
А вы помните, кто помог муравьишке вернуться домой?
Этап обобщения и систематизации знаний
Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке? (Гусеница-Землемер).
Читаем отрывок. Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
Кто дальше встречается на пути у муравья?
- Как охарактеризует его автор? ноги как ходули, между ног голова качается.
Чем отличается паук от муравья? (у него 8 ног)
Прочитаем отрывок, как следующий герой жужелка помогает нашему путешественнику
Впереди картофельное поле. С чем сравнивает автор картофельное поле? Знаете ли вы, что называют ботвой? (стебли и листья картофеля)
- Какой новый персонаж появился в сказке? (блошачок) Чем он отличался он от остальных персонажей? (он сам предложил Муравьишке подвести его.)
Почему его так назвали? (он прыгает, как блоха.)
Как автор характеризует Жучка-Блошачка? Какими словами можно сказать, как передвигается Жучок-Блошачок? Он летает? Ползает? Бегает? Прыгает? Прыгает и при этом щёлкает ножками.
- Что помешало Блошачку доставить Муравьишку до самого дома?
Следующий помощник нашего героя – Кузнечик. Видели ли вы кузнечиков? Что о них знаете?
Физкульминутка
До сих пор Муравьишка двигался по суше, использовал наземный и воздушный транспорт – ползающих, бегающих, прыгающих и летающих помощников-животных. В следующей части сказки ему встретится водная преграда – река. С кем преодолевает реку муравей?
Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Расскажи, как готовится к полету майский жук. Какие чувства испытал Муравьишка во время полета? Как ты думаешь, успеет он попасть в муравейник до заката? Сочувствуешь ли ты герою, желаешь ли ему успеха?
Майский жук
Куда доставил Муравьишку Хрущ? Почему жук не опустил его на муравейник? Догадайся, почему Муравьишка расплакался?
Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
2. Кто помог Муравьишке переправиться через реку? а) Жужелица; б) Гусеница – Землемер; в) Водомер.
3. В какое время года происходит действие в произведении? а) весна; б) лето; в) осень.
4. С каким насекомым не встретился Муравьишки? а) Майский Хрущ; б) Жучок - Блошачок; в) бабочка.
5. Кто помог Муравьишке перебраться через забор? а) Паук – Сенокосец; б) Кузнечик; в) Майский Хрущ.
Можно сказать, что эти насекомые – друзья Муравьишки? Почему? (Да, потому что они помогли Муравьишке добраться домой)
- Все помогали с удовольствием? (Нет, Гусеница-Листовёртка не хотела помогать)
- Почему она отказала? (Она была занята работой)
- Что сделал Муравьишка? (Он укусил Гусеницу)
- Гусеница могла бы помочь? (Да, могла бы помочь, а потом работать)
Подведение итогов.
В чем смысл этого расск аза? во-первых – не отчаиваться, оказавшись в, казалось бы, безвыходной ситуации, во-вторых – всегда искать выход, принимать нестандартные решения, как это сделал муравей, чтобы добраться домой до захода солнца.
Автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые помогут в этом.